г. Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А41-39071/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020 по делу N А41-39071/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
публичного акционерного общества "Россети Московский регион":
Цыганков С.С. (по доверенности от 10.11.2020).
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "Московская объединённая электросетевая компания" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Московский регион") (делее - ПАО "МОЭСК", ПАО "Россети", общество, ответчик) с требованиями об обязании освободить участок лесного фонда от скопления бытового мусора (хворост, древесные отходы, деревянные поддоны, доски) на площади 0,01 га, в объеме 2,0 м3, находящегося в охранной зоне линии электропередач ВЛ ПО KB "Голицыно-Звенигород", в квартале N 9, выделе N 8 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Дунино Одинцовского городского округа Московской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.09.2020 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ПАО "Россети Московский регион" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на том, что истец не доказал, что именно ответчиком засорен лесной участок. При этом судом неверно истолкованы положения Правил пожарной безопасности в лесах. Считает, что комитет избрал ненадлежащий способ защиты права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.10.2019 при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором было выявлено нарушение лесного законодательства в квартале N 9 выделе N 8 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества ГКУ МО "Мособллес" (категория защитности леса, расположенные в первом втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), вблизи д. Дунино, Одинцовского городского округа Московской области, а именно выявлено скопление бытового мусора (хворост, древесные отходы, деревянные поддоны, доски) на площади 0,01 га, в объеме 2,0 м3, который является горючим материалом, находящегося в охранной зоне линии электропередач ВЛ 110 KB "Голицыно-Звенигород".
31 октября 2019 года в адрес ПАО "Россети" было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
15 ноября 2019 года составлен протокол N 06-451/2019 об административном правонарушении, предусмотренном п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ N417 от 30.06.2007, а также выдано предписание N06-451/2019 об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 08.04.2020.
18 декабря 2019 года комитетом вынесено постановление о признании ПАО "МОЭСК" виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, назначен штраф. Штраф ответчиком оплачен.
09 апреля 2020 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий за исполнением предписания N 06-451/2019 от 15.11.2019 выявлено, что ответчик предписание не выполнил, в связи с чем оставлен протокол N 06/093/2020 об административном правонарушении.
20 мая 2020 года в адрес ответчика направлена претензия о необходимости освободить земельный участок лесного фонда.
Поскольку направленная ответчику претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со статьей 53.2 названного Кодекса мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
В соответствии со статьей 45 названного Кодекса разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 16 Правил лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил N 417 установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции из приведенной нормы пункта 35 Правил N 417 сделал верный вывод, что ответчик как владелец линий электропередачи должен при их эксплуатации обеспечивать уборку горючих материалов.
В данном случае ответчик не обеспечил уборку охранной зоны ЛЭП от указанных горючих материалов, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Возражая против удовлетворения иска, общество указывает на отсутствие у комитета полномочий по обращению в суд с иском об освобождении лесного участка, необоснованность предъявления рассматриваемого иска.
Между тем, в соответствии с пунктом 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 основными задачами комитета являются, в том числе осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Обстоятельства привлечения общества к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и выдача в рамках административных правоотношений обществу предписания об устранении нарушений действующего законодательства не исключает возможность предъявления в суд заявления гражданско-правового характера, направленного на устранение допущенных обществом нарушений требований закона, и в защиту публичных интересов - обеспечение пожарной безопасности в лесах, на что также верно указал суд первой инстанции.
При этом следует отметить, что иск подан комитетом на основании вновь проведенного осмотра лесного участка.
Таким образом, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020 по делу N А41-39071/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39071/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области (лесничество ГКУ МО "Мособллес")
Ответчик: ПАО "МОЭСК"