г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А26-12029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Тельтевская Ю.Л. (доверенность от 08.01.2020)
от ответчика: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32245/2020) МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2020 по делу N А26-12029/2019 (судья Богданова О.В.), принятое по иску ООО "Карлис-Вяртсиля" к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия о признании недействительным расчета, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ответчик, Управление МТУ) о признании недействительным расчёта арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020127 на 2019 год, доведенный до арендатора уведомлением N К3749 от 07.12.2018, установлении размера арендной платы в размере 135 240 руб., взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 971 097 руб. 08 коп., а также 101 384 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.08.2020 и до даты фактического исполнения обязательства.
Решением от 24.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Управление МТУ обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что при разрешении спора суд не учел принципы определения размера арендной платы, установленные Правительством Российской Федерации в постановлении от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" (арендатор) заключен договор аренды от 21.11.2006 N 367, в соответствии с которым арендатору под производственную зону передан земельный участок, относящийся к землям федеральной собственности, с кадастровым номером 10:07:002 01 27:17 площадью 65 000 кв. м по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, п.г.т. Вяртсиля.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2006 по 31.12.2009.
Дополнительным соглашением от 24.10.2007 N 1 к Договору срок аренды продлен до 31.12.2031.
В связи с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" в форме присоединение к Обществу сторонами 21.04.2016 подписано дополнительное соглашение к Договору, согласно которому арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020127:17 по договору является истец.
Земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020127:17 относится к землям федеральной собственности.
В адрес Общества уведомлением N К3749 от 07.12.2018 направлен расчет арендной платы на 2019, согласно которому размер арендной платы на 2019 год составляет 2 106 337,06 руб.
Расчет арендной платы произведен путем умножения арендной платы за 2018 год (2 019 498,60 рублей) на коэффициент 1,043.
Между тем судебными актами по делу А26-12839/2018 расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020127:17 в том числе на 2018 год, доведенный до арендатора письмом N К1068 от 18.12.2017 признан недействительным. Размер арендной платы на 2018 год установлен в размере 1 186 785 руб. 60 коп.
Ссылаясь на изменения пункта 6 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и указывая, что ответчик не предпринял действий по установлению рыночной стоимости права аренды, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками из состава государственных земель являются регулируемыми, стороны в силу статьи 424 ГК РФ обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности регламентирован Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил (в действующей редакции) установлено, что ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
Определением от 07.07.2020 суд назначил судебно-оценочную экспертизу, проведение которой поручил эксперту индивидуальному предпринимателю Дунцову Андрею Олеговичу.
В материалы дела представлено заключение эксперта N 8525/20, подготовленное предпринимателем Дунцовым А.О., согласно которому итоговая величина рыночной стоимости права аренды спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 составляет 3 381 000 руб.
Указанное заключение Управление МТУ не оспорило, ходатайств о повторной экспертизе не заявляло.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2020 по делу N А26-12029/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-12029/2019
Истец: ООО "Карлис-Вяртсиля"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия
Третье лицо: Эксперту Дунцову Андрею Олеговичу