город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2020 г. |
дело N А32-19779/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шапкина П.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Краснодарского края в виде резолютивной части от 07.09.2020 по делу N А32-19779/2020 (мотивированное решение от 07.10.2020)
по иску ОАО "Российские железные дороги" Северо-Кавказская железная дорога
к ООО "ИПП"
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Северо-Кавказская железная дорога (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ответчик) задолженности по плате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 35 338,84 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 409,30 руб. за период с 13.05.2019 по 19.05.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35 338,84 руб. с 20.05.2020 по день фактической уплаты денежных средств, государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
07.09.2020 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой в удовлетворении исковых требований отказано.
07.10.2020 в связи с поступлением апелляционной жалобы судом изготовлено мотивированное решение.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что представленные в материалы дела ОАО "РЖД" акты общей формы на начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, копии ведомостей подачи и уборки вагонов, копии дорожных ведомостей, копии извещений о задержке вагонов в пути следования, копии извещений об отправлении вагонов на станцию назначения подтверждают вину грузополучателя в несоблюдении условий Договора и нарушение им технологического срока оборота вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "ИПП" 26.03.2016 заключен договор N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ИПП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 239/2).
В соответствии с пунктом 1 договора N 239/2 осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", и являющимся его продолжением.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 5 договора N 239/2 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора N 239/2 уведомление о предстоящей подаче передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений формы ГУ-2.
Согласно подпункту "в" пункта 15 договора N 239/2 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года N 127-т/1 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги.
Пунктом 11 договора N 239/2 устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов:
- для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час, 00 мин., при подаче вагонов в количестве 24 и менее вагонов- 3 часа;
- для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин.;
- для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10. - 15.04) - 12 час. 00 мин.,
- для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04. - 15.10) - 8 час. 00 мин.
На железнодорожной станции Величковка 30 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 11 мая 2019 года отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 6578-224-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" (также грузополучатель).
По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск, в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 30 апреля 2019 года N 2346 и от 11 мая 2019 г. N 4362.
ОАО "РЖД" за период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 35338,84 рублей.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, истец направил в адрес ответчика претензию исх. от 03.10.2019 N 19/1784 с требованием об осуществлении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования. Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении оспариваемого решения, суд верно исходил из следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
- обращение клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по(номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-t/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 N 15АП-13577/2018 по делу N А32-21859/2017).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований ОАО "РЖД" и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания фактов нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам. Обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования может возлагаться на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования было обусловлено действиями (бездействием) ответчика.
Однако таких доказательств истцом не представлено. Истец не доказал, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, поэтому дорога не могла поставить вагоны с определенным товаром на конкретный путь необщего пользования. Доказательств вины грузополучателя (общества) в задержке вагонов истцом в материалы дела также не представлено.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Верховного суда РФ от 22.02.2018 N 305-ЭС17-23303 по делу N А40-42720/2017, начисление истцом платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случае прибытия вагонов на станцию назначения ранее истечения срока доставки и невозможности использования под погрузку грузополучателем, является необоснованным, так как дата истечения срока доставки привязана к согласованному участниками транспортного процесса графику (ГУ-12) отгрузки. Исходя из этого, следует вывод о неправомерности начисления за простой вагонов в период отставления составов от движения до даты доставки груза, указанной в транспортной железнодорожной накладной, так как этот период времени является периодом следования (движения) поездов к станции назначения.
При этом, из вышеприведенных обстоятельств дела следует, что истцом не представлены доказательства невозможности принятия составов на станции назначения ввиду занятости путей общего пользования в течение всего периода времени, на который составы были отставлены ответчиком от движения и задержаны на промежуточных станциях.
По смыслу положений статьи 39 УЖТ РФ, ответчик обязан внести плату за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, только при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- из-за объективной невозможности, при осуществлении доставки ж/д состава в нормативно определенный срок, приема его железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования
- при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом недоказанность одного из упомянутых обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно Договору N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенному между истцом и ответчиком и регулирующему отношения сторон по предмету спора, осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику и примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением (п. 1 Договора).
Границей железнодорожного пути необщего пользования является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563 (п. 2 Договора).
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3279,9 метров (п. 3 Договора).
Ответчик поясняет, что в Договоре речь идет о железнодорожном пути необщего пользования, находящемся на территории ответчика, развернутая длина которого включает в себя 10 эстакад, на которых производится выгрузка вагонов. Этот путь необщего пользования (об эксплуатации которого идет речь в упомянутом выше Договоре) не примыкает непосредственно к путям общего пользования станции. Как следует из договора, подача на него вагонов ответчику для выгрузки осуществляется через выставочные пути N N 6, 7, 8, 9, 10, 11, принадлежащие ООО "НМТ" (Общество с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал") и упомянутые в п. 7 Договора (в редакции пунктов 3 и 7 протокола согласования разногласий к Договору, подписанного сторонами 12.10.2018). Поскольку выгрузка вагонов на выставочных путях ООО "НМТ", на которые истец подает вагоны со своих путей на путь необщего пользования ответчика, не производится, сверхнормативная выгрузка (оборот) вагонов, о которой говорит истец, происходит на эстакадах ответчика, а не на выставочных путях ООО "НМТ" NN б, 7, 8, 9, 10, 11.
Таким образом, вагоны с грузом подаются с путей станции сначала на выставочные пути ООО "НМТ" N N 6, 7, 8, 9, 10, 11, а затем отводятся локомотивом ответчика через путь N 12 ООО "НМТ" на путь N 101 ответчика с последующей расстановкой по местам выгрузки на эстакадах ответчика.
Следовательно, факт нахождения вагонов на территории ответчика под выгрузкой сверх нормы не препятствует истцу в подаче вагонов на выставочные пути и тем более не создает препятствий для проведения операций с вагонами на путях станции.
Основанием для бросания является занятость путей, в связи с чем станция назначения не имеет возможности приема поездов. Если же у станции имеется возможность подать вагоны грузополучателю, тогда отдельные факты превышения грузополучателем срока технологического оборота вагонов не имеют правового значения.
Поскольку истец не доказал, что выставочные пути, перечисленные в договоре и используемые ответчиком для приема вагонов, на момент бросаний были заняты, в связи с чем он не мог подать спорные вагоны под выгрузку, заявленные требования нельзя признать обоснованными.
В железнодорожных накладных N ЭИ072736 и N ЭИ028579, на основании которых производилась перевозка грузов в спорных вагонах, в графе "отметки перевозчика" содержатся сведения об увеличении срока доставки вагонов на 30 суток на основании акта общей формы N 1 от 12.05.2019.
Вместе с тем, из актов общей формы на начисление платы, составленных истцом, а также извещений о задержке и отправлении спорных вагонов с промежуточной станции Величковка следует, что задержание вагонов по обстоятельствам, которые истец связывает с ответчиком, длилось 11 суток. Плата, предъявленная истцом, начислена, исходя из указанной продолжительности пребывания вагонов на путях общего пользования.
Однако, наличие в вышеуказанных железнодорожных накладных сведений об увеличении доставки вагонов на срок, превышающий период начисления платы ответчику, в отсутствие доказательств того, что причины такого увеличения срока доставки зависели от ответчика, свидетельствует о не подтверждении довода истца о виновности ответчика в нарушении срока доставки.
Как указал ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, в ответе на претензию истца, указанную в приложении к иску, ответчик также обращал внимание, что спорные вагоны задерживались в пути следования ввиду причин, не связанных с действиями (бездействием) последнего, упоминая акты общей формы N 2/4390 от 27.04.2019 и N 4/27483 от 29.04.2019. При этом ответчик ссылался на данные автоматизированной системы ЭТРАН, администрирование которой осуществляется истцом.
В доказательство наличия независящих от ответчика обстоятельств, в силу которых спорные вагоны задерживались в пути следования (что оказало влияние на фактический срок их доставки), ответчик прилагает к настоящему отзыву распечатку сведений из электронной накладной N ЭИ072736, в которой перечислены вышеупомянутые акты общей формы.
Однако доказательства, представленные ответчиком совместно с отзывом, не принимаются апелляционным судом к рассмотрению в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
Отсутствие связи между действиями (бездействием) ответчика и задержанием спорных вагонов в пути следования также усматривается из справок "История продвижения вагона по территории РФ" из автоматизированной системы оперативного управления перевозками, администрируемой истцом, в частности, на примере вагонов N 50500354 (из накладной N ЭИ028579), N 57041147 (из накладной N ЭИ072736) и N 51069557 (из накладной N ЭИ028719), из которых видно, что общее время задержек вагонов в пути следования до момента "бросания" на станции Величковка, т. е. по независящим от ответчика причинам, составило 8 суток. При этом "бросание" на станции Величковка произведено истцом спустя 15 часов с момента прибытия спорных вагонов на указанную станцию.
Из вышеизложенного следует, что вина ответчика в задержании спорных вагонов в пути следования и нарушении в связи с этим срока их доставки отсутствует.
Согласно части 18 статьи 39 Устава, грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, перечисленных в ст. 39 Устава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Истцом не представлено надлежащих доказательств отсутствия у ответчика объективной возможности принять составы, а также того, что отставление вышеуказанных составов было вызвано нарушениями, допущенными ответчиком, которые, в свою очередь, объективно не позволили истцу осуществить доставку поездов в нормативно установленный срок.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования не подлежали удовлетворению.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в связи с предоставленной отсрочкой уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края в виде резолютивной части от 07.09.2020 по делу N А32-19779/2020 (мотивированное решение от 07.10.2020) оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
П.В. Шапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19779/2020
Истец: ОАО "РЖД ", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"