г. Пермь |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А60-56377/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Апогей" - Смирных В.Н., паспорт, доверенность от 06.03.2020, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 сентября 2020 года по делу N А60-56377/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апогей" (ОГРН 1086674027109, ИНН 6674313152)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Апогей" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе (далее - Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 27.06.2019 N 66-15-14/12-6312-2019 по следующим магазинам:
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Реж, ул. Калинина, д. 30 (раздел 1) - п. 1, п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, пр. Ленина, д. 24 (раздел 2) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Мира, д. 7 (раздел 3) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Мира, д. 2 (раздел 4) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Физкультурников, д. 31 (раздел 5) -п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., пгт. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 45 (раздел 6) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Советская, д. 87 (раздел 7) - п. 1, п. 2, п. 3;
магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Горького, д. 59 (раздел 8) - п. 1, п. 2, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Кунавина, д. 24 (раздел 9) - п. 1, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Ленина, д. 24 (раздел 10)-п. 1,п.3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Жуковского, д. 5 (раздел 11) - п. 1, п. 2, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Октябрьская, д. 32 (раздел 12) - п. 1, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Парижской Коммуны, д. 24 (раздел 13) - п. 1, п. 2, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Богданович, ул. Крылова, д. 50 (раздел 14) - п. 1, п. 2, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Кушва, ул. Фадеевых, д. 17 (раздел 15) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Качканар, ул. Свердлова, д. 41 (раздел 16) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Красноуральск, ул. Ленина, д. 11 (раздел 17) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 86 (раздел 18) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 9/1 (раздел 19) - п. 1;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 137 (раздел 20) - п. 1, п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Курьинский, д. 10 (раздел 21) - п. 1, п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, д. 7 (раздел 22) - п. 1, п.2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Краснознаменная, д. 6 (раздел 23) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10, п. 11, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 6 (раздел 24) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, д. 17 (раздел 25) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 13, п. 14, п. 16, п. 17;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 171 (раздел 26) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 7, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Юлиуса Фучика, д. 9 (раздел 27) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 16;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 6 (раздел 28) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Полевской, ул. Бажова, д. 13 (раздел 29) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Полевской, ул. Коммунистическая, д. 20 (раздел 30) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., пгт. Двуреченск, ул. Озерная, д. 15 (раздел 31) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Парковая, д. 4а (раздел 32) -п. 1, п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 55 (раздел 33)- п. 1;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Ильича, д. 16 (раздел 34) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 59 (раздел 35) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Герцена, д. 15 (раздел 36) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Ивдель, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 58 (раздел 37) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 15, п. 18;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Клубная, д. 4 (раздел 38) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Карпинского, д. 23 (раздел 39) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 11, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, д. 15 (раздел 40) -п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Карпинского, д. 18 (раздел 41) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 10, п. 15, п. 16, п. 17;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Серов, ул. Победы, д. 12а (раздел 42) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 6, п. 7, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Серов, ул. Заславского, д. 28 (раздел 43) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 18;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Энгельса, д. 276 (раздел 44) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным предписание Управления об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований N 66-15-14/12-6312-2019 от 27.06.2019 по следующим магазинам:
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Реж, ул. Калинина, д. 30 (раздел 1) - п. 1 (за исключением воды), п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, пр. Ленина, д. 24 (раздел 2) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Мира, д. 7 (раздел 3) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Мира, д. 2 (раздел 4) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Физкультурников, д. 31 (раздел 5) -п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., пгт. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 45 (раздел 6) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Советская, д. 87 (раздел 7) - п. 1, п. 2
магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Горького, д. 59 (раздел 8) - п. 1, п. 2, п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Кунавина, д. 24 (раздел 9) - п. 1(за исключением воды), п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Ленина, д. 24 (раздел 10) - п. 1(за исключением воды), п.3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральского, ул. Жуковского, д. 5 (раздел 11) - п. 1(за исключением воды), п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Октябрьская, д. 32 (раздел 12) - п. 1 (за исключением воды), п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Парижской Коммуны, д. 24 (раздел 13) - п. 1 (за исключением воды), п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Богданович, ул. Крылова, д. 50 (раздел 14) - п. 1 (за исключением воды), п. 3;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Кушва, ул. Фадеевых, д. 17 (раздел 15) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, п. 7, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Качканар, ул. Свердлова, д. 41 (раздел 16) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Красноуральск, ул. Ленина, д. 11 (раздел 17) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 8, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 86 (раздел 18) - п. 1 (кроме воды), п. 3, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 9/1 (раздел 19)-п. 1 (кроме воды);
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 137 (раздел 20) - п. 1 (кроме воды), п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Курьинский, д. 10 (раздел 21) - п. 1 (кроме воды), п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, д. 7 (раздел 22) - п. 1(кроме воды), п.2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Краснознаменная, д. 6 (раздел 23) - п. 1(кроме воды), п. 2(кроме воды), п. 3, п. 5, п. 10(кроме воды), п. 11, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 6 (раздел 24) - п. 1(кроме воды), п. 2(кроме воды), п. 4, п. 8, п.9, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, д. 17 (раздел 25) - п. 1(кроме воды), п. 3, п. 4(кроме воды), п. 5, п. 7, п. 8, п. 13 (кроме воды), п. 14, п. 16, п. 17;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 171 (раздел 26) - п. 1 (кроме воды), п. 2, п. 4, п. 5, п. 7, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Юлиуса Фучика, д. 9 (раздел 27) - п. 1(кроме воды), п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 16;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 6 (раздел 28) - п. 1(кроме воды), п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Полевской, ул. Бажова, д. 13 (раздел 29) - п. 1 (кроме воды), п. 3, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Полевской, ул. Коммунистическая, д. 20 (раздел 30) - п. 1(кроме воды), п. 3, п. 4, п. 5, п. 9;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., пгт. Двуреченск, ул. Озерная, д. 15 (раздел 31) - п. 1(кроме воды), п. 2(кроме воды), п. 4, п. 5;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Парковая, д. 4а (раздел 32) -п. 1, п. 2;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 55 (раздел 33)-п. 1;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Ильича, д. 16 (раздел 34) - п. 1, п. 3, п. 5, п. 6, п. 7;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 59 (раздел 35) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Герцена, д. 15 (раздел 36) - п. 1, п. 4, п. 5, п. 6;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Ивдель, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 58 (раздел 37) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 15, п. 18;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Клубная, д. 4 (раздел 38) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Карпинского, д. 23 (раздел 39) - п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 11, п. 12;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, д. 15 (раздел 40) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 14;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Карпинского, д. 18 (раздел 41) - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 10, п. 15, п. 16, п. 17;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Серов, ул. Победы, д. 12а (раздел 42) - п. 1, п. 2, п. 4, п. 6, п. 7, п. 8;
- магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Серов, ул. Заславского, д. 28 (раздел 43) - п. 1, п. 3, п. 4, п. 5, п. 18;
-магазин "Красное и Белое" - Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Энгельса, д. 276 (раздел 44) - п. 1, п. 2 (кроме воды), п. 4.
В остальной части требований отказано. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АПОГЕЙ".
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований N 66-15-14/12-6312-2019 от 27.06.2019, выданное обществу законным и обоснованным.
В жалобе управление приводит доводы о том, что арбитражный суд не принял во внимание, что для предприятий торговли также применяется не только СП 1.1.1058-01, но и СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", в котором определено проведение производственного контроля, (п.1.4 (об организации производственного контроля в организации торговли любой формы собственности); п.3.2 (требования к качеству воды); п.4.7 (требования к естественному и искусственному освещению); п.4.9 (требования к шуму и вибрации). Ссылка в решении суда на письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 "О типовых программах производственного контроля" и Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 15-1/ООГ-4372, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" несостоятельна, так как указанные документы не являются нормативно-правовыми актами.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Кроме того, общество заявило о пересмотре решения суда в той части, в которой ему отказано в удовлетворении требований. Общество просит дополнительно признать недействительным предписание в части пунктов о производственном контроле поступающей воды и установки контейнерных площадок.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы отзыва на жалобы поддержал.
Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-03-15/10904 от 16.04.2019 в отношении ООО "Апогей" проведена плановая выездная проверка. По окончании проверки в отношении ООО "Апогей" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований N 66-15-14/12-6312-2019 от 27.06.2019.
ООО "Апогей", полагая, что вышеуказанное предписание в оспариваемой части является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из оспариваемого предписания, обществом нарушены требования к проведению производственного контроля СП 1058-01 (кроме п.4.1, указанных на 7 объектах в предписании), а также нарушены пункты СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них сырья и пищевых продуктов", указанные в предписании: п. 1.4 (об организации производственного контроля в организации торговли любой формы собственности), п. 3.2 (требования к качеству воды), п. 4.7 (требования к естественному и искусственному освещению), п. 4.9 (требования к шуму и вибрации).
Судом сделан вывод об отсутствии у общества обязанности по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний.
Административный орган с данными выводами суда не согласен.
Апелляционный суд полагает выводы суда по данному нарушению обоснованными, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В пунктах 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (части 1, 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01.
Согласно пункту 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает в себя, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Содержание приведенных норм позволяет сделать вывод, что исполнение обязанности по осуществлению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний обусловлено видом деятельности, осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В пункте 4.1 СП 1.1.1058-01 приведен исчерпывающий перечень категорий объектов, на которых должен осуществляться производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний. Деятельность магазинов розничной торговли к таким объектам не отнесена.
Поскольку общество объектами, перечисленными в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, не располагает и указанные виды деятельности не осуществляет, на него не может быть возложена обязанность по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2015 N 304-КГ15-1886.
Согласно письму Минтруда России от 17.12.2015 N 15-1/ООГ-4372, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" при проведении специальной оценки условий труда не применяется ввиду того, что в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 768, наличие сертификата соответствия требованиям указанного технического регламента у персональных электронных вычислительных машин (персональных компьютеров) и подключаемого к ним низковольтного оборудования является достаточным условием подтверждения их безопасности для пользователя в условиях эксплуатации.
Таким образом, при проведении специальной оценки условий труда оцениваются не только параметры условий труда на рабочем месте (в рабочей зоне) по следующим показателям: содержание пыли, аэрозолей и других загрязняющих воздух рабочей зоны веществ (при наличии источников), но физические факторы (микроклимат: температура; влажность воздуха; скорость движения воздуха; тепловое излучение; освещенность; температура рабочих поверхностей; шум, вибрация; электромагнитные излучения; физиолого-эргономические исследования) (при наличии источников), следовательно, требование административного органа о проведении контроля за уровнем освещенности на предприятии торговли, за показателями параметров микроклимата, за показателями шума и вибрации, замеров эффективности и исправности работы вентиляционных и канализационных систем, является незаконным, так как действующим законодательством установлен срок проведения специальной оценки условий труда и понуждать к выполнению "ранее установленного" срока недопустимо.
Основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда у общества отсутствуют ввиду того, что для некоторых магазинов "Красное и Белое" срок для проведения специальной оценки условия труда не истек, так как проведение специальной оценки условий труда осуществляется 1 раз в 5 лет.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании нормативных актов, противоречат правовой позиции высшей судебной инстанции, признаны апелляционным судом ошибочными и отклонены.
Доводов по иным эпизодам проверки в апелляционной жалобе управления не приведено.
Общество заявило о пересмотре решения суда в части отказа в признании недействительным предписания осуществлять производственный контроль воды.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СП 2.3.6.1066-01), в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда, распространяются, в том числе на действующие организации торговли, в которых, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль (пункты 1.1, 1.2, 1.4 СП 2.3.6.1066-01).
В соответствии с пунктом 3.2 СП 2.3.6.1066-01 качество воды в организациях торговли должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.
В соответствии с Законом N 52-ФЗ за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе (пункты 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества").
При рассмотрении настоящего спора судом верно установлено, что общество, несмотря на то, что не является организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, тем не менее, используя в помещениях своих магазинов горячую и питьевую воду, подаваемую через системы централизованного водоснабжения, эксплуатирует эти системы, в связи с чем обязано проводить лабораторный контроль за качеством потребляемого ресурса.
Обоснованность названного требования предписания также подтверждается ранее указанной необходимостью обеспечения безопасности пищевой продукции и мест ее реализации; иная его интерпретация обществом способна привести к нарушению санитарных норм.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемое предписание в указанной части правомерным.
Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 установлены следующие требования к размещению организаций торговли: в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Довод ООО "Апогей" о том, что магазины "Красное и Белое" не является рынком, следовательно, применение пункта 2.7 СП 2.3.6.1066-01 и требование управления, выразившееся в обязательной установке для сбора мусора и пищевых отходов раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны, является незаконным, основано на неправильном толковании норм, поскольку СП 2.3.6.1066-01 содержат санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Ссылки заявителя на то, что контейнерная площадка не находится в собственности ООО "Апогей", в связи с чем требования незаконны, правомерно отклонены судом, как основанные на неверном толковании санитарно-эпидемиологического законодательства.
Материалы проверки подтверждают, что мусор накапливается в связи с работой магазина, в связи с чем именно общество обязано обеспечить выполнений требований к организации его работы. То, что торговые помещения обществом арендуются, значения не имеет.
Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить обществу, оснований для признания его недействительным в данной части не имеется.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Апелляционным судом исследованы все доводы сторон, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2020 года по делу N А60-56377/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56377/2019
Истец: ООО АПОГЕЙ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ