город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2020 г. |
дело N А32-10313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактория"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.07.2020 по делу N А32-10313/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фактория"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фактория" (далее - ООО "Фактория", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2019 N 10309000-1233/2019 о привлечении ООО "Фактория" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 06.07.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фактория" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судебное заседание суда первой инстанции 19.06.2020 было проведено в отсутствие представителей ООО "Фактория", несмотря на то, что общество заблаговременно ходатайствовало об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания. В связи с тем, что рассмотрение дела и вынесение обжалуемого судебного акта состоялось в отсутствии законного представителя ООО "Фактория", общество было лишено возможности представить объяснения и замечания по существу спора. В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления; таможней не рассмотрено ходатайство общества о прекращении производства по делу об АП. Судом первой инстанции не дана оценка Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 от 25.12.2012, которым устанавливается принцип обязательного/необязательного предоставления документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям о безопасности. ООО "Фактория" добровольно предприняло действия для получения декларации о соответствии. Для ввозимого сырья, помещенного под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления", не установлено обязательное предоставление в таможенный орган документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, установленным положениями Технического регламента Таможенного союза "О Безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.12.2011 N 880, подтверждение соответствия заявленного товара требованиям TP ТС 021/2011. Представление недействительной декларации о соответствии не послужило основанием для не соблюдения установленных ограничений, учитывая, что по ввезенному товару предоставление ДС не является обязательным. При получении комплекта документов, необходимых для заполнения и подачи таможенному органу ДТ, ООО "Фактория" осуществило проверку действия декларации на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети "Интернет"; на момент предоставления ДС в таможню (27.04.2018) она не имела признаков подделки и значилась как действительная в Едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии; информация о протоколах испытаний, на основании которых выдана ДС не является общедоступной, в связи с чем ООО "Фактория", не являющееся заявителем ДС не имело возможности проверить факт выдачи протоколов испытаний. ООО "Фактория" объективно не могло и не должно было знать о том, что лабораторные испытания, по результатам которых принята ДС проводились с нарушением требований либо вообще не проводились. Также у общества отсутствовали основания оценивать (считать) поведение ООО "Услуги по подтверждению соответствия" (номер аккредитации NКА.1Ш.10АД81 от 19.07.2017), как недобросовестное. Заявитель имел в наличии копию протокола испытаний, указанного в ДС. В момент таможенного оформления у заявителя не было оснований усомниться в достоверности протокола, они не содержали подчисток, помарок, имели живую печать и подпись главврача ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" Х.Х. Батчаева. Общество не имеет никакого отношения ни к протоколу испытаний, ни к регистрации ДС, все эти действия были проведены аккредитованными органами, и у заявителя не было никаких оснований усомниться в компетентности и законности их действий.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 18.11.2020 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Сулименко Н.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Фактория" на Крымский таможенный пост Краснодарской таможни подана декларация на товар (далее - ДТ) N 10309090/270418/0001017, в которой заявлен товар - виноградный концентрированный сок (сусло), с числом Брикса 70, для переработки, код товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) 2009 69 190 0.
В отношении вышеуказанного товара при подаче декларации на товары N 10309090/270418/0001017 необходимо было представить документ об оценке (подтверждении) соответствия - декларация о соответствии, соответствия товара обязательным требованиям, определенным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР 021/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (далее - ТР 023/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882.
Согласно положениям Технического регламента Таможенного союза "О Безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 023/2011), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.12.2011 N 882, подтверждение соответствия заявленного товара требованиям ТР ТС носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия.
В целях соблюдения установленных запретов и ограничений при таможенном оформлении обществом представлена декларация о соответствии (далее - ДС) от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978, согласно сведениям, содержащимся в ДС, документ принят на основании протокола испытаний от 18.04.2018 N 3747.05.03, выданного Испытательным лабораторным центром (далее - ИЛЦ) Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево- Черкесской Республике".
В целях соблюдения требований таможенного законодательства, в части подтверждения соблюдения ООО "Фактория" запретов и ограничений - мер технического регулирования, на основании статей 310, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенным органом проведена проверка документов и сведений, представленных обществом при декларировании товаров, о чем был составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 03.06.2019 N 10309000/25.4/030619/А0079.
Согласно письму ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" от 12.03.2019 N 04-470 образцы товара в учреждение не представлялись и не исследовались, соответствующий протокол не составлялся и не регистрировался.
В отношении товаров, задекларированного по ДТ N 10309090/270418/0001017 в декларации на товары заявлены сведения о недействительной декларации о соответствии от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978, принятой на основании недействительного протокола испытаний от 18.04.2018 N 3747.05.03, которая не подтверждает соответствие указанного товара обязательным требованиям, определенным техническими регламентами Таможенного союза.
Таможенным органом в действиях ООО "Фактория" были установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление недействительных документов, если такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, запретов и ограничений.
По указанному факту Краснодарской таможней в отношении ООО "Фактория" было возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-1233/2019 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.10.2019 Краснодарской таможней, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении ООО "Фактория" был составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-1233/2019 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении таможенным органом вынесено постановление от 04.12.2019 N 10309000-1233/2019 о привлечении ООО "Фактория" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза обязанностей (пункт 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза лица, определенные данным кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с данным кодексом для совершения таможенных операций.
Пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлена обязанность декларанта представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 к запретам и ограничениям относятся, в частности, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры технического регулирования.
В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза (статья 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
В соответствии со статьей 3 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 (далее - ТР ТС) объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (статья 22 ТР ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза 023/2011 концентрированный сок - сок, произведенный путем физического удаления из сока прямого отжима части содержащейся в нем воды в целях увеличения содержания растворимых сухих веществ не менее чем в два раза по отношению к исходному соку прямого отжима. При производстве концентрированного сока может быть применен процесс экстракции сухих веществ из измельченных фруктов и (или) овощей той же партии, из которых предварительно был отделен сок, посредством питьевой воды при условии, что продукт данной экстракции добавляется в исходный сок до этапа концентрирования внутри одного поточного технологического процесса.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 76 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011) или сведений о таком документе".
Рассматриваемый товар включен в указанный Перечень - соки из фруктов и (или) овощей (кроме томатного), в том числе: сок прямого отжима, восстановленный сок, концентрированный сок, диффузионный сок, в том числе концентрированный диффузионный сок (из 2009 ТН ВЭД).
Согласно пункта 6 статьи 8 ТР ТС 023/2011 при декларировании соответствия соковой продукции из фруктов и (или) овощей заявитель может использовать типовые схемы декларировании соответствия 1д, 2д, 3д, 4д, изложенных в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ТР ТС 023/2011 заявителем при оценке (подтверждении) соответствия соковой продукции из фруктов и (или) овощей, за исключением государственного контроля (надзора), могут быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Стороны на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза и (или) других технических регламентов Таможенного союза, действия которых на нее распространяются, и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Согласно пункта 3 статьи 8 ТР ТС 023/2011 заявитель обязан обеспечивать соответствие соковой продукции из фруктов и (или) овощей требованиям, установленным этим техническим регламентом.
Декларация о соответствии техническим регламентам Союза это документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза (пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол).
Пунктами 3, 5 Протокола установлены, что в технических регламентах Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия.
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции (статья 21 ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 23 ТР ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных техническим регламентом - ТР ТС 021/2011.
ООО "Фактория" при декларировании соответствия товара была применена схема декларирования 3д, которая включает в себя проведение испытаний образцов пищевой продукции, принятие и регистрация декларации о соответствии.
В целях соблюдения установленных запретов и ограничений на товары при таможенном оформлении ООО "Фактория" была представлена декларация о соответствии от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978, и принятая на основании протокола испытаний от 18.04.2018 N 3747.05.03, выданного Испытательным лабораторным центром Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике".
В ходе проведения надзорных мероприятий Краснодарской транспортной прокуратурой из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" была получена информация (исх. N 04-470 от 12.03.2019), из которой следует, что продукция, указанная в названном протоколе испытания, не исследовалась, протоколы исследований не выдавались, образцы товаров в лабораторию не предоставлялись, соответственно, в отношении заявленных в ДТ N 10309090/270418/0001017 товаров нарушены установленные запреты и ограничения, а именно, декларация о соответствии 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978 не распространяет свое действие на задекларированный товар в связи с неисполнением требований ТР ТС 021/2011, 023/2011 в части фактического отсутствия испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
Материалами дела подтверждается, что декларация о соответствии продукции выдана на основании протокола испытания, факт выдачи которого испытательная лаборатория не подтверждает.
Учитывая изложенное, декларация о соответствии от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978, принятая на основании протокола, существование которого не подтверждено, не может быть признана действительной.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы об отсутствии надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.
Законный представитель общества был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении.
Также общество извещалось о времени и месте рассмотрения материалов дела об АП путем вручения телеграммы от 28.11.2019 (л.д. 101 том 1).
От общества в таможенный орган в отношении производства по делу об административном правонарушении поступили дополнительные документы, сведения и пояснения, а также ходатайство от 02.12.2019 о рассмотрении дела об АП в отсутствие представителей.
Доводы жалобы о допущенном судом первой инстанции нарушении норм процессуального права, вследствие которого нарушены права ООО "Фактория" на участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание), не могут быть приняты.
Действительно, в обжалуемом решении суда отражено, что общество обратилось с ходатайством об участии в онлайн-заседании 19.06.2020, и указанное ходатайство было одобрено судом.
Как указано в решении суда, в судебном заседании 19.06.2020 имел место технический сбой, в связи с чем, провести судебное заседание в режиме онлайн суду не удалось. Дело рассмотрено Арбитражным судом Краснодарского края в отсутствие представителей ООО "Фактория".
Между тем, указанное обстоятельство не входит в перечень оснований, которые влекут безусловную отмену судебного акта апелляционного суда, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, исходя из положений части 3 приведенной нормы, могут повлечь отмену судебного акта только в том случае, если они повлекли принятие неверного судебного акта.
ООО "Фактория" имело возможность полностью изложить свою правовую позицию в заявлении, а также, с учетом объявленного перерыва в судебном заседании, представить дополнительные пояснения по делу в письменном виде.
В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения спора, не является препятствием для его рассмотрения.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ООО "Фактория" об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения.
В жалобе общество указывает, что при получении комплекта документов, необходимых для заполнения и подачи таможенному органу ДТ, ООО "Фактория" осуществило проверку действия декларации на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети "Интернет"; на момент предоставления ДС в таможню (27.04.2018) она не имела признаков подделки и значилась как действительная в Едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии; информация о протоколах испытаний, на основании которых выдана ДС не является общедоступной, в связи с чем ООО "Фактория", не являющееся заявителем ДС не имело возможности проверить факт выдачи протоколов испытаний. ООО "Фактория" объективно не могло и не должно было знать о том, что лабораторные испытания, по результатам которых принята ДС проводились с нарушением требований либо вообще не проводились. Также у общества отсутствовали основания оценивать (считать) поведение ООО "Услуги по подтверждению соответствия" (номер аккредитации N КА.1Ш.10АД81 от 19.07.2017), как недобросовестное. Заявитель имел в наличии копию протокола испытаний, указанного в ДС. В момент таможенного оформления у заявителя не было оснований усомниться в достоверности протокола от 06.06.2018 N 4861.05.03 (копия имеется в материалах дела) они не содержали подчисток, помарок, имели живую печать и подпись главврача ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" Х.Х. Батчаева.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Декларация о соответствии от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978 была получена ООО "Фактория" от ООО "ВиноТэк", которое в свою очередь, получило услугу от ООО "Услуги по подтверждению соответствия" в соответствии с договором на оказание услуг.
С декларацией о соответствии обществу "Фактория" также был передан протокол испытаний от 18.04.2018 N 3747.05.03 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" с подписью Х.Х. Батчаева и печатью.
Декларация о соответствии от 18.04.2018 N ЕАЭС N RU Д-ЕК.АД81.В.03978 была зарегистрирована органом по сертификации.
Указанные сведения были внесены в единый реестр зарегистрированных деклараций о соответствии, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации).
Вместе с тем, спорная декларация о соответствии принята на основании протоколов, существование которого не подтверждено.
ООО "Фактория", как заявителем декларирования соответствия не представлены доказательства надлежащей проверки, а также получения протоколов лабораторных исследований в испытательном лабораторном центре ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике".
Доказательств обращения общества в испытательный центр с целью проверки фактического проведения испытаний, обществом не представлено.
ООО "Фактория", будучи добросовестным участником отношений, поручив подготовку документов, подтверждающих соответствие оформляемого товара требованиям технических регламентов третьим лицам, не проверило их действительность, в том числе, наличие протокола лабораторных исследований, указанного в спорной декларации, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к подготовке документов, необходимых для таможенного оформления и вине в совершении административного правонарушения.
Общество "Фактория", как профессиональный субъект предпринимательской деятельности в сфере внешнеторговых отношений, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Именно декларант ООО "Фактория" представило в таможенный орган при декларировании товаров по ДТ N 10309090/270418/0001017 недействительные документы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2)
Согласно оспариваемому постановлению, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Таким образом, обществу был назначен административный штраф выше минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из текста оспариваемого постановления следует, что административным органом не были установлены обстоятельства, отягчающие либо смягчающие административную ответственность общества.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минимальный размер административного штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 50 000 руб. Установленный в рассматриваемом случае размер штрафа в два раза превышает минимальный размер наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие обоснованной таможней соразмерности характера совершенного правонарушения и назначенного обществу наказания.
В силу названных норм, суд апелляционной инстанции считает, что постановление Краснодарской таможни от 04.12.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1233/2019 в части назначения обществу административного штрафа в размере, превышающем 50 000 руб. является незаконными и подлежит отмене.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2020 подлежит отмене в части отказа в признании незаконными и отмене постановления Краснодарской таможни от 04.12.2019 N 10309000-1233/2019 в части штрафа, превышающего 50 000 рублей. В остальной части решение суда является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2020 по делу N А32-10313/2020 отменить в части отказа в признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 04.12.2019 N 10309000-1233/2019 в части штрафа, превышающего 50 000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 04.12.2019 N 10309000-1233/2019 в части штрафа, превышающего 50 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10313/2020
Истец: ООО Фактория
Третье лицо: Краснодарская таможня