г. Киров |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А29-8230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Акваград", администрации муниципального образования городского округа "Инта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2020 по делу N А29-8230/2020
по иску прокурора Республики Коми в интересах муниципального образования городского округа "Инта"
к администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН 1104008366, ОГРН 1021100859438), к обществу с ограниченной ответственностью "Акваград" (ИНН 1105024466, ОГРН 1171101007560)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951)
о признании торгов и договора недействительными, о возврате имущества,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Коми, действующий в интересах муниципального образования городского округа "Инта" в лице главы городского округа "Инта" (далее - истец, Прокурор РК), обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация, ответчик-1), к обществу с ограниченной ответственностью "Акваград" (далее - Общество, ответчик-2, ООО "Акваград") о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона в части лота N 48, проведенных на основании извещения N 04/2019 и документации об аукционе, размещенных 29.08.2019 Администрацией на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru; о признании недействительным договора о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа "Инта", от 07.10.2019 N 194, заключенного между Администрацией и Обществом; о применении последствий недействительности указанного договора в виде возврата имущества Администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Акваград", Администрация обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Администрация в апелляционной жалобе указала, что истец не указал ни одного лица, имеющего намерение инвестировать в систему ЖКХ города Инта. По мнению ответчика-1, применение последствий недействительности договора от 07.10.2019 N 194 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МОГО "Инта", в виде возврата имущества Администрации приведет к прекращению оказания потребителям города Инта услуг холодного водоснабжения и водоотведения и создаст режим ЧС. В этой связи Администрация приходит к выводу о том, что исковое заявление Прокурора РК не направлено на защиту интересов муниципального образования и его граждан. Администрация считает, что судом первой инстанции не учтен тот, факт что ООО "Акваград" является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения; в случае исполнения Обществом оспариваемого судебного акта, ООО "Акваград" будет лишено возможности осуществления своей деятельности.
ООО "Акваград" в апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) передача спорного имущества осуществляется по концессионным соглашениям, за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации прав на имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Общество в апелляционной жалобе обращает внимание на то, что 06.06.2019 между ОАО "Интаводоканал" (арендодатель) и ООО "Акваград" (арендатор) заключен договор аренды имущества, технологически связанного с имуществом, переданным по договору от 07.10.2019 N 194. Поскольку имущество, переданное ООО "Акваград" по договору аренды от 07.10.2019 и договору аренды имущества от 06.06.2019, технологически связанно и входит в общий комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения потребителям города Инта, передача прав владения и (или) пользования данным имуществом может осуществляться не только по концессионным соглашениям. Также ООО "Акваград" заявлен довод о том, что Общество является единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям города Инты. Отсутствие договора о передаче в аренду недвижимого имущества в целях предоставления населению услуг холодного водоснабжения и водоотведения повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которое выразится в не обеспечении жизнедеятельности граждан, проживающих на территории муниципального образования городского округа "Инта". Применение последствий недействительности договора от 07.10.2019 N 194 приведет к выбытию из производственного цикла водоснабжения и водоотведения используемого ООО "Акваград" имущества н прекращению оказания потребителям города Инта услуг холодного водоснабжении и водоотведения.
Коми УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу указало, что поскольку срок между датой ввода в эксплуатацию объектов водоотведения и водоснабжения (наиболее поздняя дата ввода в эксплуатацию одного из передаваемых в аренду объектов - 1997 год) и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, объекты, указанные в лоте N 48, могли быть переданы только по конкурсу на право заключения концессионного соглашения. В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Администрацией неправомерно принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества по лоту N 48 вместо конкурса на право заключения концессионного соглашения, предусмотренного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений. Коми УФАС России не согласно с доводами апелляционных жалоб об отсутствии иных хозяйствующих субъектов, претендующих на муниципальное имущество в сфере водоснабжения, поскольку такие субъекты могут быть выявлены лишь при публичном объявлении торгов; в рассматриваемом случае торги в установленном законодательством порядке не проводились.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии по приватизации муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Инта" от 29.08.2019 N 03 комиссией принято решение о проведении открытого аукциона по продаже права аренды имущества, целевое назначение которого - осуществление производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории муниципального образования городского округа "Инта" (т.1 л.д.17-30).
В связи с вышеизложенным Администрацией 29.08.2019 утверждена документация об аукционе N 04/2019, в том числе в отношении имущества по лоту N 48.
Согласно пункту 3 раздела III Информационной карты документации об аукционе объектом аренды по лоту N 48 являются объекты, используемые для осуществления производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории муниципального образования городского округа "Инта".
29.08.2019 извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 24.09.2019 (т.1 л.д.31-49), протоколом подведения и итогов открытого аукциона от 26.09.2019 (т.1 л.д.50-52) победителем торгов в виде открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества по лоту N 48 признано ООО "Акваград".
07.10.2019 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор о передаче в аренду имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа "Инта" N 194 (далее - договор аренды) (т.1 л.д.53-55).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду имущество, перечисленное в Приложении N 1 к настоящему договору, для использования в целях: осуществление производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории муниципального образования городского округа "Инта".
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды срок аренды определяется по 05 октября 2020 года.
По акту приема-передачи от 07.10.2019 к договору аренды Администрация передала, а Общество приняло спорное имущество (т.1 л.д.56).
Как указал истец в исковом заявлении, в силу положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем может быть осуществлена только на основании концессионного соглашения, которое заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В нарушение указанных требований Администрация передала имущество - объекты водоснабжения на основании договора аренды по результатам открытого аукциона, торги в форме открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения не проводились.
Нарушение Администрацией порядка передачи указанного муниципального имущества в пользование Общества явилось основанием для обращения Прокурора РК в суд с иском о признании проведенных торгов и заключенного по их результатам договора недействительными, а также применении последствий недействительности такого договора в виде обязания ответчика возвратить полученное по сделке имущество.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно абзацу 4 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу абзацев 2, 3 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" отражено, что предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (часть 3 статьи 52 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В абзаце 2 пункта 74 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (часть 2 статьи 1).
Целями Закона N 115-ФЗ являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ (в редакции на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ (на момент возникновения рассматриваемых отношений) объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата).
В части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ установлено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что объектом спорного договора аренды являются объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности. Наиболее поздняя дата ввода в эксплуатацию одного из передаваемых в аренду объектов водоснабжения - 1997 год.
Согласно части 6 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В силу части 33 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.
В части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) было установлено, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Закон N 103-ФЗ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 08.05.2013.
Таким образом, до 01.01.2015 правила части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ применялись с исключениями, установленными частью 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ.
В рамках настоящего спора договор аренды заключен 07.10.2019, то есть за пределами указанного выше переходного периода.
Из системного анализа положений изложенных норм следует, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется либо по договорам аренды таких систем и (или) объектов, либо по концессионным соглашениям. Круг отношений, регламентируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Если дата ввода в эксплуатацию указанных объектов не может быть определена или превышает пять лет, то права владения и (или) пользования передаются исключительно по концессионным соглашениям. В ситуации, когда дата ввода в эксплуатацию таких объектов составляет менее пяти лет, передача прав в отношении указанных объектов осуществляется по договорам аренды, заключаемым по результатам конкурсов. Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
Установленное в части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ исключение со ссылкой на предоставление рассматриваемых прав в соответствии с антимонопольным законодательством не может быть истолковано как расширяющее названный перечень способов передачи прав. По смыслу частей 1 и 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нормы антимонопольного законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона N 416-ФЗ, устанавливающими специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения. Соответственно, в рассматриваемой норме речь идет о возможности при обязательном соблюдении оговоренных в нем условий передачи указанных прав по договорам аренды, заключаемым без проведения конкурса. При этом договор аренды, заключаемый в соответствии с таким исключением, в любом случае должен соответствовать требованиям, установленным в статьях 41.2, 41.3 Закона N 416-ФЗ.
В силу части 2 статьи 41.2 Закона N 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия: 1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение; 2) размер арендной платы; 3) срок договора аренды; 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов; 6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды; 7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.
На основании части 1 статьи 41.3 Закона N 416-ФЗ арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан: 1) эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам указанных систем; 2) достигнуть плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание; 4) вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, которые предусмотрены договором аренды; 5) разрешать представителям арендодателя проводить осмотр имущества в соответствии с условиями, установленными договором аренды; 6) заключать новые договоры, обеспечивающие поставку арендатору электрической энергии (мощности), необходимой для производства товаров, оказания услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием переданного в аренду имущества, в случае расторжения (прекращения действия) ранее заключенных договоров поставки электрической энергии, а также в случае наступления предусмотренных законодательством об электроэнергетике обстоятельств, указывающих на невозможность для поставщика электрической энергии осуществлять дальнейшую поставку электрической энергии (мощности) арендатору; 7) предоставлять поставщику электрической энергии, являющемуся гарантирующим поставщиком, новые банковские гарантии в случаях и в порядке, которые предусмотрены частями 3 - 8 настоящей статьи; 8) предоставлять арендодателю надлежащим образом заверенные копии заключенных арендатором новых договоров поставки электрической энергии, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных арендатором гарантирующему поставщику электрической энергии новых банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу гарантирующему поставщику электрической энергии указанных гарантий, в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения указанных договоров или выдачи указанных гарантий.
Между тем представленный в материалы дела договор аренды имущества от 06.06.2019, заключенный между ОАО "Интаводоканал" (арендодатель) и ООО "Акваград" (арендатор) не содержит всех указанных выше обязательных условий.
Таким образом, оспариваемый договор противоречит существу действующего на момент его заключения законодательного регулирования обязательств по предоставлению в аренду объектов водо- и теплоснабжения, в связи с чем является ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ с учетом правовой позиции, приведенной в абзаце 2 пункта 74 Постановления Пленума N 25 от 23.06.2015.
Доводы апелляционных жалоб о том, что единственной организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Инты, является ООО "Акваград", судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не освобождает предприятие от соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному вывод о том, что договор, заключенный без проведения конкурса, противоречит законодательству Российской Федерации о концессионных соглашениях, поскольку при проведении торгов и заключении договора аренды нарушены публичные интересы муниципального образования и требования законодательства, в том числе часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, так как Администрация передала Обществу во владение и пользование сети холодного водоснабжения без заключения концессионного соглашения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Поскольку доказательств возврата муниципального имущества (объектов водоснабжения), переданного по акту приема-передачи от 07.10.2019, не представлено, суд первой инстанции обоснованно обязал ООО "Акваград" возвратить спорное имущество Администрации.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции по существу вопроса и не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2020 по делу N А29-8230/2020 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2020 по делу N А29-8230/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акваград", администрации муниципального образования городского округа "Инта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8230/2020
Истец: Прокуратура города Сыктывкара в интересах муниципального образования городского округа Инта в лице главы городского округа Инта
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа Инта, ООО "Акваград"
Третье лицо: Прокуратура Республики Коми, Упраление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми