г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А56-127209/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27259/2020) ООО "СИЭЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2020 г. по делу N А56-127209/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИЭЛ"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИЭЛ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - Комитет, административный орган) от 20.11.2019 о назначении административного наказания N 21198-19/ДП, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением суда от 30.05.2020 г. оспариваемое постановление Комитета изменено в части назначенного Обществу наказания, суд снизил размер административного штрафа до 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.05.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Комитетом не доказано событие и состав правонарушения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, правом пользования недрами на месторождении "Надино" обладает ООО "СИЭЛ" на основании выданной лицензии на пользование недрами ЛОД 47193 ТЭ со сроком действия до 25.11.2048 г.
Границы участка лицензирования месторождения "Надино" совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 47:26:0510001:13, принадлежащем на праве собственности гражданам.
С 30.09.2019 по 11.10.2019 природоохранной прокуратурой в отношении Общества проведена проверка на местонахождении "Надино" в Тосненском районе Ленинградской области.
В ходе проверки на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0510001:13, который с 09.11.2017 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, зафиксированы работы, связанные с пользованием недрами - добыча песка, песчаного материала.
На момент проверки Прокуратурой установлено, что на месторождении осуществляется добыча полезного ископаемого, на территории присутствует работающий автотранспорт, экскаваторы, фронтальные погрузчики. Территория находится под охраной, установлен шлагбаум.
Кроме того, в ходе осмотра участка недр "Надино" на территории карьера, в точке с координатами 59.619143, 31.21 1196 зафиксирована бытовка из неокрашенного профлиста на бетонном основании, рядом с которой обнаружены следы пролива ГСМ на недра.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.10.2019.
По факту выявленных нарушений Обществом требований пунктов 1, 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 "О недрах", п.п. "б" п. 4.1 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47193 ТЭ Прокуратурой 11.10.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Фактически в действиях Общества усматривались нарушения по добыче песка без правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования до начала добычных работ на участке лицензирования, а также загрязнение месторождения горюче-смазочными материалами.
Указанное постановление и копии материалов проверки направлены в Комитет для рассмотрения дела по существу.
Постановлением от 20.11.2019 N 21198-19/ДП Комитет привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением в связи с чем оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив штраф до 150 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ являются отношения в сфере пользования недрами. Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия и (или) требования технического проекта.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет пользование недрами на основании выданной Комитетом лицензии по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, месторождение "Надино" в границах земельного участка с кадастровым номером 47:26:0510001:13.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 "Обязанности недропользователя" Приложения 1 "Условия пользования недрами..." к лицензии ЛОД 47193 ТЭ недропользователь обязан обеспечить оформление правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования до начала добычных работ на участке лицензирования.
На момент выдачи лицензии земельный участок с кадастровым номером 47:26:0510001:13 относился к категории земель земли сельскохозяйственного назначения.
Для осуществления на указанном земельном участке деятельности, связанной с пользованием недрами собственники участка инициировали его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии с Распоряжением Правительства Ленинградской области от 09.11.2017 N 583-р осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером 47:26:0510001:13 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Распоряжение N 583-р оспорено в судебном порядке и Решением Ленинградского областного суда по административному делу N За-21/2019 от 14.01.2019 признано недействующим со дня принятия. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решение Ленинградского областного суда по административному делу N За-21/2019 от 14.01.2019 оставлено без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Следовательно, на основании решения суда земельный участок с кадастровым номером 47:26:0510001:13 с 09.11.2017 имеет категорию земель (земли сельскохозяйственного назначения), не соответствующую целям недропользования.
Кроме того, в соответствии со статьей 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) к основным требования по рациональному использованию и охране недр относится предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, а также охрана месторождения полезных ископаемых от затопления, обводнения, Пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения или осложняющих их разработку.
Аналогичные правила закреплены в пункте 4 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" (далее - Правила охраны недр). Данные Правила являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", остатки дизельного топлива на грунте классифицируются, как "Остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства" (код 4 06 910 01 10 3 классификационного каталога).
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" данный вид отходов в соответствии со степенью оказываемого негативного воздействия на окружающую среду отнесён к 3 классу - классу умеренно-опасных отходов.
Подпунктом "а" пункта 4.4 "Обязанности недропользователя" Приложения 1 "Условия пользования недрами..." к лицензии ЛОД 47193 ТЭ предусмотрено, что недропользователь обязан обеспечить соблюдение установленных требований по охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что на территории карьера установлена бытовка из неокрашенного профлиста на бетонном основании, рядом с которой обнаружены следы пролива ГСМ на недра.
Таким образом, факт нарушения Обществом вышеприведенных требований пунктов 1, 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 "О недрах", п.п. "б" п. 4.1 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47193 ТЭ установлен административным органом, подтверждается материалами дела (протоколом осмотра, постановлением, фотоматериалами) и Обществом надлежащими доказательствами не опровергнут.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
При этом сам факт отмены Распоряжения судебными органами не является таковыми обстоятельствами, учитывая, что и после вступления Решения Ленинградского областного суда по административному делу N За-21/2019 в законную силу Общество продолжило осуществлять добычу песка и загрязнять земельный участок, имеющий категорию земель сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть. 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судом первой инстанции не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции также не установлено.
Апелляционная коллегия ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
Суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела, принципы соразмерности и индивидуализации наказания, посчитал возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного штрафа до 150 000 руб.
По мнению апелляционного суда, наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2020 года по делу N А56-127209/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИЭЛ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127209/2019
Истец: ООО "СИЭЛ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ