г. Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А40-164147/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "МИП-Строй N 1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-164147/19
по иску ООО "МИП-Строй N 1"
к ООО "Юнэкт-С"
о взыскании 2.805.274 руб. 79 коп.
при участии:
от истца: |
Мирошниченко В.А. по доверенности от 17.06.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МИП-СтройN 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Юнэкт-С" о взыскании 2.805.274 руб. 79 коп., в том числе: 2.210.476 руб. 64 коп. убытков, причиненных поставкой ненадлежащего качества; 39.348 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2019 г. по 31.05.2019 г., начисленных на сумму заявленных ко взысканию убытков, и далее по дату фактической оплаты убытков, на основании договора поставки от 10.10.2017 г. N10/10/2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы 30.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "МИП-СтройN 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию по спору.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "МИП-Строй N 1" (покупатель) и ООО "Юнэкт-С" (поставщик) заключен договор поставкиN 10/10/2017 от 10.10.2017 г. на поставку железобетонных изделий и комплектующих для колодцев (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, Поставщик обязуется передать Покупателю (далее - Заявка), оформленным по форме Приложения N 2 к Договору и являющимся неотъемлемой частью Договора, железобетонные изделия,
комплектующие для колодцев (далее - Товар) на условиях, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, а Покупатель обязуется принять и оплатить переданный Поставщиком Товар.
Условия об оплате товара определяются сторонами в надлежащим образом оформленном счете на оплату.
В соответствии с п.4.1 Договора, Поставляемый Товар должен соответствовать действующему в Российской Федерации законодательству, государственным стандартам, установленным для данного вида продукции в Российской Федерации.
В соответствии с п.6.1.5 договора, в момент передачи товара поставщик обязуется предоставить покупателю товаросопроводительную документацию, в том числе транспортную накладную (в соответствии с Приложением N 4 к Правилами перевоза грузов автомобильным транспортом, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272) и документы о качестве Товара оформляемые в соответствии с действующими в Российской Федерации стандартами.
Согласно п.6.2.1 Договора при приемке товара покупатель проверяет его соответствие сведениям, указанным в заявке, счете на оплату и товарных накладных по наименованию, количеству, ассортименту и комплектности.
В соответствии с п.6.2.3 Договора в случае выявления недостатков качества товара после его приемки, основанием для предъявления претензии Поставщику является Рекламационный акт, подписанный Покупателем.
В адрес Поставщика Покупателем была направлена заявка N 07 от 20.06.2018 г. на поставку в наименовании указана "плита перекрытия КП-21 у" в количестве 35 шт, в которой аббревиатура "у" обозначает "усиленная".
27.08.2018 г. Покупателем произведена оплата по счету N 533 от 15 августа 2018 г., что подтверждается платежным поручением N 22677 от 27.08.2018 г. на сумму 892 160,00 рублей, из них 555 450 (Пятьсот пятьдесят пять тысяч четыреста пятьдесят) рублей за поставку "КП-21 у Плита покрытия коллектора" в количестве 35 шт., стоимостью 15 870 рублей за единицу.
Факт передачи Товара Поставщиком Покупателю подтверждается следующими документами первичного бухгалтерского учета: УПД N 407 от 29.08.2018 г.; транспортной накладной N 1 от 29.08.2018 г.; УПД N 449 от 11.09.2018 г.; транспортной накладной N 1 от 11.09.2018 г.; УПД N 435 от 12.09.2018 г.; транспортной накладной N 1 от 12.09.2018 г.; УПД N 468 от 19.09.2018 г.; транспортной накладной N 1 от 19.09.2018 г.
В момент отгрузки и приема плит КП-21 У, Поставщиком были предоставлены технические паспорта N 407 от 29.08.2019 г. и N 444 от 11.09.2018 г., в графе "обозначение ГОСТ или ТУ" которых указано соответствие ТУ 400-1-250-89.
В обоснование своих требований, истец указывает на то, что после приемки Товара Покупателем были выявлены недостатки, касающиеся его качества.
27.11.2018 г. составил рекламационный акт (акт освидетельствования недостатков применяемых материалов, далее - Акт), который был подписан комиссией, в состав которой входили как представители Покупателя так и представитель со стороны Поставщика - генеральный директор И.И. Анохин. В результате освидетельствования комиссия пришла к следующему выводу: "Плиты КП21у" производства ООО "Юнэкт-С" в количестве 35 штук изготовлены с грубыми нарушениями, а именно выявлены существенные недостатки в виде поперечных трещин по центральной части и ребрам жесткости на всю ширину плит, превышающие нормативные значения.
По мнению истца, поставленный Товар не соответствует требованиям проекта и непригоден для эксплуатации. Выявленные недостатки Товара носят существенный и неустранимый характер.
ООО "МИП-Строй N 1" оплатил поставленный Товар, своевременно обнаружил недостатки данного Товара, зафиксировал их в Акте, генеральный директор ООО "Юнэкт- С" Анохин И.И. подписал данный Акт, тем самым согласился с ненадлежащим качеством Товара.
Согласно п.6.2.7 Договора, Поставщик обязуется в течение срока, указанного Покупателем, принять все необходимые меры для устранения выявленных несоответствий товара, покупатель вправе самостоятельно выбирать метод устранения несоответствий (возврат, замена), известив Поставщика о своем выборе. Независимо от метода, выбранного Покупателем, Поставщик обязан устранить недостатки Товара в течение 5 (Пяти) календарных дней, если иной срок на устранение недостатков не согласован Сторонами.
В связи с ограниченными сроками производства работ, ООО "МИП-Строй N 1" было вынуждено самостоятельно принять меры по устранению недостатков в поставленном Товаре, а именно осуществить следующие работы по перекладке плит коллектора: демонтажные работы стоимостью 640 668,49 руб.; работы по восстановлению конструкций стоимостью 1 192 089,95 руб.; работа механизмов стоимостью 377 718,20 руб.
Таким образом, общая стоимость работ по устранению недостатков Товара составила 2 210 476 руб. 64 коп.
В адрес Ответчика 12.03.2019 г. была направлена претензия N 3537/2019 от 11.03.2019 г., о частичном отказе от исполнения договора, возврате денежных средств за поставку товаров ненадлежащего качества, а также возмещении убытков, причиненных поставкой товара ненадлежащего качества (почтовый идентификатор
N 12531924045419). Согласно сведениям официального сайта ФГУП "Почта России", 21 марта 2019 г. вышеуказанная претензия получена адресатом, следовательно, как считает истец, обязательства по перечислению денежных средств наступили в момент уведомления, то есть получения претензии N 3537/2019 от 11.03.2019 г. Ответчику был установлен разумный срок на оплату задолженности в течение 5 дней, однако, денежные средства в адрес ООО "МИП-Строй N 1" - 25 марта 2019 г. не поступили, в связи с чем, на указанную сумму истец начислил ответчику проценты в порядке ст.395 ГК РФ.
В соответствии с расчетом, размер процентов подлежащих взысканию с ООО "Тоннельный отряд N 1" за период с 26.03.2019 г. по 31.05.2019 г. составил 39 348,15 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Доводы истца, изложенные в жалобе, основаны на несогласии с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Как полагает истец, суд первой инстанции не обратил должного внимания на доводы ответчика относительно поставки плиты ненадлежащего качества, подмены ответчиком заказываемой и согласованной в заявке плиты КП-21у на плиту КП-21. Истец так же утверждает в своих объяснениях, что учитывая, внешнее соответствие товара, полное соответствие предоставленным документам, истец принял товар без замечаний.
Вместе с тем, данные доводы являются необоснованными.
Между ООО "Юнэкс-С" (Поставщик) и ООО "МИП-Строй N 1" (Покупатель) был заключен договор поставки N 10/10/2017 (далее - Договор). В рамках данного Договора истцом была подана заявка N 07 от 20.06.2018 г. (далее - Заявка) на поставку продукции "Плита перекрытия КП-21 у" в количестве 35 штук. В соответствии с Заявкой указанные "Плиты перекрытия КП-21 у" должны быть изготовлены на основании проекта 11-4026-М-2012.85-16-2505-7с-204-00-ОК2 изм.З, альбом ПС 332. Вместе с тем, данный проект истцом предоставлен не был.
В соответствии с п. 12.4.3 "СП 63.13330.2012. Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/8) расчетные значения характеристик материалов усиливаемой конструкции принимают исходя из проектных данных с учетом результатов обследования согласно правилам, принятым при поверочных расчетах.
Таким образом, плиты КП-21у не являются серийной продукцией, изготавливаются путем усиления арматуры исходя из конкретных требований проекта, без проекта изготовить данные плиты невозможно.
В виду отсутствия проекта, истцу был выставлен счет N 533 от 15.08.2018 г. на плиты КП-21, по просьбе менеджера ООО "МИП-Строй N 1" Колосова А. М.наименование КП-21 было изменено на КП-21 у без увеличения стоимости.
Товар, то есть фактически плиты КП-21, были приняты Покупателем в полном объеме, что подтверждается УПД N 407 от 29.08.2018 г., ТН от 29.08.2018 г, УПД N 449 от 11.09.2018 г., ТН от 11.09.2018 г., УПД N 435 от 12.09.2018 г., ТН от 12.09.2018, УПД N 468 от 19.09.2018 г., ТН от 19.09.2018 г.
В технических паспортах N 444 от 11.09.2018 г., N 468 от 19.09.2018 г., N 435 от 12.09.2018 г. на поставленные изделия указано наименование плит КП-21, в УПД N 435 от 12.09.2018 г, транспортной накладной N 1 от 12.09.2018 г. также фигурирует наименование товара КП-21, более того, поставленные ответчиком плиты содержат маркировочную надпись с наименованием продукции КП-21, которое соответствует наименованию в паспортах качества на товар.
Согласно п. 7.3. ГОСТ 13015-2012 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения" основными маркировочными надписями являются:
- марка конструкции;
-товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;
- штамп технического контроля.
Информационные надписи содержат:
* дата изготовления изделия;
* значение массы изделия (для изделий, масса которых превышает 0,8 т).
В соответствии с п. 6.2 Договора приемка товара осуществляется покупателем в следующем порядке: при приемке товара покупатель проверяет его соответствие сведениям, указанным в Заявке, счете на оплату и товарных накладных по наименованию, количеству, ассортименту, комплектности (п. 6.2.1 Договора).
Если при приемке товара обнаружатся несоответствие товара по качеству и/или количеству (объему), представители Сторон, участвующие в приемке, составляют Акт, в котором отражаются претензии по качеству или объему (количеству) передаваемого товара с указанием сроков их исполнения и принятого решения о возврате, или замене поставленного Товара. Указанный в настоящем пункте Акт подписывается представителями сторон, участвующими в приемке товара, и является основанием для предъявления претензии Поставщику о несоответствии Товара условиям Договора.
Согласно п. 6.2.10 Договора по всем остальным вопросам, связанным с приемкой Товара по количеству и качеству, стороны руководствуются Инструкциями П-6, П-7, утвержденными постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. и 25.04.1966 г. соответственно.
В соответствии с п. 16 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных приприемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
Вместе с тем, Товар был осмотрен и принят истцом без нареканий, в соответствии с представленными в материалы дела товарно-транспортными накладными при передаче товара истцу железобетонных изделий они были осмотрены, трещин, сколов не обнаружено, претензий не последовало, истец был осведомлен о фактической передаче ему плит КП-21 и товар был принят в полном объеме.
Истец утверждает, что выводы суда относительно несоответствия акта освидетельствования дефектов требованиям Инструкции П-6 и П-7, утвержденными постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. и 25.04.1996 г. соответственно, и несоблюдение истцом ее положений не основательны.
Данный довод истца так же является необоснованным в виду следующего.
Согласно п. 6.2.10 Договора поставки N 10/10/2017, заключенному между истцом и ответчиком, по всем остальным вопросам, связанным с приемкой Товара по количеству и качеству, стороны руководствуются Инструкциями П-6, П-7, утвержденными постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. и 25.04.1966 г. соответственно.
В соответствии с п. 33 Инструкции П-7 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 г. (далее -Инструкция П-7) акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции, составляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.
Однако в самом Договоре сторонами не оговариваются требования к составлению Рекламационного акта.
Согласно п. 9 Инструкции П-7 Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
На основании п. 29 данной Инструкции по результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.
Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.
В этом акте должно быть указано:
а) наименование получателя продукции и его адрес;
б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;
е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;
ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;
л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, другие обязательные правила и договор);
м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;
о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;
п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их;
р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;
с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;
т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;
у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо
указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;
ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
Согласно п. 30 Инструкции Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.
Таким образом, представленный истцом акт освидетельствования дефектов применяемых материалов от 27.11.2018 г. нельзя квалифицировать как акт о скрытых недостатках, поскольку он не соответствует требованиям, изложенным в Инструкции П-7 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 г.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-164147/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164147/2019
Истец: ООО "МИП-СТРОЙ N 1"
Ответчик: ООО "ЮНЭКТ-С"