город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2020 г. |
дело N А53-8759/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от общества: представитель Филонова Е.В. по доверенности от 29.08.2020 N 495 (до перерыва),
от организации: директор Трухлова И.А., выписка (до и после перерыва), представитель Иванов Н.Н. по доверенности от 09.02.2020 (до и после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 по делу N А53-8759/2018 по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Донэнерго"
о взыскании пени,
по встречному иску
о признании общедомовых приборов непригодными к расчетам,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58" (далее - организация) задолженности с 01.10.2017 по 31.12.2017 в размере 337 082 рублей 36 копеек, пеней с 16.10.2017 по 12.07.2018 в размере 42 986 рублей 62 копеек, пени, начисленные на сумму долга (337 082 рубля 36 копеек) на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) с 13.07.2018 по день фактической уплаты долга (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 5, л. д. 76 - 80).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Донэнерго" (далее - третье лицо, АО "Донэнерго").
Решением от 19.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2019, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А53-8759/2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении общество обратилось с исковым заявлением к организации о взыскании задолженности в размере 337 082 рублей 36 копеек, пени в размере 44 364 рублей 66 копеек (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Организация обратилось в суд со встречным иском к обществу о признании непригодными для расчетов общедомовые приборы учета электрической энергии, установленные в МКД по адресам: ул. Красноармейская, 174 в период с 01.01.2011 по 21.11.2017, пер. Халтуринский, 167 в период с 01.01.2014 по 07.10.2019, ул. Баумана, 6а/8 в период с 01.07.2016, ул. Журавлева, 150 в период с 03.09.2014, ул. Нижнебульварная, 28 в период с 01.01.2014, ул. М. Горького, 147 а литер А, ул. Максима Горького, 147 б, литер А, ул. Максима Горького, 147 б литер Б, пр-кт. Буденновский, 24,ул. Журавлева, 150, ул. Нижняя Бульварная, 28, ул. Серафимовича, 60 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С организации в пользу общества взыскана неустойка в размере 44 365 рублей 66 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 6259 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, организация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе организация просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.10.2020 отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами. В рамках настоящего дела обстоятельства, установленные при рассмотрении встречного иска, имеют важнейшее значение, так как определяют способ расчета объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (СОИД). По мнению заявителя жалобы дела N N А53-6672/2019 и А53-25681/2018 не являются преюдициальными, так как в вышеуказанных делах рассматривались периоды, не совпадающие с периодом по настоящему делу. Также суд не учел, что в вышеуказанных делах не рассматривались вопросы пригодности трансформаторов тока (ТТ), являющихся частью измерительных комплексов. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправомерно отклонены доводы организации об истечении межповерочных интервалов трансформаторов тока по указанным ответчиком МКД, следовательно, как считает заявитель жалобы, в удовлетворении встречного иска отказано неправомерно. Вывод суда первой инстанции относительно даты начала управления ответчиком МКД по ул. Пушкинская, 137/50 не соответствует материалам дела. По мнению заявителя жалобы, управляющая организация приступает к управлению МКД и несет все обязательства, связанные с управлением общим имуществом МКД с даты, указанной в соответствующем приказе Госжилинспекции области о включении МКД в лицензию управляющей организации, а не с даты заключения договора с собственниками помещений. Согласно приказа Госжилинспекции области, имеющегося в материалах дела, сведения о МКД по ул. Пушкинская, д. 137/50 включены в лицензию ответчика с 01.01.2018. Однако, судом необоснованно и незаконно признаны подлежащим оплате со стороны ответчика объемы электроэнергии, потребленные в целях содержания общего имущества МКД в октябре, ноябре и декабре 2017 года. Судом необоснованно признана сумма задолженности за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 в размере 204 501 рубля 24 копеек. Судом не учтено, что истцом не были сделаны корректировки и перерасчеты, связанные с наличием "минусовых" объемов потребления в предшествующие периоды. Также судом не исследовались расчеты истца на предмет корректности произведенных начислений. Независимо от учета оплат, поступивших от ответчика по платежным поручениям N 2147483647 от 12.07.2018, N 164743 от 12.07.2018, N 159582 от 12.07.2018, N 159451 от 12.07.2018, N 159453 от 12.07.2018, N 159451 от 12.07.2018, N 38 от 04.09.2019, N 39 от 12.09.2019, у ответчика не существовало никакой задолженности перед истцом за период, указанный в исковом заявлении. Судом неправомерно и необоснованно удовлетворены требования о взыскании пени. Суд не учел установленных злоупотреблений со стороны истца в части сокрытия данных о наличии "минусовых" объемов потребления электроэнергии и злонамеренного отказа истца от производства учета "минусовых" объемов последующие периоды. В связи с наличием переплаты со стороны ответчика никакой пени взыскано быть не может. Кроме того, судом принят произвольный расчет пени со стороны истца без всякой проверки и оценки. В связи с ошибочным подходом суда к обстоятельствам, связанным с наличием непригодных к измерениям трансформаторов тока, суд неправильно подошел к подсчету объема электроэнергии на общедомовые нужды в период, указанный в исковом заявлении.
Вместо применения показаний приборов учета по МКД по адресам: ул. Красноармейская, 174, пер. Халтуринский, 167, ул. Баумана, 6а/8, ул. М. Горького, 147 А литер А, ул. М. Горького, 147 Б литер А, ул. М. Горького, 147 Б литер Б, пр. Буденновский, 24, пер. Журавлева, 150, ул. Нижнебульварная, 28, ул. Серафимовича, 60 необходимо было применить нормативный метод расчета. Несмотря на то, что суд в решении указал на непригодность прибора учета по ул. М. Горького, никакого влияния это факт на расчеты объемов электроэнергии на общедомовые нужды не оказал. Судом не дана оценка тому факту, что в предшествующие периоды истец получил завышенную оплату, связанную с недобросовестным поведением истца при расчете объемов потребления по коммунальным квартирам. Следовательно, у истца имелись излишне полученные от ответчика денежные средства. Однако, суд не дал этому обстоятельству никакой оценки при назначении пени.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
В представленном в материалы дела отзыве третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.
Представители организации заявили отвод председательствующему судье Чотчаеву Б.Т. и судье Маштаковой Е.А.
В связи с заявлением отвода в судебном заседании объявлен перерыв в течение дня до 15 час. 20 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в 15 час. 25 мин. с участием тех же представителей организации.
Представители организации в судебном заседании поддержали заявленный до перерыва отвод председательствующему судье Чотчаеву Б.Т. и судье Маштаковой Е.А., дали пояснения относительно причин отвода.
Определением от 15.12.2020 организации в удовлетворении заявления об отводе председательствующего судьи Чотчаева Б.Т. и судьи Маштаковой Е.А. отказано.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы продолжено в том же составе суда.
Установлено, что в судебное заседание после перерыва представители общества и третьего лица в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель организации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, начиная с 01.10.2013 по настоящее время общество осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества.
Управление многоквартирными домами осуществляет организация, что подтверждается Выпиской из реестра лицензий Ростовской области, в котором содержится поадресный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов, размещённой на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области (http://qzhi.donland.ru/).
Общество осуществляет поставку энергоресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности от 15.04.2015 N 124 по следующим адресам:: г. Ростов-на-Дону ул. Серафимовича. 60, ул. Серафимовича, 37, ул. Серафимовича, 27, ул. Б. Садовая, 60, ул. Б. Садовая, 43, пр-т Буденновский, 24/56, пр-т Буденновский, 4, ул. Темерницкая, 56/23, ул. Баумана, 6 А/8, ул. М. Горького, 155, ул. Красноармейская, 204, ул. Социалистическая, 178, пер. Кольцовский, 5/7, ул. Согласия, 21, ул. Согласия, 20, пер. Халтуринский, 61, пер. Халтуринский, 167, пер. Халтуринский, 61/22, пр-т Ворошиловский, 77/157, пр-т Ворошиловский, 78, ул. Красноармейская, 174, пер. Университетский, 65, ул. Седова, 16, ул. Журавлева, 150, ул. Нижнебульварная, 28, ул. Нижнебульварная, 30, ул. Шаумяна, 45, ул. Шаумяна, 45/28, ул. Красноармейская. 222, ул. Красноармейская. 222/61, ул. Таганрогская, 118.
Договоры энергоснабжения заключены с каждым гражданином в отдельности, открыты лицевые счета, по которым ведется учет потребленной электроэнергии, начисления и оплаты.
За период с 01.09.2017 по 31.12.2017 фактически в спорные многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании организации, поставлена электрическая энергия, объем которой подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления также подтверждается сведениями о показаниях ИПУ, дате их получения от граждан.
В связи с неоплатой поставленной электрической энергии обществом заявлено о взыскании задолженности за поставку электрической энергии за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 в размере 337 082 рублей 36 копеек, пени за период с 16.06.2017 по 12.07.2018 в размере 39 597 рублей 31 копейки, а также пени по день фактической оплаты.
Ненадлежащее исполнение организацией обязательств по оплате сверхнормативного ОДН послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 72 Основных положений N 442 и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Правилами N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. В соответствии с частью 11 статьи 12 Закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году. Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Как указывалось выше, организация в спорный период не обратилась в ресурсоснабжающую организацию с целью заключения договора энергоснабжения.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Фактически в многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании организации за период с 01.09.2017 по 31.12.2017, поставлена электрическая энергия, объем которой подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления также подтверждается сведениями о показаниях ИПУ, дате их получения от граждан.
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 Правил N 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Корректность произведенного обществом расчета потребленной на ОДН электрической энергии по ряду квартир, являющихся коммунальными квартирами, отражена в альтернативном расчете суммы долга.
Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 Жилищного кодекса Российской Федерации). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника (часть 2 статьи 43 указанного Кодекса).
Из положений пункта 50 Правил N 354 следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к данным Правилам N 354. Указанные формулы используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан. При этом применение формулы зависит от наличия или отсутствия тех или иных величин, включенных в формулы в виде наличия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета коммунальной услуги, наличие комнатных приборов учета, наличия соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса, потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Суд первой инстанции признал обоснованным доводы организации о некорректности расчета задолженности по МКД, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 147а. Находящиеся в управлении организации в спорный период МКД, расположенные по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147А, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147Б литер А; г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147Б литер Б, относятся к домам литерной застройки.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер. В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 (вступил в силу с 01.01.2017, введен Постановлением N 1498 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. Согласно справочному расчету истца от 24.09.2020 (неоднократно корректируемому истцом с учетом доводов ответчика и сложившейся судебной практики между сторонами за иные периоды) задолженность за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 составляет 0 рублей 00 копеек (сумма долга, без учета оплат, составляла 204 501 рубль 24 копейки).
Признавая указанный (справочный) расчет надлежащим с учетом указанных в контррасчете адресов, и отклоняя контррасчет организации, суд первой инстанции правомерно учел судебную практику и установленные судами в рамках дел N N А53-29295/2019, А53-6672/2019, А53-25681/2018, А53-516/2019 обстоятельства, по спору между теми же лицами за иные периоды взыскания задолженности.
Судом первой инстанции принято во внимание, что в справочном расчете истца учтены доводы ответчика о наличии в МКД коммунальных квартир, потребление электроэнергии комплексом светофорного регулирования, уточненные площади МОП, литерность МКД. Иные доводы организации судом первой инстанции отклонены правомерно.
Согласно разъяснениям, данными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном им 06.07.2016 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), вопрос N 3 раздела "Обязательственное право", в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 (вступил в силу с 01.01.2017, введен постановлением N 1498 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. При расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив" только при отсутствии технической возможности установки прибора учета, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627. Таких доказательств ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса, исходя из норматива потребления, обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Возражения организации по установке общедомовых приборов учета в МКД по пер. Халтуринский, 167, ул. Журавлева, 150, ул. Баумана, 6а/8, Буденновский 24 - являлись предметом исследования в рамках дела N А53-6672/2019 и отклонены судом.
В отношении МКД по ул. Нижнебульварная, 28, пер. Кольцовский, 5/7, пр. Ворошиловский, 78, пер. Университетский, 65, ул. Темерницкая, 56 возражения организации также являлись предметом исследования в рамках дела N А53-516/2019 и отклонены судом.
В отношении МКД по ул. Журавлева, 150 также имеется акт проверки (замены) средств учета от 03.09.2014 N 24/1851, составленный сетевой организацией АО "Донэнерго". Доводы организации по указанным МКД являлись предметом рассмотрения в рамках дела N А53-25681/2018.
Приборы учета, установленные в литерном доме - ул. М. Горького 147 А в силу указанных норм, не могут быть признаны непригодными к расчетам, однако до установки общедомовых приборов учета на всех МКД, входящих в данный литер, использоваться для расчетов потребленной электроэнергии не могут.
Доводы организации о том, что вышеуказанные судебные акты не являются преюдициальными, отклоняются, как основанные на неправильном применении норм процессуального права.
Вступившими в законную силу судебными актами по вышеуказанным делам установлен факт надлежащего ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию.
Из положений раздела X Основных положений N 442 следует, что под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
В соответствии с требованиями пункта 172 Основных положений N 442 сетевой организацией производились инструментальные проверки общедомовых приборов учета, результаты которых были оформлены актами проверки, содержащими заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную на розничных рынках электрическую энергию, о соответствии расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Акты проверки работы приборов учета и состояния измерений электрической энергии, представленные по иным делам в материалы дела, содержат информацию, указанную в пункте 81 Правил N 354. Необходимый статус коллективного прибора учета подтверждается актом проверки, в котором отражена вся необходимая информация о приборе учета и месте установки.
С учетом изложенного организация не могла не знать о факте установки ОДПУ, доказательства того, что ОДПУ из-за нарушения технологии их установки либо из-за своих технических недостатков не могли использоваться в спорный период в расчетах, в материалы дела не представлены.
Осуществляя управление общим имуществом дома, организация имела возможность осуществить контроль не только учета входа в сеть дома электроэнергии, но и индивидуального потребления.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр, где: Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.
В случае когда величина Употр превышает объем Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Указанный правовой подход изложен в судебном акте Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
К объему отрицательных СОИД за период январь - март 2017 года, обществом к контррасчету организации и требованиям организации о перерасчете, в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявлено о применении срока исковой давности.
В 2016 году действовала редакция Правил N 354 от 29.06.2016 N 17, согласно которой плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46 Правил N 354).
Согласно пункту 47 Правил N 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Суд первой инстанции верно установлено, что из расчета суммы долга за 2016 год по МКД, в которых образовалось отрицательное ОДН, общество за указанный месяц не выставляло организации к оплате сверхнормативное ОДН. Более того, данная разница была учтена в расчетах с организацией. При изложенных обстоятельствах обществом при расчете суммы долга за 2016 год произведен учет отрицательного значения ОДН, стоимость электрической энергии, приходящаяся на объемы отрицательного значения ОДН, не удержана обществом, последний неосновательно не обогащается на данную суммы именно за счет организации, напротив, произвел последнему возврат сумм.
Поскольку до 01.01.2017 величина ОДН входила в состав платы за коммунальную услугу, получателем которой являлась ресурсоснабжающая организация, управляющая компания не вправе претендовать на зачет отрицательного ОДН, возникшего до 01.01.2017.
Доводы организации об истечении межповерочных интервалов трансформаторов тока по указанным МКД правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно свидетельству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2014 об утверждении типа средств измерений, в отношении трансформаторов тока Т-0,66 установлен межповерочный интервал - 8 лет.
Суд признал обоснованным возражения о том, что 01.11.2017 смежной сетевой организацией ООО "Донэнерготранзит" составлен акт N 17/11-3 о непригодности к расчетам общедомового прибора учета N 11070085000095 в МКД по ул. М. Горького, 155.
21.11.2017 ООО "Донэнерготранзит" составлен акт N 17/11-21, согласно которому произведена замена прибора учета (снят N 11070085000095), установлен счетчик N 117167730. Однако за указанный период с 01.11.2017 по 21.11.2017 расчет истцом производился по прибору учета, признанному непригодным.
Согласно пункту 59.1 Правил N 354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям данного прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Данный расчет производится начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как верно установлено судом первой инстанции, в альтернативном расчете общества сумма долга откорректирована в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354.
Учитывая изложенное, в удовлетворении уточненных встречных исковых требований отказано правомерно, в том числе ввиду ненадлежащего способа защиты права.
Суд первой инстанции признал обоснованным сумму задолженности за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 в размере 204 501 рубля 24 копеек. С учетом оплат, поступивших от организации по платежным поручениям N 147483647 от 12.07.2018, N 164743 от 12.07.2018, N 159582 от 12.07.2018, N 159451 от 12.07.2018, N 159453 от 12.07.2018, N 159451 от 12.07.2018, N 38 от 04.09.2019, N 39 от 12.09.2019, судом первой инстанции установлено, что задолженность организации перед обществом отсутствует. В удовлетворении требований общества о взыскании задолженности в размере 337 082 рублей 36 копеек судом первой инстанции отказано в связи с отсутствием задолженности на момент рассмотрения настоящего дела и поступлением последней оплаты 12.09.2019.
В указанной части решение суда первой инстанции обществом не обжалуется.
По мнению заявителя жалобы, управляющая организация приступает к управлению МКД и несет все обязательства, связанные с управлением общим имуществом МКД с даты, указанной в соответствующем приказе Госжилинспекции области о включении МКД в лицензию управляющей организации, а не с даты заключения договора с собственниками помещений. Согласно приказа Госжилинспекции области, имеющегося в материалах дела, сведения о МКД по ул. Пушкинская, д. 137/50, включены в лицензию ответчика с 01.01.2018. Однако, судом необоснованно и незаконно признаны подлежащим оплате со стороны ответчика объемы электроэнергии, потребленные в целях содержания общего имущества МКД в октябре, ноябре и декабре 2017 года.
Указанные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном понимании норм права.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из официальных данных системы ГИС ЖКХ, договор на управление МКД был заключен организацией с гражданами, проживающими в данном доме 01.10.2017, следовательно, объемы электроэнергии, потребленные в целях содержания общего имущества МКД в октябре, ноябре и декабре 2017 года заявлены обществом правомерно.
Обществом заявлены требования о взыскании пени за период с 16.10.2017 по 12.07.2018 в размере 39 579 рублей 31 копейки, а также пени по день фактической оплаты задолженности, начиная с 13.07.2018 в размере, установленном абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
С учетом погашения задолженности в полном объеме 12.09.2019, обществом представлен расчет пени в размере 44 365 рублей 66 копеек.
С учетом положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании пени в размере 44 365 рублей 66 копеек.
Довод организации об отсутствии у суда первой инстанции оснований для начисления пени ввиду того, что у общества имелись излишне полученные от организации пени, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие установленным материалами дела обстоятельствами, вопреки доводам организации, начисленная задолженность за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 признана обоснованной, однако оплачена с просрочкой, в связи с чем пени начислены правомерно.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 по делу N А53-8759/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8759/2018
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РСУ-58"
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2278/2021
19.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19061/20
05.10.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8759/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8759/18
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7708/19
03.06.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5172/19
19.02.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8759/18