г. Киров |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А28-16311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии представителя ответчика: Шестопаловой Н.И. по доверенности от 16.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхосунского сельского потребительского общества
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2020 по делу N А28-16311/2019
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к Верхосунскому сельскому потребительскому обществу
(ИНН: 4335000634, ОГРН: 1024300665894)
о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куприт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Верхосунского сельского потребительского общества (далее - ответчик, Потребительское общество) 570 310 рублей 12 копеек долга за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик не согласен с распространением типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на отношения, возникшие до его заключения. Как указывает ответчик, в связи с этим был подготовлен протокол разногласий, а кроме того, были совершены действия по регистрации контейнерных площадок и установке собственных контейнеров. В дополнениях к апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что согласно актам обследования зданий магазинов, принадлежащих Потребительскому обществу, площадь, фактически используемая под магазины, значительно меньше, чем указано в свидетельствах о праве собственности. Ответчик ссылается на подпункт "в" пункта 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), в соответствии с которым нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий объектов, на которых образуются отходы. Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии с распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 N 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области" (далее - Распоряжение от 12.01.2018 N 1) норматив накопления ТКО на территории Кировской области для категории продовольственный магазин установлен в размере 1,2 куб.м. в год, для категории промтоварный магазин - 1,0 куб.м. в год, расчетная единица 1 кв.м. Также ответчик обращает внимание, что ряд деревень находятся в отдаленных и труднодоступных местах Фаленского района, где в связи с погодными условиями периодически отсутствовал проезд к населенным пунктами, следовательно, услуга по вывозу ТКО не оказывалась. Кроме того, ответчиком осуществлялось складирование ТКО в собственном помещении.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию по делу.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 64, статьями 65, 71, 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 309, 310, пунктами 1, 2 статьи 426, пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 4 статьи 24.6, пунктами 1, 4, 5 статьи 24.7, пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 1, 5, 8.1, 8.17, 8.18, 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктом 6, подпунктом "а" пункта 5 раздела II Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), и исходил из того, что материалами дела подтверждается факт оказания истцом ответчику коммунальной услуги по вывозу ТКО надлежащего качества, и наличие задолженности по ее оплате.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 (15)) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 Правил N 206 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на территории Кировской области Общество является региональным оператором и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 24.04.2018, заключенным Обществом с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (уполномоченный орган).
Ответчик обратился к истцу (региональный оператор) с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Общество направило Потребительскому обществу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 16.01.2019 N 6582-2019/ТКО (далее - договор) (лист дела 36).
По условиям договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, расчет объема ТКО, расчет стоимости ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно приложению N 1 к договору (пункт 15 договора).
Согласно приложению N 1 к договору объем ТКО определяется исходя из нормативов накопления ТКО.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Расчетным периодом является календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора - с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 791,35 руб. за куб.метр, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 827,34 руб. за куб. метр (пункт 5 договора).
Договор действует с даты применения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО, но не позднее чем с 01.01.2019 и до 31.12.2019 (пункт 26 договора).
Получив от истца проект договора, и не согласившись с рядом его условий, в том числе касающихся объемов принимаемых ТКО, способов учета объемов, количеств контейнеров, периодичности вывоза ТКО, ответчик направил подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 21.05.2019.
Ответчик направил истцу заявления от 10.06.2019, от 11.06.2019 с просьбой внести изменения в договор в связи с изменением обстоятельств (закрытие магазинов, установкой собственных контейнеров).
В адрес ответчика истцом направлены проекты дополнительных соглашений от 10.06.2019 N 6582-2019/ТКО-1, от 01.07.2019 N 6582-2019/ТКО-2 о внесении изменений в договор (в Приложение N 1).
Подписанные Потребительским обществом дополнительные соглашения в адрес истца не были направлены.
Таким образом, поскольку разногласия по договору не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В период с января по май 2019 года истцом оказаны услуги по обращению с ТКО, что подтверждается актами об оказании услуг.
По расчету истца сумма долга ответчика по оплате данных услуг составила 570 310 рублей 12 копеек.
Доводы ответчика о том, что поскольку предложенный истцом договор Потребительским обществом подписан 21.05.2019 с разногласиями, то оплата за оказанные по договору услуги не может начисляться ранее указанной даты, правильно отклонены судом первой инстанции. Договор на условиях типового договора действует в спорный период, и цена применяется по утвержденному в этот период в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, что соответствует указанным выше нормам права.
В пункте 4 договора и в пункте 1.3 соглашения от 24.04.2018 также установлено, что региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Кировской области в сфере регулирования тарифов, но не позднее, чем с 01.01.2019.
Исходя из приведенных выше норм, до заключения договора на иных условиях услуги оказываются на условиях типового договора, а коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, что закреплено в форме типового договора регионального оператора для юридических лиц и предпринимателей.
При этом расчет объема ТКО производился исходя из нормативов накопления, установленных Распоряжением от 12.01.2018 N 1 (1 куб.м. в год для промтоварных магазинов, 1,2 куб.м. в год - для продовольственных магазинов) (приложение N 1 к договору, счета-фактуры).
Показатели расчетной единицы учтены истцом из заявлений ответчика, указавшего площади магазинов, и соответствуют им.
В связи с этим доводы ответчика, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, не принимаются.
Доводы ответчика о том, что ряд деревень находятся в отдаленных и труднодоступных местах Фаленского района, где в связи с погодными условиями периодически отсутствовал проезд к населенным пунктам, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с пунктом 16 раздела VI Правил N 1156 и пунктом 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
Доказательства составления указанного акта ответчиком не представлены.
Доводы ответчика об установке собственных контейнеров не принимаются, поскольку собственные контейнеры, как следует из материалов дела, ответчик начал устанавливать, начиная с июня 2019 года. С января по июнь 2019 года ответчиком лишь велась работа по организации контейнерных площадок, а, следовательно, иной способ коммерческого учета объема отходов не мог применяться в спорном периоде и по этой причине.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Потребительского общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2020 по делу N А28-16311/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Верхосунского сельского потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16311/2019
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: Верхосунское сельское потребительское общество