г. Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А40-22811/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Перспектива" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 мая 2020 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-22811/20, принятое судьей И.А. Васильевой, по исковому заявлению Акционерного общества "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329, ИНН: 7736520080) к Товариществу собственников жилья "Перспектива" (ОГРН: 1067746856517, ИНН: 7721561083) о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ТСЖ "Перспектива" с иском о взыскании:
77 850 руб. 07 коп. задолженности за поставленную электроэнергию в период с сентября по октябрь 2019 г. по договору энергоснабжения N 98255868 от 01.12.2008 г.;
1 317 руб. 00 коп. неустойки за период с 10.11.2019 г. по 03.02.2020 г.,
неустойки, начисленной в порядке абз. 9 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки на сумму долга за 09.2019 года в размере 31 381,99 руб. начиная с 04.02.2020 по дату фактической оплаты;
неустойки, начисленной в порядке абз. 9 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки на сумму долга за 10.2019 года в размере 46 468,08 руб. начиная с 04.02.2020 по 08.02.2020;
неустойки, начисленной в порядке абз. 9 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки на сумму долга за 10.2019 года в размере 46468,08 руб. начиная с 09.02.2020 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2020 года по делу N А40-22811/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2008 г. между истцом (МЭС) и ответчиком (Абонент) был заключен договор энергоснабжения N 98255868.
По договору энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" обязалось подавать через присоединенную сеть электроэнергию, а абонент обязался оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1 ст. 539 ГК РФ).
Порядок оплаты за потребленную электрическую энергию и мощность определены в главе 6 договора.
В соответствии с условиями Договора с ИКУ, Истцом было отпущено, а Ответчиком было потреблено электрической энергии за период 01.09.2019 г. по 31.10.2019 на общую сумму 193 102 руб. 68 коп.
Объем и сумма потребленной Ответчиком электроэнергии за заявленный период подтверждаются отчетами об отпуске и покупке электрической энергии (мощности) (предоставляемые ежемесячно абонентом согласно условиям Договора), счетами, Актами приема-передачи электрической энергии (мощности), счетами-фактурами, выставленными Истцом.
Потребленная электроэнергия до настоящего времени не оплачена.
Возражая против иска, в суде первой инстанции ответчик ссылался на то, что истец не подтвердил первичными документами объем исковых требований.
Данные доводы ответчика были отклонены поскольку поставка электрической энергии в спорный период подтверждается счетом, счет-фактурой, отчетом о потребленной электроэнергии и актом приема-передачи электрической энергии.
Судом установлено, что ответчиком погашение задолженности перед истцом не произведено, доказательств погашения задолженности за потребленную электроэнергию за спорный период в полном объеме ответчиком в суд не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно счел правомерным требования истца.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации/сетевые организации в срок до 1 июля 2013 г. обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок собственниками объектов (в данном случае собственниками помещений в многоквартирных домах).
Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, должны быть допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Под допуском прибора учета понимается процедура, в ходе которой определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электроэнергию (абз. 2 п. 152 Основных положений). Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию (абз. 4 п. 154 Основных положений).
В материалы дела представлены Акты допуска приборов учета в эксплуатацию, подтверждающие участие представителя ТСЖ "Перспектива" в процедуре допуска.
Истцом в адрес ответчика направлено уведомление о расчетах по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета N ИП/33-7122/18 от 22.11.2018 с указанием показаний спорных приборов учёта, дополнительное соглашение к договору, Приложение N 2 "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования".
Объем поставленной электроэнергии определен согласно данным о потреблении, предоставленным сетевой организацией АО "ОЭК".
В силу публичного характера договора энергоснабжения при его заключении и исполнении для сторон обязательны издаваемые Правительством Российской Федерации правила со дня их вступления в силу. Если иное не установлено нормативными документами, эти правила распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 4 статьи 421, пункт 4 статьи 426 ГК РФ, пункт 1 статьи 21, пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", пункт 28 ОПФРР, пункт 9 Правил N 861).
В соответствии со статьей 421, 422 ГК РФ договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в соответствии с пунктом 4 вышеназванной статьи условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон, при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Пунктом 8.8. Договора, предусмотрено, что при исполнении Договора, в случае возникновения споров, не предусмотренных Договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом, Федеральным законом "Об электроэнергетике", Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии.
Между тем, Ответчик в апелляционной жалобе неправомерно ссылается на необходимость применения при расчётах объёма, потреблённой электроэнергии, показаний приборов учёта, которые были согласованы сторонами при заключении Договора энергоснабжения, несмотря на их несоответствие положениям действующего законодательства.
Положениями Закона об энергосбережении установлена обязанность по установке именно общедомового прибора учета, учитывающего весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, а не прибора учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В материалы дела представлены Акты установки спорных приборов учета: N N 24106960, 24107362, 24107369, 24107454, 24107466, 24107469, 24412475, 24412482, Паспорта - протоколы измерительных комплексов и Акты допуска приборов учета в эксплуатацию, подписанные комиссионно представителями сетевой организации, гарантирующего поставщика, подрядной организации, осуществляющей монтаж и пломбировку приборов учёта. Представитель Ответчика - главный инженер Нестеренко П.В., также принимал участие в процедуре допуска приборов учёта в эксплуатацию, но от подписи отказался.
В связи с установкой и вводом в эксплуатацию приборов учёта на границе балансовой принадлежности объектов, Истцом в адрес ответчика направлено дополнительное соглашения к Договору с Приложением N 2 "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учёта электроэнергии и мощности".
Перепрограммирование общедомовых приборов учёта в МКД на трёхтарифный режим учёта произведено сетевой организацией АО "ОЭК" 17 сентября 2019 года и 20 сентября 2019 года, подтверждается Актами N 8 от 17.09.2019 и N 9 от 20.09.2019, N 11 от 20.09.2019. Объём потребления электроэнергии в последующие периоды рассчитан исходя из трёхтарифного режима.
Объем и сумма потребленной Ответчиком электроэнергии за заявленный период подтверждаются Актами снятия показаний расчётных приборов учёта, представленных АО "ОЭК", счетами, Актами приема-передачи электрической энергии (мощности), счетами-фактурами, выставленными Истцом.
В соответствии с представленным в материалы дела Приложением N 2 к Договору "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учёта электроэнергии и мощности" расчётные приборы учёта находятся на балансовой принадлежности сетевой организации, показания средств измерения в данном случае предоставляются сетевой организацией.
На стр.5 Реестра в разделе Особые условия указано, что из объёмов потребления, рассчитанных по показаниям расчётных приборов учёта N N 24106960, 24107362, 24107369, 24107454, 24107466, 24107469, 24412475, 24412482 вычитаются объёмы электрической энергии, потреблённой Потребителями (бытовыми потребителями) и иными лицами, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" и энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям многоквартирного дома (транзитными потребителями).
При расчете стоимости потребленной ТСЖ "Перспектива" электроэнергии за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 года произведены вычеты объема потребленной электроэнергии транзитных (бытовых) потребителей, имеющих прямые договоры с АО "Мосэнергосбыт", что подтверждается представленными в материалы дела счетами.
В указанных счетах детализировано начисление потребленной электроэнергии по каждому транзитному (бытовому) потребителю. Вычет объема потребленной электроэнергии бытовых потребителей производится независимо от произведенной оплаты/наличия задолженности бытовых потребителей и измеряется в кВт/ч. за расчетный месяц.
Истцом в материалы дела представлены отчеты о потребленной электрической энергии бытовых абонентов за спорный период для доказательства надлежащего исполнения истцом обязательств по договору.
Объем потребленной бытовыми абонентами электроэнергии определен истцом на основании показаний приборов учета бытовых потребителей по прямым договорам или расчетным способом (по среднему расходу), в случае если показания ПУ не представлены, либо по нормативам потребления (при отсутствии прибора учета).
Согласно пункту 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (Далее - Постановление N 354) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
В соответствии с нормами действующего законодательства (п.32в Постановления N 354) АО "Мосэнергосбыт" имеет право производить контрольный обход бытовых потребителей два раза в год на основании утвержденных графиков. Кроме того, следует отметить, что управляющая компания в случае возникновения разногласий по показаниям приборов учета бытовых потребителей вправе самостоятельно производить обход МКД, снимать показания индивидуальных ПУ населения и передавать данные в АО "Мосэнергосбыт".
Таким образом, потребление ответчиком электроэнергии подтверждается счетами, счетами-фактурами, актами снятия показаний приборов учета электрической энергии.
Из счетов, выставляемых абоненту ежемесячно, содержащих сведения о начислениях за потребленную электроэнергию по всем абонентам, заключившим прямые договоры на поставку электроэнергии с АО Мосэнергосбыт" и присоединенным к сетям ответчика, усматривается, что из объема электроэнергии, определенной по счетчику ответчика, произведены вычеты по всем абонентам.
Таким образом, расчет потребления электрической энергии произведен на основании показаний приборов учёта, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Объем и сумма потребленной Ответчиком электроэнергии за заявленный период подтверждаются Актами снятия показаний расчётных приборов учёта, представленных АО "ОЭК", счетами, Актами приема-передачи электрической энергии (мощности), счетами-фактурами, выставленными Истцом.
Разногласий по объёму вычета транзитных (бытовых) абонентов от Ответчика не представлено.
Таким образом, расчет потребления электрической энергии произведен на основании показаний приборов учёта, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2020 года по делу N А40-22811/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22811/2020
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ТСЖ "ПЕРСПЕКТИВА"