Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-5339/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-112146/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2020 по делу N А40-112146/20 (17-823),
по заявлению АО "Энергосбытовая компания "Восток"
к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
третье лицо: ФАС России
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Малинина Е.С. по дов. от 15.11.2019; |
от ответчика: |
Киселева Т.С. по дов. от 10.06.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - ответчик, Департамент) N 6 от 22.06.2020 о назначении административного наказания по делу N 11 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ; представления от 22.06.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 23.10.2020 постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о привлечении Акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" к административной ответственности на основании ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ от 22.06.2020 N 6 и представления от 22.06.2020 "Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его тотменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, в связи с чем, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением от 22.06.2020 N 6 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 440 538,95 руб.
Заинтересованным лицом в отношении заявителя вынесено представление от 22.06.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее также - оспариваемое представление), которым возложена обязанность применения с 01.01.2020 при расчетах с потребителями, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Департамента от 20.12.2019 N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области", а также обязанность проведения перерасчета платы за электрическую энергию по всем потребителям, при расчете с которыми применялись тарифы на услуги по передаче электрической энергии, отличные от тарифов, утвержденных указанным постановлением N 45-117, за период с 01.01.2020 по дату прекращения нарушения, с учетом тарифов на передачу электрической энергии, утвержденных постановлением N45-117.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.
Согласно ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление от 20.12.2019 N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" (далее - постановление Департамента N 45-117).
При этом, Департамент установил тарифы на услуги по передаче электрической энергии ниже предельных минимальных уровней тарифов, определенных приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и N 1509/19.
В соответствии с ч. 7 ст. 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного настоящим Федеральным законом, либо эти цены (тарифы) не приведены в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основаниитерриториальным сетевым организациям, после их установления федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта Российской Федерации до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежат применению установленные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельные минимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Во исполнение положений ч. 7 ст. 23.1. Закона об электроэнергетике, АО "ЭК "Восток", начиная с 01.01.2020, при расчете нерегулируемой цены на электрическую энергию и предъявлении потребителям Курганской области платежных документов на оплату ее стоимости, в части тарифа на услуги по ее передаче, применяло минимальные ставки, установленные приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и N 1509/19.
АО "ЭК "Восток" действовало в соответствии с положениями законодательства РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, следовательно, исключает возможность привлечения АО "ЭК "Восток" к административной ответственности (п. 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Заинтересованным лицом во исполнение положений ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено доказательств совершения АО "ЭК "Восток" вмененного правонарушения, а доводы возражений Департамента сводятся к несогласию с приказом ФАС России от 12.03.2020 N 270/20, отменившим постановление Департамента от 20.12.2019 N 45-117.
В качестве основания для вынесения Департаментом оспариваемых заявителем постановления и представления отражено следующее: АО "ЭК "Восток" при расчетах с потребителями обязано применять единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные постановлением Департамента от 19.12.2019 г. N 45-117; применяемые АО "ЭК Восток" предельные минимальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные приказом ФАС России от 14.11.2019 г. N 1508/19, выше единых котловых тарифов, утвержденных постановлением Департамента от 20.12.2019 N 45-117; применение АО "ЭК "Восток" при расчетах с потребителями тарифов на услуги по передаче электрической энергии отличных от тарифов, установленных постановлением Департамента от 20.12.2019 N 45-117, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Утверждение Департамента о том, что АО "ЭК "Восток" при расчетах с потребителями обязано применять единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные постановлением Департамента от 19.12.2019 N 45-117, противоречит ч. 7 ст. 23.1. Закона об электроэнергетике.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 300) признан утратившим силу абзац первый п. 7 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Таким образом, для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исключается возможность самостоятельно принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральный закон N 300 официально опубликован 02.08.2019.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, с 13 августа 2019 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не вправе принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, о чем ФАС России дополнительно информировала органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письмом от 08.08.2019 N ВК/68789/19.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, установленные (пересмотренные) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня после вступления в силу Федерального закона N 300, подлежат согласованию с ФАС России в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 N 236-э.
В случае если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", то подлежат применению установленные ФАС России предельные минимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (абз. 2 ч. 7 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике).
Таким образом, во исполнение положений ч. 7 ст. 23.1. Закона об электроэнергетике, АО "ЭК "Восток", правомерно начиная с 01.01.2020, при расчете нерегулируемой цены на электрическую энергию и предъявлении потребителям Курганской области платежных документов на оплату ее стоимости, в части тарифа на услуги по ее передаче, применяло минимальные ставки, установленные Приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и 1509/19.
Правомерность действий заявителя по применению начиная с 01.01.2020, при расчете нерегулируемой цены на электрическую энергию и предъявлении потребителям Курганской области платежных документов на оплату ее стоимости минимальных ставок, установленных приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и N1509/19 подтверждается письмом ФАС России от 08.08.2019 N ВК/68789/19 "О соблюдении установленного порядка принятия тарифных решений в области государственного регулирования цен (тарифов)", в котором прямо говорится о том, что в случае если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного Федеральным законом "Об электроэнергетике", то подлежат применению установленные ФАС России предельные минимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии"; письмом ФАС России исх. N ИА/35026/20 от 24.04.2020, в котором антимонопольная служба указала на тот факт, что "цены (тарифы), утвержденные постановлениями Департамента, должны быть приняты с соблюдением предельных уровней цен (тарифов), установленных ФАС России. Тарифы (цены), установленные с нарушением требований, предусмотренных законом, не подлежат применению в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", а также приказом ФАС России N 270/20 от 12.03.2020, которым антимонопольный орган признал постановление Департамента N 45-117 не подлежащим применению (пункт 2 резолютивной части приказа) и отменила его (пункт 3 резолютивной части приказа). Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области предписано не позднее 1 апреля 2020 года установить и ввести в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устранив нарушения, указанные в мотивировочной части приказа.
Учитывая изложенное, в действиях заявителя отсутствуют нарушения действующего законодательства о ценообразовании и применении тарифов, соответственно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ.
Приказом ФАС России от 12.03.2020 N 270/20, которым антимонопольный орган признал постановление Департамента N 45-117 не подлежащим применению (пункт 2 резолютивной части приказа) и отменил его (пункт 3 резолютивной части приказа) Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области предписано не позднее 1 апреля 2020 года установить и ввести в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устранив в соответствии с пунктом 5.3.32 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Согласно данному Положению ФАС России осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а также решений органов местного самоуправления, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, либо противоречащих законодательству РФ, определен Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 марта 2004 г. N 123.
Согласно пункту 2 Правил N 123 ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования N 1178 на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФАС России), подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с ФАС России указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Федеральным законом N 300-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 35-ФЗ, признан утратившим силу абзац первый пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, с 13 августа 2019 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не вправе принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, о чем ФАС России дополнительно информировала органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письмом от 08.08.2019 N ВК/68789/19.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, заявления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о превышении и (или) снижении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 N 236-э, в адрес ФАС России не поступали.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 24.04.2019 N 305-ЭС19-4957 по делу N А40-21387/18, предметом которого являлся приказ ФАС России об отмене тарифного решения органа регулирования в сфере теплоснабжения, указал, что установленные департаментом тарифы не соответствуют действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов, что указывает на превышение предоставленных органу исполнительной власти полномочий.
К аналогичным выводам Верховный Суд Российской Федерации пришел в определении от 27.02.2019 по делу N А40-250135/17, указав на превышение полномочий органа регулирования вследствие установления сбытовой надбавки с нарушением законодательства.
По общему правилу, закрепленному в п. 7 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти.
Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Такое согласование осуществляется в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержден Приказом ФСТ от 7 декабря 2004 г. N 236-э.
Согласно п. 3 Порядка согласования решений основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов на бланке заявителя, направленное в уполномоченную федеральную службу.
Указанный порядок согласования решений не соблюден заинтересованным лицом, предварительное согласие органа, осуществляющего тарифное регулирование, не получено.
В этой связи заявитель правомерно не руководствовался постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20.12.2019 N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" и правомерно установил с 01.01.2020 при расчете нерегулируемой цены на электрическую энергию и предъявлении потребителям Курганской области платежных документов на оплату ее стоимости тариф на услуги по передаче в размере минимальных ставок, установленных приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и N1509/19.
Довод жалобы, что суд первой инстанции вышел за пределы предмета спора, дав правовую оценку вопросам тарифного регулирования регионального (Департамент) и федерального (ФАС) источников права тарифного регулирования, отклоняется, поскольку размер тарифов и составляет вменяемое обществу событие административного правонарушения.
Фактически в данном случае имеет место несогласие Департамента с приказом ФАС, установившего иные тарифы, что не может является основанием для привлечения общества к административной ответственности без урегулирования данного вопроса в установленном законом порядке, поскольку неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения Акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ отсутствовали, ввиду отсутствия события и вины общества, в связи с чем требования заявителя о признании незаконными постановления и представления об устранении административного правонарушения обосновано удовлетворены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2020 по делу N А40-112146/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112146/2020
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74247/2021
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5339/2021
21.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66210/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112146/20