г. Пермь |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А60-35650/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от третьего лица: Бучинская Т.Я., паспорт, доверенность от 20.12.2019, диплом;
от иных лиц: представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 сентября 2020 года по делу N А60-35650/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" (ИНН 6603016227, ОГРН 1036600104595)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
третье лицо: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА",
о признании незаконным п. 11 предписания N 66-03-07/21-2018-2019 от 27.03.2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным предписания N 66-03-07/21-2018-2019 от 27.03.2019 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2019 г. заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" удовлетворены частично.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 г. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2019 года по делу N А60-35650/2019 частично отменено, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" удовлетворена.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 г. решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.19 по делу N А60-35650/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по тому же делу в части признания недействительным пункта 11 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 27.03.2019 N 66-03-07/21-2018-2019 отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2020 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, третье лицо - Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА" (далее - третье лицо, предприятие, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, исключив из решения выводы, противоречащие действующему законодательству о том, что расходы на приобретение и содержание контейнеров с 1 января 2019 года несет региональный оператор ЕМУП "Спецавтобаза".
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами не устанавливает обязанности регионального оператора по оборудованию мест накопления ТКО контейнерами, а предоставляет региональному оператору право при установлении тарифа учесть свои расходы на приобретение контейнеров и бункеров в случае их несения. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что положения пункта 90 Основ ценообразования в данной редакции вступили в законную силу 27.12.2018 г., при этом тариф ЕМУП "Спецавтобаза" на оказание услуг регионального оператора по обращению с ТКО был установлен до вступления в законную силу указанного положения - постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 200-ПК (05.12.2018). Таким образом, при Формировании тарифного дела РЭК Свердловской области не могли быть учтены положения пункта 90 Основ ценообразования в редакции от 27.12.2018. В действующем едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание не учтены, а, следовательно, региональный оператор не обязан предоставлять данные контейнеры (бункеры) и оборудовать их. Так же заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел выводы, изложенные судом кассационной инстанции. Заявитель жалобы отмечает, что судами не устанавливалось, были ли в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены расходы на приобретение контейнеров и бункеров, для накопления ТКО и их содержание, а также возможность в следующем за периодом регулирования периоде учета данных расходов на основании пункта 11 Основ ценообразования".
ООО "ОРБИТА-2004" представлен отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области так же представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу. Управление просит решение суда первой инстанции отменить, просит вынести по делу новый судебный акт об отказе ООО "Орбита-2004" в признании ненормативного правового акта недействительным (незаконным) полностью.
Представитель третьего лица в ходе судебного заседания доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление Управления о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ответчик заявил возражения относительно пересмотра только обжалуемой части судебного акта, законность и обоснованность решения суда проверяется судом апелляционной инстанции в полном объеме в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Асбесте и Белоярском районе проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004".
27 марта 2019 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Асбесте и Белоярском районе выдано предписание обществу с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" N 66-03-07/21-2018-2019 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Не согласившись с пунктами 11 предписания, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
При повторном рассмотрении арбитражным судом настоящего дела суд первой инстанции с учетом выводов суда кассационной инстанции заключил, что пункт 11 Предписания N 66-03-07/21-2018-2019 от 27.03.2019 г. не соответствует нормам права, нарушает права и законные интересы ООО "Орбита-2004".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту "а" 4 раздела "Перечень работ по содержанию придомовой территории пункта 1.1 договора N 6 на ООО "Орбита-2004" возложена обязанность по уборке контейнерных площадок, а также мойка, очистка и дезинфекция контейнерного оборудования.
Из пункта "ж" 5 раздела Перечень работ по содержанию придомовой территории пункта 1.1 договора N 6 на ООО "Орбита-2004" возложена обязанность по хранению твердых бытовых отходов до их вывоза специализированной организацией.
Пунктом 13 Правил обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО только с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, то есть региональный оператор не отвечает за соблюдение норм федерального законодательства, в том числе санитарных норм, на этапе накопления ТКО.
Соответственно, обязанность по приобретению и содержанию контейнерного оборудования возложена действующим законодательством не на регионального оператора ЕМУП "Спецавтобаза", а на ООО "Орбита-2004", которое в соответствии с осуществляемой им деятельностью по управлению эксплуатацией и техническим содержанием жилого фонда, обязано обеспечить возможность накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными нормативами.
Кроме того, как верно отмечено заявителем жалобы, Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 года N 1572 в пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, внесены изменения, согласно которым предусмотрено право регионального оператора на включение в единый тариф, по которому осуществляются расчеты с потребителями, расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных расходов. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем одного процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, пункт 90 Основ ценообразования в редакции с указанием на возможность приобретения и содержания контейнеров региональным оператором был введен в действие с 27.12.2018 г. В то время, как тарифы, установленные Постановлением РЭК Свердловской области региональным операторам на услуги по обращению с ТКО на 2019-20121 годы, начали действовать с 05.12.2018 года, то есть ранее внесения изменений.
Из изложенного следует, что расходы регионального оператора на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов не были и не могли быть включены в единый тариф, утвержденный 05.12.2018 Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 200-ПК "Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019 - 2021 годы".
Ссылка ООО "Орбита-2004" на то, что в силу пункта 11 Основ ценообразования N 484 экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, могут быть фактически понесены региональным оператором и в дальнейшем могут быть компенсированы по его заявлению в следующих периодах, не может быть учтена судом апелляционной инстанции, поскольку указанное является правом регионального оператора, а не его обязанностью.
Таким образом, предусмотренная пунктом 11 предписания обязанность проводить санитарно-гигиенические дератизационные мероприятия, а именно в обслуживаемом жилом фонде для сбора твердых коммунальных отходов использовать емкости с плотно закрывающимися крышками, законно и обоснованно возложена надзорным органом на надлежащий хозяйствующий субъект - ООО "Орбита-2004" - в соответствии с осуществляемой им деятельностью по управлению эксплуатацией и техническим обслуживанием жилого фонда.
Выводы суда о том, что оспариваемый пункт предписания является неисполнимым, поскольку конструкция контейнера не предусматривает наличия плотно закрывающейся крышки, тогда как контейнер используется при автоматической загрузке автотранспорта, и усложнение конструкции повлечет за собой неоправданные потери времени, не подтверждены материалами дела (напр., заключением специалиста).
Более того, как пояснил надзорный орган в отзыве на жалобу, в настоящее время на территории поселка Рефтинский и в поселке Малышева, уже применяются оборудованные крышками контейнеры для сбора ТБО, как с ножным (педальным), так и с ручным приводом механизма подъема крышки, и их использование не создает препятствий своевременному и в полном объеме вывозу специализированным автотранспортом ТБО из жилого фонда.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания пункта 11 Предписания N 66-03-07/21-2018-2019 от 27.03.2019 г. не соответствующим действующему законодательству.
На основании вышеизложенного апелляционный суд полагает, что апелляционную жалобу следует удовлетворить.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2020 года по делу N А60-35650/2019 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ОРБИТА-2004" о признании незаконным пункта 11 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 66-03-07/21-2018-2019 от 27.03.2019 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35650/2019
Истец: ООО "ОРБИТА-2004"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Асбет и Белоярском районе
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1425/20
21.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17778/19
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-35650/19
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1425/20
12.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17778/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-35650/19