Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф02-1174/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А10-8154/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года по делу N А10-8154/2019 по заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993576, ИНН 0326023490) о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 203 319 рублей 28 копеек,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Учреждение, Отделение Фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее - Управление) о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 203 319 рублей 28 копеек.
Определением суда от 17 декабря 2019 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Бадмаева Ирина Аюшеевна, Будожапов Булат Чимитдоржиевич, Гармажапова Марина Владимировна.
Суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства определением от 10 января 2020 года. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Назарова Оксана Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года заявленное требование удовлетворено. Взыскано с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия в пользу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия излишне понесенные расходы в размере 203 319 рублей 28 копеек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года по делу N А10-8154/2019, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае Фондом социального страхования не доказано, что утрата работающими лицами частей заработка, в связи с сокращением рабочего времени для ухода за ребенком, была минимальна в такой степени, что выплата пособия в размере, установленном частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, перестала для них являться компенсацией утраченного заработка, а приобрела характер дополнительного материального стимулирования. По мнению заявителя жалобы, в силу прямого указания закона (часть 4 статьи 11.1 Федерального закона N255-ФЗ) в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, одно из этих застрахованных лиц сохраняет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Управление скрыло обстоятельство о снижении продолжительности рабочего времени только на 1 час, поскольку Управление ФССП России по Республике Бурятия направляло в Фонд поступившие от застрахованных лиц сведения и документы, на основании которых Фонд имел право отказать в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором фонд с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.10.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Истец просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на основании решения от 08.02.2019 N 40/200/ПДС в отношении Управления проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за период с 01.01.2017 по 31.01.2019.
Проверкой установлено, что ежемесячные пособия по уходу за ребенком, выплаченные сотрудникам Управления, в том числе Будожапову Б.Ч., Гармажаповой М.В., Бадмаевой И.А. на основании сведений, представленных страхователем (Управлением), имеют характер дополнительного материального стимулирования работников, что свидетельствует о злоупотреблении Управлением правом в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки Отделением Фонда составлен акт проверки от 04.06.2019 N 40/200/ПДС (л.д.25-38 т.1).
Уведомлением от 04 июня 2019 года Отделение Фонда известило Управление о рассмотрении материалов внеплановой выездной проверки 04 июля 2019 года.
27 июня 2019 года в Отделение Фонда от Управления поступили возражения на акт выездной проверки от 04.06.2019.
4 июля 2019 года по результатам рассмотрения материалов проверки Отделением Фонда принято решение от 04.07.2019 N 40/200/ПДС о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных Отделением Фонда в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 905 511 руб. 80 коп. Решение вручено 09.07.2019 нарочно. В решении от 04 июля 2019 года страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 905 511 руб. 80 коп.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании недействительным и отмене решения от 04.07.2019 N 40/200/ПДС, о признании незаконными действий по принятию решения от 04.07.2019 N 40/200/ПДС (дело N А10- 5 4799/2019).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2019 года в удовлетворении требования Управления отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого решений незаконным (недействительными), поскольку оно принято без нарушений норм закона и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, указал, что незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, в связи с чем, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2020 года решение суда и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
5 ноября 2019 года Отделением Фонда в адрес Управления выставлено требование о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, при выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Бадмаевой И.А., Будожапову Б.Ч., Гармажаповой М.В. за периоды с 1 февраля 2019 года, то есть за периоды, не охваченные выездной проверкой.
В связи с не возмещением Управлением суммы излишне понесенных расходов Отделение Фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из положений статьи 11 Закона N 165-ФЗ следует, что страховщик имеет право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В соответствии со статьей 7 Закона N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 8 Закона N 165-ФЗ указано, что одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ).
Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, суд первой инстанции правомерно установил, что Отделение Фонда вправе требовать возмещение виновными лицами расходов, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, муниципальные служащие. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (статья 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
С 01 июля 2017 года Республика Бурятия участвует в реализации указанного пилотного проекта.
На основании пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 3 Положения установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за период с 01.02.2019 по 05.06.2019 (не отраженный в решении) застрахованным лицам начислены и перечислены суммы пособия:
- Бадмаевой Ирине Аюшеевне: за февраль 2019 г. платежным поручением N 349629 от 11.03.2019 на сумму 24536,57 руб.; за март 2019 г. - платежным поручением N 666586 от 10.04.2019 на сумму 24536,57 руб.; за апрель 2019 г. - платежным поручением N 51292 от 13.05.2019 на сумму 24536,57 руб.; за май 2019 г. - платежным поручением N 379364 от 11.06.2019 на сумму 24536,57 руб.; за период с 01.06.2019 по 02.06.2019 - платежным поручением N 681049 от 10.07.2019 на сумму 1635,77 руб. Всего перечислено за период с 01.02.2019 по 02.06.2019. - 99 782,05 руб.
- Будожапову Булату Чимитдоржиевичу: за февраль 2019 г. - платежным поручением N 347213 от 11.03.2019 на сумму 16107,99 руб.; за март 2019 г. - платежным поручением N 664692 от 10.04.2019 на сумму 16107,99 руб.; за апрель 2019 г. - платежным поручением N 49285 от 13.05.2019 на сумму 16107,99 руб.; за май 2019 г. - платежным поручением N 378361 от 11.06.2019 на сумму 16107,99 руб.; за период с 01.06.2019 г. по 05.06.2019 г. - платежным поручением N 684910 от 10.07.2019 на сумму 2684,66 руб. Всего перечислено за период с 01.02.2019 по 05.06.2019 - 67 116,62 руб.
- Гармажаповой Марине Владимировне: за февраль 2019 г. - платежным поручением N 348682 от 11.03.2019 на сумму 12276,61 руб.; за март 2019 г. - платежным поручением N 666060 от 10.04.2019 на сумму 12276,61 руб.; за период с 01.04.2019 по 29.04.2019 - платежным поручением N 51535 от 13.05.2019 на сумму 11867,39 руб. Всего перечислено за период с 01.02.2019 по 29.04.2019 - 36 420,61 руб.
Суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплаченные Отделением Фонда указанным застрахованным лицам составили 203319,28 руб., в том числе: Бадмаевой Ирине Аюшеевне за период с 01.02.2019 по 02.06.2019 в сумме 99 782,05 руб., Будожапову Булату Чимитдоржиевичу за период с 01.02.2019 по 05.06.2019 в сумме 67 116,62 руб., Гармажаповой Марине Владимировне за период с 01.02.2019 по 29.04.2019 в сумме 36 420,61 руб.
Проверкой также установлены следующие обстоятельства.
1. Будожапову Булату Чимитдоржиевичу - судебному приставу по ОУПДС, помощнику дежурного (отец ребенка) предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.06.2018 по 16.12.2019 и установлен неполный рабочий день (приказ N 618-к от 26.06.2018) с уменьшением рабочего дня на 60 минут. Справка от матери ребенка Будожаповой С.Д., выданная РГУ "Центр социальной поддержки населения" Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 25.06.2018 N 423 о не назначении пособия, подтверждает, что мать ребенка не работает. Утрата в заработке Будожапова Б.Ч. в месяц - 12,5 %.
2. Гармажаповой Марине Владимировне - специалисту-эксперту по ведению депозитного счета (бабушка ребенка) предоставлен отпуск по уходу за внуком до 1,5 лет с 04.06.2018 по 29.04.2019 и установлен неполный рабочий день (приказ N 511-к от 04.06.2018) с уменьшением рабочего дня на 60 минут. Отцом ребенка (Жамбаловым Д.З) предоставлена справка с места работы (ГосАрхив РБ) о том, что он не использовал отпуск по уходу и пособие ему не выплачивалось. Матери ребенка Гармажаповой (Жамбаловой) Б.К. выдана справка Отделом социальной поддержки населения по Мухоршибирскому району от 15.11.2017 N 169 о не назначении пособия. Мать обучалась в ВУЗе по очной форме, дата окончания ВУЗа - 30.06.2018 (справка от 08.11.2017 N 131). Представленные данные доказывают, что мать ребенка не работала и не обучалась с 01.07.2018. Утрата Гармажаповой М.В. в заработке в месяц -12,5%.
3. Бадмаевой Ирине Аюшеевне - начальнику отдела финансово-экономического и материально-технического обеспечения (иной родственник ребенка) предоставлены:
- отпуск по уходу за ребенком (Бадмаев Еши - племянник, 15.08.2016 г.р.) до 1,5 лет с 20.09.2016 по 15.02.2018. С 20.09.2016 по 31.12.2016 установлен семичасовой рабочий день, затем предоставлены условия неполного рабочего времени - неполная рабочая неделя (39 часов) с 01.01.2017 по 15.02.2018 (приказ N 38-к от 01.01.2017). Отцом ребенка (Бадмаевым А.С.) предоставлена справка с места работы (Управление) от 20.09.2016 о том, что он не использовал отпуск по уходу и пособие ему не выплачивалось. Матерью ребенка (Бадмаевой Ю.Ж-Д.К.) предоставлена справка РГУ "Центр социальной поддержки населения" Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 16.09.2016 N 389 о неназначении пособия, что свидетельствует о том, что мать ребенка не работает. Утрата в заработке Бадмаевой И.А. в месяц - от 2,2% до 12,5 %;
- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (Бадмаев Лев - племянник, 14.03.2018 г.р.) с 19.03.2018 по 14.09.2019. С 19.03.2016 по 14.09.2019 установлен неполный рабочий день (приказ N 259-к-к от 19.03.2018) с уменьшением рабочего дня на 1 час. Отцом (Бадмаевым А.С) предоставлена справка с места работы (Управление) от 27.03.2018 N 95 о том, что он не использовал отпуск по уходу и пособие ему не выплачивалось. Справка от матери ребенка Бадмаевой Ю.Ж-Д.К., выданная РГУ "Центр социальной поддержки населения" ОСЗН по Иволгинскому району от 20.03.2018 N 79 о не назначении пособия, подтверждает, что мать ребенка не работает. Утрата в заработке в месяц - 12,5 %.
На основании вышеназванных обстоятельств Отделение Фонда пришло к выводу, что ежемесячное пособие, назначенное вышеуказанным сотрудникам на основании сведений страхователя, имеет характер дополнительного материального стимулирования работника (выплаченное за счет средств Фонда), что свидетельствует о злоупотреблении Управлением правом в нарушение статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанное сокращение рабочего времени, по мнению Отделения Фонда, не может расцениваться как мера, позволяющая осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, признавшего позицию Отделения Фонда обоснованной на основании следующего.
В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части).
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Как указано выше, Будожапову Булату Чимитдоржиевичу - судебному приставу по ОУПДС, помощнику дежурного, (отец ребенка) предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.06.2018 по 16.12.2019 и установлен неполный рабочий день (приказ N 618-к от 26.06.2018), с уменьшением рабочего дня на 60 минут.
Гармажаповой Марине Владимировне - специалисту-эксперту по ведению депозитного счета (бабушка ребенка) предоставлен отпуск по уходу за внуком до 1,5 лет с 04.06.2018 по 29.04.2019 и установлен неполный рабочий день (приказ N 511-к от 04.06.2018) с уменьшением рабочего дня на 60 минут.
Бадмаевой Ирине Аюшеевне - начальнику отдела финансово-экономического и материально-технического обеспечения (иной родственник ребенка) предоставлены:
- отпуск по уходу за ребенком (Бадмаев Еши - племянник, 15.08.2016 г.р.) до 1,5 лет с 20.09.2016 по 15.02.2018. С 20.09.2016 по 31.12.2016 установлен семичасовой рабочий день, затем предоставлены условия неполного рабочего времени - неполная рабочая неделя (39 часов) с 01.01.2017 по 15.02.2018 (приказ N 38-к от 01.01.2017);
- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (Бадмаев Лев - племянник, 14.03.2018 г.р.) с 19.03.2018 по 14.09.2019. С 19.03.2016 по 14.09.2019 установлен неполный рабочий день (приказ N 259-к-к от 19.03.2018) с уменьшением рабочего дня на 1 час.
Как правильно установлено судом первой инстанции, после назначения и выплаты пособий указанным сотрудникам предоставлена продолжительность рабочего времени в виде неполной рабочей недели (39 часов) или неполного рабочего дня (7 часов), учитывая, что нормальная продолжительность рабочего дня при 5-дневной рабочей неделе составляет 8 часов.
На основании статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае имеет место незначительное (на 1 час) сокращение рабочего времени для получателя пособия по уходу за ребенком.
В соответствие со статьей 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Право на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком, в то время как сокращение рабочего времени на 1 час (60 минут) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено установленное Фондом обстоятельство, что матери детей, в случае выплат Будожапову Б.Ч, Гармажаповой М.В., Бадмаевой И.А., не работали в указанный период времени.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении Управлением правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Указанное фактическое сокращение рабочего дня является формальным и не обеспечивает реальной возможности осуществления ухода за ребенком и не влечет утрату застрахованным лицом заработка, поскольку в виде ежемесячного пособия компенсируется 40% среднего заработка (часть 1 статьи 11.2 Федерального закона N 255- ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы, поскольку положениями трудового законодательства не предусмотрен минимальный размер снижения продолжительности рабочего дня, но выплата пособия по уходу за ребенком при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
Федеральным законом N 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и не работающим гражданам. Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей - это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до 1,5 лет. То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за лицом только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом, у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
Одновременно с этим, статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию. Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения). При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Вместе с тем, если фактически уход за ребенком осуществляет лицо, не находящееся в отпуске по уходу за ребенком (мать, отец, другой родственник или опекун), то именно это лицо имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В рассматриваемой ситуации, фондом установлено, что один или оба родителя имели возможность осуществлять уход за ребенком, поскольку были либо не трудоустроены, либо находились в отпуске без сохранения заработной платы.
Таким образом, доводы Управления о том, что право на пособие возникает у одного из нескольких, ухаживающих за ребенком подлежат отклонению.
Доводы Управления об отсутствии вины в его действиях, в связи с тем, что решение о выплате пособия принималось Отделением Фонда, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в действительности, при сокращении работнику продолжительности рабочего времени на незначительное время (на 1 час), свидетельствует о том, что фактически уход за малолетним ребенком осуществляет иное лицо, а не указанные сотрудники, что свидетельствует о представлении в Отделение Фонда недостоверных сведений.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что расходы на выплату указанным сотрудникам пособий в размере 203 319 руб. 28 коп. излишне понесены Фондом. Представленный Отделением Фонда расчет сумм излишне понесенных расходов лицами, участвующими в деле, не оспаривался, суд счел его правильным. Апелляционный суд также ошибок в расчетах не обнаружил. Сумма выплат в размере 203 319 руб. 28 коп. подтверждена платежными поручениями.
С учетом изложенного, заявленные требования Фонда обоснованы и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года по делу N А10-8154/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-8154/2019
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия
Третье лицо: Бадмаева Ирина Аюшиевна, Будажапов Булат Чимитдоржиевич, Гармажапова Марина Владимировна, Назарова О. В.