город Воронеж |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А35-78/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-К" на решение Арбитражного суда Курской области от 26.08.2020 по делу N А35-78/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-К" (ОГРН 1105753000176, ИНН 5753051758) о признании недействительными решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11.11.2019 по делу N 046/10/18,1-647/2019; об обязании отменить вынесенное предписание,
третье лицо: Комитет лесного хозяйства Курской области,
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных общества с ограниченной ответственностью "Альянс-К", управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и Комитета лесного хозяйства Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-К" (далее - ООО "Альянс-К", общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, Управление, антимонопольный орган) от 11.11.2019, вынесенного по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад"), и предписания от 11.11.2019 по делу N 046/10/18,1-647/2019; об обязании отменить вынесенное предписание.
Определением Арбитражного суда Курской области от 18.03.2020 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет лесного хозяйства Курской области (далее - Комитет лесного хозяйства, организатор торгов, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Альянс-К" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что действия организатора торгов не соответствуют аукционной документации, принятие протокола N 20 от 28.10.2019 до истечения срока, а между Комитетом лесного хозяйства и ООО "Каскад" имеется сговор с целью заключения договора именно с указанным обществом.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Приказом Комитета лесного хозяйства от 09.09.2019 N 267 было назначено проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий "Кореневский 2" Кореневского и Глушковского районов, Курской области, площадью 11874,26 га (лот 1) и утверждена аукционная документация.
09.09.2019 на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru организатором торгов размещено извещение о проведении торгов N 090919/0332279/01 в форме открытого аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в составе 1 лота.
В соответствии с извещением о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, аукцион назначен на 16.10.2019, годовой размер арендной платы в валюте лота составляет 83,12 руб., начальная цена права на заключение соглашения в валюте лота - 32 093,12 руб., "шаг аукциона" 1 604,66 руб.
Согласно документации об аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения N 090919/0332279/01 настоящая документация разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N209-ФЗ) и Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2018 N337 "Об утверждении состава аукционной комиссии, Положения об аукционной комиссии, Порядка организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения" (Далее - Приказ N337, Порядок).
Порядок проведения процедуры аукциона N 090919/0332279/01 в аукционной документации установлен по лоту 1(пункт 10) с шагом аукциона 5% от начальной цены предмета аукциона -1604,66 руб..
Как следует из аудиозаписи проведения аукциона N 090919/0332279/01, рассмотренной УФАС по Курской области, аукцион был открыт председателем аукционной комиссии - и.о. председателя Комитета лесного хозяйства Репринцевым Д.Д, который определил порядок проведения аукциона, а именно огласил, что аукцион проводится путем проведения торгов по предлагаемым предметам аукциона с повышением начальной цены на шаг аукциона в соответствии со ст. 28 Закона об охоте. После выбора аукциониста из числа членов аукционной комиссии председатель комиссии предоставил аукционисту проведение процедуры аукциона N 090919/0332279/01.
Аукционист повторно озвучил порядок проведения аукциона, а именно огласил, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета на "шаг аукциона", но указал, что "допускается и другой вариант проведения торгов, когда в ответ на предложение аукциониста участники сами называют свою цену". После объявления аукционистом порядка проведения аукциона была начата процедура торгов.
После 16 шага аукциона, участником N 1 было сделано предложение о цене лота в размере 215 176,38 руб. Аукционист предложил "округлить ценовое предложение до 200 000 с целью удобства проведения аукциона". После чего, аукцион проводился путем предложения участниками своих ценовых предложений без учета "шага аукциона".
Согласно Решению N 5 аукционной комиссии о результатах рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.10.2019, в установленный срок подано 4 заявки на участие в аукционе от следующих лиц: ООО "Каскад", ЗАО "Млада", ООО "Альянс-К" и ООО "Лесная поляна", которые признаны участниками аукциона.
В соответствии с Протоколом от 16.10.2019 N 17 о результатах аукциона N090919/0332279/01, победителем аукциона признан участник N 3 - ООО "Альянс-К" с предложением 60 000 000 руб.
В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона, а именно 17.10.2019 Комитет письмом за N 07.3-05-44/3525 направил в адрес победителя аукциона расчет (уведомление) о сумме и сроках доплаты (разницы между ценой аукциона и размером обеспечения) и 2 экземпляра охотхозяйственного соглашения, о чем свидетельствует кассовый чек об отправке.
Письменных обращений от ООО "Альянс-К" по вопросу доплаты за них третьим лицом в Комитет не поступало.
Таким образом, протоколом от 28.10.2019 N 20 ООО "Альянс-К" признано уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения, в связи с несоблюдением срока и порядка внесения на расчетный счет организатора торгов доплаты (разницы между ценой права на заключение охотхозяйственного соглашения и размером обеспечения заявки на участие в аукционе), а также не подписанием и не представлением победителем охотхозяйственного соглашения.
25.10.2019 в УФАС по Курской области поступила жалоба ООО "Каскад" на действия организатора торгов - Комитета лесного хозяйства при проведении торгов N 090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий "Кореневский 2" Кореневского и Глушковского районов Курской области, площадью 11874,26 га.
28.10.2019 антимонопольный орган Приказом N 542 возбудил дело N046/10/18.1-647/2019 по признакам нарушения порядка организации и проведения торгов N090919/0332279/01 организатором торгов.
По результатам рассмотрения указанного дела УФАС Курской области выявило в действиях Комитета лесного хозяйства нарушения требований п.20 ст.28 Закона об охоте, а также порядка проведения аукциона, оглашенного председателем аукционной комиссии на основании Порядка организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2018 N 337.
Нарушения выразились в проведении аукциона N 090919/0332279/01 не путем повышения начальной цены на "шаг аукциона" равный 1 604,66 руб., а путем предложения участниками своих ценовых предложений без учета "шага аукциона", в изменении аукционистом порядка подачи ценовых предложений в процессе проведения аукциона.
В результате чего, участники делали предложения без соблюдения шага аукциона: не более чем на 1 604,66 руб.
Указанное нарушение процедуры проведения торгов привело к тому, что после предложения ЗАО "Млада" в размере 1 600 000 руб., поступило предложение ООО "Альянс-К" в размере 60 000 000 руб. и аукцион был прекращен.
Управление пришло к выводу о том, что данный факт является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
Решением по делу N 046/10/18.1- 647/2019 от 11.11.2019 (резолютивная часть объявлена 06.11.2019) жалоба ООО "Каскад" признана частично обоснованной, организатор торгов - Комитет лесного хозяйства признан нарушившим ст. 17 Закона N 135-ФЗ, порядок проведения торгов, установленный п. 20 ст. 28 Закона об охоте и п. 5 раздела V Порядка проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета N 337 от 01.10.2018 при проведении торгов N 090919/0332279/01.
Также в резолютивной части решения N 046/10/18.1-647/2019 указано, что в целях устранения допущенных нарушений антимонопольного законодательства и порядка проведения торгов Комитету лесного хозяйства выдается предписание об аннулировании торгов N 090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
Соответствующее предписание выдано организатору торгов 11.11.2019.
Комитету предписано не позднее трех рабочих дней с даты получения предписания аннулировать торги N 090919/0332279/01; представить документированную информацию об исполнении предписания в антимонопольный орган не позднее трех рабочих дней с даты исполнения.
Информация об аннулировании указанных торгов размещена 19.11.2019 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в установленном порядке, о чем письмом Комитета от 19.11.2019 N 07.3-05-46/4040 был проинформирован антимонопольный орган.
Полагая вынесенные решения и предписание по делу N 046/10/18.1-647/2019 незаконными и нарушающими его права и законные интересы как участника торгов, ООО "Альянс-К" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В силу ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции антимонопольный орган по правилам данной статьи рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3).
Порядок организации и проведения аукциона закреплен в статье 28 Закона об охоте.
Так, согласно указанной норме организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона (п.п. 3 п.7).
В соответствии с п.19 ст.28 Закона об охоте организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором указываются последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона. Организатор аукциона обязан осуществлять аудио- или видеозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- или видеозапись аукциона.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения) на "шаг аукциона" (часть 20 названной статьи Закона).
Аналогичный порядок проведения аукциона установлен п. 5 раздела V Порядка проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета N 337 от 01.10.2018.
Согласно п. 7 раздела V Порядка, каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на шаг аукциона.
В тоже время, в соответствии с абз. 2 п. 7 раздела V Порядка, "допускается и другой вариант проведения торгов, когда в ответ на предложение аукциониста участники сами называют свою цену".
Как установлено п. 2 раздела V Порядка, председатель аукционной комиссии открывает аукцион и знакомит участников аукциона с порядком проведения аукциона, указанным в настоящем разделе.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение (часть 21 статьи 28 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 22 этой же статьи Закона об охоте результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Согласно п. 27 ст. 28 Закона об охоте, в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения такого соглашения, или заключить такое соглашение с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что при установлении шага аукциона запрещаются действия, которые приводят к иному, отличному от установленного и доведенного до участников торгов порядка изменения цены предмета аукциона.
При указанных обстоятельствах, как верно указал суд области, действия аукциониста - члена аукционной комиссии, огласившего, а также изменившего порядок проведения аукциона N 090919/0332279/01 не соответствовали требованиям Приказа N 337, извещению о проведении торгов и положениям аукционной документации.
При этом, учитывая требования пункта 12.2 аукционной документации об обязанности победителя аукциона перечислить плату за заключение охотхозяйственного соглашения в полном объеме в срок, не превышающий 10 дней с даты размещения протокола о результатах аукциона, суд обосновано не усмотрел в действиях организатора торгов нарушений в части признания ООО "Альянс-К" уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, решение УФАС Курской области от 11.11.2019 по делу N 046/10/18.1-647/2019 обосновано признано судом области законным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Предписание должно быть исполнимым.
Учитывая, что оспариваемое предписание выдано на основании решения антимонопольного органа, предписание также является законным и обоснованным. Самостоятельных оснований для признания предписания незаконным судом не установлено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.08.2020 по делу N А35-78/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-78/2020
Истец: ООО "АЛЬЯНС-К"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: комитет лесного хозяйства Курской области, ООО "Каскад", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд