Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф06-2443/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А55-11838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Ануфриевой А.Э., Митиной Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Луниной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2020 года в зале N 7 помещения суда апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11838/2020 (судья Копункин В.А.),
по иску муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации
городского округа Тольятти
к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной
политики Самарской области
о взыскании 8 715 450 руб.,
третьи лица:
1. Министерство управления финансами Самарской области,
2. Правительство Самарской области,
с участием в заседании:
от истца - Горбунцова И.А., по доверенности от 27.12.2019, от ответчика - Ермакова О.А., по доверенности от 29.01.2019,
от Министерства управления финансами Самарской области - Медведкина М.В., по доверенности от 30.12.2019,
от Правительства Самарской области - Ермакова О.А., по доверенности от 30.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось в арбитражный суд с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 8 715 450 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11838/2020 исковые требования удовлетворены частично: с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти взыскано 8 715 000 руб. убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11838/2020.
Ответчик просит отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу либо принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что у субъектов РФ нет обязанности по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, а есть право на установление дополнительных мер социальной поддержки; Самарская область и, соответственно, ответчик не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями поставленных на учет после 01.01.2005 инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; запрещается одновременное осуществление аналогичных полномочий органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти; средства, выделенные Самарской области на реализацию полномочий по обеспечению инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, не могут быть направлены на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, поскольку это будет нецелевым использованием бюджетных средств; к возмещению присуждены суммы, превышающие стоимость установленных норм предоставления жилых помещений; указывая при этом, что дело не подведомственно арбитражному суду, имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции.
Министерство управления финансами Самарской области просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований как и ответчик, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел нормы действующего законодательства, сложившуюся судебную практику, а также на ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД в Самарской области, которой установлена норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина для категории граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 2 настоящего закона, - 18 квадратных метров общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы апелляционной жалобы ответчика.
Представитель истца просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Администрацию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к ст.ст. 51,57 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.10.2017 по делу N 2-4808/2017, на основании распоряжения от 26.04.2018 N 3417-р/5 Ананьевой Ольге Николаевне была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: бульвар Молодежный, д. 25, кв. 11/3 (договор социального найма жилого помещения от 27.04.2018 N 1А-2018).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 682 450 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 06.02.2018 по делу N 2-5751/2017, на основании распоряжения от 20.03.2018 N 2104-р/5 Юрик Ольге Александровне была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ул. Мира, д. 122, кв. 30 (договор социального найма жилого помещения от 22.03.2018 N 7Ц-2018).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 118 310 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.03.2018 по делу N 2-1211/18, на основании распоряжения от 14.09.2018 N 7495-р/5 Ясакову Артему Александровичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: пр-кт Карла Маркса, д. 35, кв. 13 (договор социального найма жилого помещения от 14.09.2018 N 7А-2018).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 238 870 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.06.2018 N 2-2779/2018, на основании распоряжения от 24.10.2018 N 8967-р/5 Ельниковой Прасковье Лаврентьевне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: улица 50 лет Октября, д. 69, кв. 66 (договор социального найма жилого помещения от 26.10.2018 N 13Ц-2018).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 480 330 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 04.09.2018 по делу N 2-4022/2018, на основании распоряжения от 27.12.2018 N 10800-р/5 Черновой Кире Алексеевне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: ул. Железнодорожная, д. 1, кв. 83 (договор социального найма жилого помещения от 28.11.2018 N 9А-2018).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 483 280 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.10.2018 по делу N 2-3989/2018, на основании распоряжения от 04.03.2019 N 1348-р/5 Белалову Юнусу Юнусовичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ул. Свердлова, д. 41, кв. 247 (договор социального найма жилого помещения от 07.03.2019 N 2Ц-2019).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 392 600 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 29.01.2019 по делу N 2-785/2019, на основании распоряжения от 20.06.2019 N 4767-р/5 Калишкину Денису Константиновичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ул. Жукова, д. 30, кв. 28 (договор социального найма жилого помещения от 21.06.2019 N 10А-2019).
Согласно отчету об оценке от 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составила 1 319 160 руб.
Согласно расчету истца, общая стоимость предоставленных квартир составила 8 715 450 руб.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о допущенной истцом арифметической ошибки, в связи с чем, итоговая сумма предоставленных квартир составила 8 715 000 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.ст.1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Исходя из положений указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250- ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно установил, что неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Исковые требования истцом заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Закона N 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом в соответствии с положениями статей 135 - 138 БК РФ, статей 55, 60 и 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2019 N Ф06-54283/2019 по делу N А55-4922/2019, поддержанной определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N 306-ЭС19-28278 по делу N А55-4922/2019.
Поскольку Администрация городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения указанным лицам, а ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, суд первой инстанции, указав, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, пришел к выводу, что невыполнение указанной обязанности ответчиком повлекло за собой возникновение убытков у истца на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Доводы ответчика, повторяющие доводы апелляционной жалобы, о том, что требование к ответчику является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления с использованием трансфертов из бюджетов субъектов РФ, несостоятельны, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Доводы третьего лица, повторяющие доводы апелляционной жалобы, о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности доводов истца, поскольку жилые помещения истцом предоставлены на основании решений суда общей юрисдикции, установивших обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Довод ответчика, также указанный в апелляционной жалобе, о том, что в 2018 году и в 2019 году бюджету города округа Тольятти из областного бюджета выделялись межбюджетные трансферты для реализации Истцом полномочий по решению вопросов местного значения из бюджета Самарской области, за счет которых возможно было покрыть свои расходы на обеспечение жильем инвалидов, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание как не влияющий на правомерность заявленного требования истцом, в силу следующего.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидий местным бюджетам, субвенций местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов.
Пункт 1 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписывает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов" образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений (внутригородских районов). Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, а также порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений внутригородских районов утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целя софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значение. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение меж муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 приведенной статьи).
В силу п.п. 1 и 2 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расход" обязательств муниципальных образований, возникающих при выполне государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российс Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъе Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти, а также собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджет которые в силу ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят целевой характер, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельна государственных полномочий в пределах выделенных муниципалы образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, выделенные из областного бюджета в 2018, 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, не могли быть израсходованы на цели, связанные с исполнением государственных полномочий субъекта по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и предоставление дотаций из областного бюджета, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о выделении из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств для целей обеспечения жилыми помещениями и инвалидов, (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2020 N Ф03-599/2020, определение Верховного Суда РФ от 27.03.2020 N 304-ЭС20-3660).
Доводы ответчика и Министерства управления финансами Самарской области, повторяющие доводы апелляционных жалоб о несоответствии размера взыскиваемой суммы обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Ответчик ссылается на Постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 N 141- 1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти" и считает, что мэрия г.о. Тольятти, предоставляя жилье гражданам, превысила учетную норму жилья.
Указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817. Данные доводы подтверждаются, сложившейся судебной практикой по делам А55- 20009/2018, А55-20012/2018, А55-20013/2018, А55-20014/2018.
Доводы ответчика о том, что поскольку предоставленное по договору социального найма Ананьевой О.Н. жилое помещение, находится в муниципальной собственности, основания для взыскания убытков в части стоимости этого помещения отсутствуют, противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, согласно которой передаваемая в социальный наем квартира, являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда выбывает из владения муниципального образования, что влечет расходы для бюджета.
Министерство управления финансами Самарской области ссылается на ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006).
Доводы ответчика и Министерства управления финансами Самарской области относительно неправомерности выводов обжалуемого решения в части наличия оснований для взыскания убытков в виде стоимости предоставленного Ясакову А.А., поставленному на учет до 2005 года, жилого помещения, отклоняются апелляционным судом, исходя из разъяснений "Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020), в которых указано следующее.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Апеллянты возражают относительно взыскания обжалуемым решением стоимости жилого помещения, предоставленного Черновой К.А. на основании распоряжения заместителя главы г.о.Тольятти от 27.12.2018 г. N 10800-р/5 Черновой Кире Алексеевне во исполнение апелляционного определения Самарского областного суда по от 19.11.18 г. по делу N 2-4022/2018 по иску Черновой И.Ю., действующей в интересах несовершеннолетней Черновой К.А. в виде квартиры, г. Тольятти, ул. Железнодорожная, д.2 кв. 83, общей площадью 45,0 кв.м. на состав семьи 1 человек. Материалы дела подтверждают, что данное жилое помещение было предоставлено единолично Черновой К.А. как инвалиду. Договор социального найма был заключен с Черновой И.Ю., в лице законного представителя, что позволяет расценить указанное в тексте искового заявления "3" чел. как опечатку, не повлиявшую на существо заявленных требований и законность вынесенного решения в рассматриваемой части. Сведения об инвалидности несовершеннолетнего отражены в вышеуказанном решении Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области, имеющемуся в материалах дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.1 и п. 2 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не относится к компетенции арбитражного суда и имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции заявлялся в суде первой инстанции, и был обоснованно им отклонен в силу следующего.
В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса; имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
В данном случае иск заявлен о взыскании убытков, возникший на стороне истца в связи с понесенными им расходами на приобретение квартир (комнат), поэтому довод ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что спор не носит экономический характер, отклоняется судом, поскольку исходя из характера спора и в силу статей 27 и 28 Арбитражного процессуального кодексам Российской Федерации настоящий спор относится к компетенции арбитражного суда.
Указание ответчиком в апелляционной жалобе на обсуждение законопроекта с иной позицией структурных подразделений Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, не лишает обжалуемое решение свойств законности и обоснованности.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств, основаны на ошибочном толковании обстоятельств дела и норм права, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителей жалобы, которые в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11838/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11838/2020
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области