г. Саратов |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А12-13173/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района г. Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2023 года по делу N А12-13173/2023
заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района г. Волгограда" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006798, ИНН 3444173314)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, набережная 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673) в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда
об оспаривании предписания,
заинтересованные лица: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации
Волгограда (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39а), Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, набережная 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673), Администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400001, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д 9А, оф. 7, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691), Никулина Галина Ивановна, общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Парт-Саида, д. 16А, ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579),
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района г. Волгограда" (далее - общество, ООО "УК Ворошиловского района", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - Управление) от 14.04.2023 N 111-р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Ворошиловского района" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отбор и измерение температуры воды производился c нарушениями методических указаний МУК 4.3.2900-11. Не производился замер влажности, давления воздуха и скорости течения воды. Требования ГОСТ Р 51593-2000 при отборе проб не соблюдены, в связи с чем, акты проведения замеров являются ненадлежащими доказательствами. Температура воды на вводе в дом должна составлять 70°С. Управлением не учтено, что МКД N 8 по ул. Ростовская имеет два трубопровода: подающий и обратный, однако, замер воды производился только на подающем трубопроводе. Вина управляющей организации в предоставлении потребителям горячей воды ненадлежащего качества отсутствует, в связи с поставкой ООО "Концессии теплоснабжения" некачественного теплоносителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения поступившей жалобы гражданина за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав в части качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю квартиры N 101 в многоквартирном доме N 8 по ул. Ростовская, должностным лицом Управления на основании решения о проведении внеплановой проверки от 07.04.2023 N 111-р (т.1 л.д.25-28) проведена внеплановая выездная проверка в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению названным домом - ООО "УК Ворошиловского района".
В ходе мероприятий по контролю ремонтные и профилактические работы на сетях горячего водоснабжения, а также работы по подключению новых потребителей к системе горячего водоснабжения многоквартирного дома N 8 по ул. Ростовская не проводились.
Должностным лицом Управления совместно с ресурсоснабжающей организацией ООО "Концессии теплоснабжения" проведены замеры температуры горячей воды на вводе в вышеуказанный многоквартирный дом.
Согласно акту замеров от 10.04.2023 N 2 температура горячей воды на вводе в дом составила +61.0°С (т.1 л.д.46), что соответствует требованиям действующего законодательства.
Также проведены замеры температуры горячей воды в точках водоразбора квартиры N 101 указанного дома, результаты замеров отражены в акте замеров от 10.04.2023 N 1 (т.1 л.д.45).
При сливе воды в течение трех минут установлено, что температура горячей воды в кухне составила +42,3°С, в ванной комнате +42,4°С, что, по мнению административного органа, является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и не соответствует требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.09, заводской номер 1678774, дата поверки 14.11.2022, действительно до 13.11.2023.
Результаты проверки изложены в акте проверки от 14.04.2023 N 111-р (т.1 л.д.38-44).
ООО "УК Ворошиловского района" по многоквартирному дому N 8 по ул. Ростовской выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.04.2023 N 111-р со сроком выполнения до 15.05.2023 (т.1 л.д.20-22) с указанием на необходимость выполнения следующих мероприятий (работ): обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, устранить выявленные нарушения, обеспечить подачу горячего водоснабжения в многоквартирный дом N 8 по ул. Ростовская в соответствии с нормативными требованиями.
Считая, что предписание Управления от 14.04.2023 N 111-р является незаконным, ООО "УК Ворошиловского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы ООО "УК Ворошиловского района" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В силу части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
Согласно статье 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД) устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления городских округов Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьёй 2 Закона Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия по государственному жилищному надзору, в том числе лицензионному контролю.
На основании пункта 2.2.25 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393, на территории Волгограда государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
В соответствии с абзацем 9 подпункта б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Следовательно, решение о проведении внеплановой выездной проверки принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий.
Выдаваемое по результатам проверки предписание представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Согласно сведениям, размещенным на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ) в разделе "Реестр объектов жилищного фонда", функции по управлению многоквартирным домом расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Ростовская, д. 8, в настоящее время осуществляет управляющая организация ООО "УК Ворошиловского района" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту части 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами N 354, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель, каковым на основании пункта 2 Правил N 354, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пункт 149 Правил N 354 определяет, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что должно быть обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (утратил силу с 01.03.2021).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21, принятого взамен СанПиН 2.1.4.2496-09, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.
При этом в соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 не допускается отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом.
В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Материалами дела установлено, что согласно акту замеров от 10.04.2023 N 2 температура горячей воды на вводе в дом составила +61.0°С (т.1 л.д.46), что соответствует требованиям действующего законодательства.
ООО "Концессии теплоснабжения" обеспечило поставку горячей воды с температурой +61°С до границ общего имущества в многоквартирном доме (на вводе в многоквартирный дом), то есть исполнителем коммунальной услуги соблюдены нормы пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем, на момент проверки температура горячей воды в точках водоразбора в квартире N 101 в кухне составила +42,3°С, в ванной комнате +42,4°С.
Доводы ООО "УК Ворошиловского района" в апелляционной жалобе о том, что отбор и измерение температуры воды производился c нарушениями методических указаний МУК 4.3.2900-11, не производился замер влажности, давления воздуха и скорости течения воды, нарушены требования ГОСТ Р 51593-2000 при отборе проб соблюдены, в связи с чем, акты проведения замеров являются ненадлежащими доказательствами, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Согласно пункту 1.4 МУК 4.3.2900-11.4.3. Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания, утвержденных Роспотребнадзором 12.07.2011, настоящие Методические указания предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы иными организациями, осуществляющими контроль качества воды систем централизованного горячего водоснабжения. Данные Методические указания не содержат указания на обязательность их применения всеми контролирующими органами, носят рекомендательный характер.
Между тем, в примечании 2 к пункту 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.
Требования пункта 4.1.5 ГОСТ Р 51593-2000 в данном случае не подлежат применению, поскольку указанный стандарт устанавливает требования к отбору проб питьевой воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения и предназначенной для потребления в питьевых и бытовых целях, в том числе используемой для производства пищевых продуктов и напитков, которыми следует руководствоваться при разработке программ и методов отбора проб, подготовке проб к определению состава и свойств и при транспортировании и хранении.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в свою очередь, разграничивает понятия питьевой воды и горячей воды, устанавливая различные требования к качеству питьевой и горячей воды (статьи 23-25). В связи с чем, в данном случае не применимы требования к отбору проб питьевой воды при отборе проб горячей воды.
Кроме того, ГОСТ Р 51593-2000 утратил силу с 15 февраля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1514-ст.
Управление при осуществлении проверки качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг правомерно руководствовалось положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Материалами дела подтверждается, что замеры температуры горячей воды проведены специальным техническим средством, имеющим свидетельство о поверке, что позволяет признать его показания, зафиксированные в актах замеров, надлежащими доказательствами, перед замером температуры горячей воды в точках водоразбора произведен слив воды в течение не более 3 минут, что соответствует примечанию 2 к пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354.
Требований к фиксации температуры наружного воздуха, влажности, давления при замерах горячей воды в день проведения контрольных (надзорных) мероприятий и указанию ее в актах замеров либо актах проверок, равно как и необходимости замеров температуры горячей воды на обратном трубопроводе многоквартирного дома, вышеназванные нормы не содержат.
В настоящее время, регламентирование и/или нормирование температуры горячей воды на выходе из системы горячего водоснабжения многоквартирных домов, в действующих нормативных документах (законы, ГОСТы, СП, Постановления Правительства РФ, приказы Минстроя и Минэнерго) отсутствует.
Правила N 354 относятся к сфере регулирования жилищных правоотношений, приняты во исполнение статьи 157 ЖК РФ, применяются как часть специального законодательства и имеют приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений (гражданам).
В связи этим у должностных лиц органов жилищного надзора/лицензионного контроля отсутствует обязанность выполнять замеры температуры горячей воды в соответствии с положениями каких-либо ГОСТ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что температура воды на вводе в дом должна составлять 70°С, а вина управляющей организации в предоставлении потребителям горячей воды ненадлежащего качества отсутствует в связи с поставкой ООО "Концессии теплоснабжения" некачественного теплоносителя, подлежат отклонению.
В пункте 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В пунктах 5, 6 Правил N 491 определен состав общего имущества многоквартирного дома, в который среди прочего включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления.
Инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирного дома, относятся к зоне эксплуатационной ответственности управляющей организации. Аналогичная позиция отражена в судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N А47-4142/2017.
Таким образом, управляющая организация обязана в соответствии с положениями Правил N 354 отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (на вводе в указанный дом), несмотря на отсутствие системы циркуляции горячей воды, составляла +61 °С, отклонение температуры горячей воды от параметров произошло при прохождении воды по инженерным системам, расположенным внутри данного дома.
То есть, ООО "Концессии теплоснабжения" в данном случае соблюдены нормы п. 84 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 21 Правил N 354.
Из совокупности условий данных норм следует, что поставка горячей воды с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной ответственности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Однако данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Однако, управляющая компания не приняла со своей стороны все необходимые меры в целях соблюдения требований действующего законодательства, следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи предписания.
При этом наличие в доме N 8 по ул. Ростовская подающего и обратного трубопровода, а также отсутствие замеров температуры горячей воды на обратном трубопроводе не свидетельствует о нарушении Управлением процедуры проведения проверки и не влечёт недействительность выданного предписания. Правила N 354 не содержат требований о необходимости замеров температуры горячей воды на обратном трубопроводе многоквартирного дома.
Судом правомерно отклонена ссылка Общества на техническое заключение "Расчет фактического падения температуры в системе горячего водоснабжения в границах от точки ввода до крайнего водоразборного прибора в пяти, девяти и четырнадцати этажных домах, находящихся в управлении ООО "УК Ворошиловского района", изготовленное ФГБОУВО "Волгоградский государственный технический университет" Института архитектуры и строительства, поскольку выводы заключения не свидетельствует об отсутствии вины общества в допущенном нарушении, то есть, в предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества. Указанное заключение не освобождает управляющую организацию от обязанности соблюдать требования закона, поскольку не исключает ответственность ООО "УК Ворошиловского района" в процессе осуществления им деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Результаты расчетов, отраженные в техническом заключении ФГБОУВО "Волгоградский государственный технический университет" Института архитектуры и строительства, а также отклонения от графиков работы котельных ООО "Концессии теплоснабжения", на которые ссылается общество в своем заявлении, могут послужить основанием для обращения управляющей организации в адрес гарантирующего поставщика с соответствующей претензией в рамках надлежащего исполнения, заключенного между ними договора теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предписания Управления от 14.04.2023 N 111-р, вынесенного в целях устранения нарушений законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям ЖК РФ, Правилам N 491, Правилам N 354, ПиН.
Оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий и является исполнимым.
Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы не свидетельствуют об отсутствии обязанности управляющей организации соблюдать требования закона и не исключают ответственность общества в процессе осуществления им деятельности в сфере управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК Ворошиловского района" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. согласно платёжному поручению от 28.11.2023 N 676.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина подлежит уплате в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. В данном случае с учётом положений Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 1 500 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района г. Волгограда" как излишне уплаченная.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2023 года по делу N А12-13173/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района г. Волгограда" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13173/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
Третье лицо: АО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА", АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Никулина Галина Ивановна, ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"