г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А56-130183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковой И.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Зуев А.А. - паспорт
от ответчика (должника): Иванова О.В. - доверенность от 09.01.2020
от 3-го лица: Иванов В.И. - доверенность от 21.09.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27505/2020) Зуева Александра Александровича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2020 по делу N А56-130183/2019(судья Домрачева Е.Н.), принятое
по иску Зуева Александра Александровича
к МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными записей,
УСТАНОВИЛ:
Зуев Александр Александрович (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными записей, внесенных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности:
- от имени ООО "Спринт" ГРН 6197848723231 от 09.09.2019,
- от имени ООО "Спецсервис" ГРН 6197848732933 от 09.09.2019,
- от имени ООО "Аренд-дом" ГРН 6197848730238 от 09.09.2019,
- от имени ООО "Крестьянское хозяйство "Борисово" ГРН 6197848737157 от 09.09.2019
- от имени ООО Агентство недвижимости Валдай-К ГРН 6197848731404 от 09.09.2019.
Определением от 20.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган).
Решением суда от 13.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и как следствие внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования. Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения требований, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Спринт" создано 09.11.2016, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1160280126027 (далее - Общество 1).
С 14.01.2019 ликвидатором в ЕГРЮЛ значится Зуев Александр Александрович.
09.09.2019 в отношении сведений о ликвидаторе Зуеве А.А. Инспекцией внесена запись о недостоверности ГРН 6197848723231.
15.01.2020 Общество 1 было добровольно ликвидировано.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" создано 09.03.2017, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1177154005160 (далее - Общество 2).
С 24.04.2019 ликвидатором в ЕГРЮЛ значится Зуев Александр Александрович.
09.09.2019 в отношении сведений о ликвидаторе Зуеве А.А. Инспекцией внесена запись о недостоверности ГРН 6197848732933.
22.01.2020 Общество 2 было добровольно ликвидировано.
Общество с ограниченной ответственностью "Аренд-дом" создано 18.09.2014, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1147847321764 (далее - Общество 3).
С 27.05.2019 генеральным директором в ЕГРЮЛ значится Зуев Александр Александрович.
09.09.2019 в отношении сведений о генеральном директоре Зуеве А.А. Инспекцией внесена запись о недостоверности ГРН 6197848730238.
С 22.01.2020 генеральным директором в ЕГРЮЛ значится Зуева Руслана Сергеевна.
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Борисово" создано 08.01.2004 о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1045301400022 (далее - Общество 4).
С 05.03.2010 директором в ЕГРЮЛ значится Зуев Александр Александрович.
09.09.2019 в отношении сведений о директоре Зуеве А.А. Инспекцией внесена запись о недостоверности ГРН 6197848737157.
15.01.2020 в отношении Общества 4 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ООО Агентство недвижимости Валдай-К ОГРН 1035301400925.
Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости Валдай-К создано 06.08.2003, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1035301400925 (далее - Общество 5).
С 05.03.2010 генеральным директором в ЕГРЮЛ значится Зуев Александр Александрович.
09.09.2019 в отношении сведений о генеральном директоре Зуеве А.А. Инспекцией внесена запись о недостоверности ГРН 6197848731404.
С 29.11.2019 генеральным директором в ЕГРЮЛ значится Зуева Руслана Сергеевна.
Ссылаясь на то, что МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу незаконно внесены записи о недостоверности сведений о Зуеве А.А. как о лице, имеющем право действовать от имени каждого из вышеуказанных Обществ, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, одним из основных критериев для удовлетворения требования, заявленного по правилам главы 24 АПК РФ, является несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Из положений Закона о государственной регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (решение о предстоящем исключении).
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение, о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Пунктом 5 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, указанная правовая норма не относит юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, к категории "недействующих", в связи с чем, для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, не требуется установление факта непредставления юридическим лицом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлением операций хотя бы по одному банковскому счету (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2020 N 305-ЭС20-771).
Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В силу подпунктов "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Как определено в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4.3 названной статьи установлено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 этой статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Пунктом 4 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Таким образом, из буквального толкования приведенных выше положений пункта 4.2 статьи 9 Закона о регистрации и пункта 4 Оснований и Порядка, основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является не только и исключительно получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, но и получение регистрирующим органом иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной налоговой службы России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности" о недостоверности сведений может свидетельствовать, в частности, следующее: лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц; участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц; адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек; в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Аналогичные положения содержатся в пункте 18 Оснований и Порядка.
Материалами дела подтверждается, что Общество 1, Общество 2 и Общество 4 на момент вынесения решения утратили правоспособность, в отношении Обществ 3 и 5 внесены сведения об ином лице, имеющем право действовать от имени данных юридических лиц без доверенности.
Налоговым органом при проведении мероприятий в соответствии с Положением было установлено, что на Зуева А.А. было зарегистрировано более 100 юридических лиц, основная часть им уже ликвидирована, часть исключена из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица, на момент проверки он являлся руководителем в более чем пяти юридических лицах, в том числе некоторые юридические лица зарегистрированы в других регионах, то есть в отношении Зуева А.А. выявлены признаки "массового"директора.
11.07.2019 налоговый орган обратился в Инспекцию с заявлениями заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме N Р34002 в отношении сведений о Зуеве А.А. как о руководителе пяти Обществ.
На основании полученных от налогового органа заявлений Инспекцией в соответствии с п.6 ст.11 Закона N 129-ФЗ направлены уведомления о необходимости представления достоверных сведений в адрес самих Обществ, ее руководителя и их учредителей.
В связи с неполучением информации о достоверности сведений, в отношении которых проводилась проверка, Инспекцией внесены оспариваемые Заявителем записи.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт того, что Зуев А.А. на момент внесения оспариваемых записей числился руководителем пяти Обществ одновременно, все Общества были зарегистрированы по одному и тому же адресу места жительства Зуева А.А. в квартире площадью 85,6 кв.м., при том, что все Общества имели разные виды основной деятельности (оптовая торговля молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами, деятельность по комплексному обслуживанию помещений, управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, смешанное сельское хозяйство), то совокупность указанных признаков привела к наличию обоснованных сомнений в достоверности содержащих в ЕГРЮЛ сведений.
Проверка достоверности сведений проведена Инспекцией в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
В данном случае оспариваемые Заявителем записи Инспекцией были внесены в ЕГРЮЛ в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ.
Заявителем не представлено доказательств, опровергающих недостоверность внесенных Инспекцией записей. Заявитель ошибочно полагает, что заинтересованным лицом, имеющим право подать в Инспекцию заявление о недостоверности сведений, может быть только само лицо, сведения о котором недостоверны.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2020 по делу N А56-130183/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130183/2019
Истец: Зуев Александр Александрович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу