город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2024 г. |
дело N А32-40553/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2023 по делу N А32-40553/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгМаслоПродукт" (ИНН 2372011817, ОГРН 1152372000660) в лице конкурсного управляющего Таекиной М.Т.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Лященко Игорь Анатольевич
об оспаривании решения и об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгМаслоПродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) об исключении ООО "Транспортная компания Кубани" и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2023 признано недействительной запись регистрирующего органа от 30.06.2023 об исключении ООО "Транспортная компания Кубани" из Единого государственного реестра юридических лиц, на Инспекцию возложена обязанность восстановить в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Транспортная компания Кубани", как о действующем юридическом лице
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что налоговый орган действовал в рамках норм гражданского законодательства, которыми предусмотрена принудительная ликвидации юридического лица по решению налогового органа в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и согласно процедуре исключения юридического лица из единого государственною реестра юридических лиц.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Инспекция подала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-49985/2018 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Таёкина Марина Тарасовна.
В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим было удовлетворено заявление о признании недействительными сделок должника, совершенных с ООО "Транспортная компания Кубани" в сумме 2047592 руб. 60 копеек.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 по делу N А32-49985/2018-48/805-Б-6С признана недействительной сделка по перечислению Обществом в пользу ООО "Транспортная компания Кубани" денежных средств в размере 2047592 руб. 60 копеек. Применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Кубани" в пользу Общества денежных средств в размере 2047592 руб. 60 копеек.
08.04.2022 Арбитражный суд Краснодарского края выдал конкурсному управляющему исполнительный лист серии ФС N 034474080 на принудительное исполнение определения суда от 27.01.2022 по делу N А32-49985/2018.
На основании исполнительного листа серии ФС N 034474080 ОСП по Центральному округу г.Краснодара было возбуждено исполнительное производство N 98089/22/23042-ИП от 06.06.2022.
13.02.2023 Инспекцией принято решение N 3599 о предстоящем исключении ООО "Транспортная компания Кубани".
При принятии решения об исключении ООО "Транспортная компания Кубани" из ЕГРЮЛ, Инспекция руководствовалась положениями пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которой, при наличии одновременно всех указанных в п. 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Транспортная компания Кубани" 30.06.2023 в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении юридического лица за N 2232300864387.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129 -ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129 -ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129 -ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О), правовое регулирование, установленное статьёй 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Из материалов дела следует, что на момент исключения из ЕГРЮЛ ООО "Транспортная компания Кубани" имело неисполненные гражданско-правовые обязательства перед Обществом, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-49985/2018, опубликованными на официальном сайте арбитражных судов в общем доступе, что согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 02.12.2016 N 305-КГ16-15694 по делу N А40-195762/2015.
Доказательства прекращения исполнительного производства N 98089/22/23042-ИП от 06.06.2022, возбуждённого ОСП по Центральному округу г.Краснодара и включённого в состав сводного исполнительного производства N 98089/22/23042-СД, в материалы дела не представлены.
Указанные обстоятельства также были известны Инспекции, которая является кредитором в деле N А32-18936/2022.
С учётом изложенного, принимая решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Транспортная компания Кубани" из Единого государственного реестра юридических лиц, и внося запись в ЕГРЮЛ, Инспекция не мог не знать о наличии указанных выше обстоятельств.
В рассматриваемом случае принятие Инспекцией в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решения об исключении общества из ЕГРЮЛ предопределяет прекращение производства по делу N А32-49985/2018 о взыскании долга на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что не гарантирует эффективную защиту прав Общества как кредитора ООО "Транспортная компания Кубани".
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Инспекция, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2023 по делу N А32-40553/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40553/2023
Истец: ООО "ЮгМаслоПродукт"
Ответчик: МИФНС N16 по Краснодарскому Краю
Третье лицо: Лященко Игорь Анатольевич