Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф05-6575/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А40-50684/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Валюшкиной В.В., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.08.2020 по делу N А40-50684/20
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Михнев М.П. по доверенности от 25.12.2019, диплом 1077040188307 от 20.07.2020,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании неосновательного обогащения по договору от 11.09.2013 N И-09-000251 в размере 267 331 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.08.2020 по делу N А40-50684/20 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и вынести по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2020 отсутствуют.
Как следует из материалов дела, 11.09.2013 между Департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N И-09-000251, площадью 151 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, САО, МК МЖД, участок N 16.
Согласно п.1.4 договора участок предоставляется для целей проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 5 545 руб. 35 коп.
Уведомлением Департамента от 17.09.2014 N 33-И-284/14 размер арендной платы с 01.01.2014 увеличен до 5 986 руб. 35 коп.
Дополнительным соглашением от 28.03.2017 договор расторгнут и на данный земельный участок заключен договор на новый срок от 29.03.2017 N И-09-001309.
Также между сторонами были заключены аналогичные договоры:
- договор аренды земельного участка от 06.11.2013 N И-08-000373, имеющего адресный ориентир: г.Москва, СЗАО, МК МЖД, участок N 17, с кадастровым номером 77:09:0005017:1389, площадью 213 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 7 822 руб. 25 коп.
Уведомлением Департамента от 17.09.2014 N 33-И-381/14 размер арендной платы с 01.01.2014 увеличен до 8 444 руб. 32 коп.
Уведомлением Департамента от 23.01.2015 N 33-А-2848/15-(0)-0 размер арендной платы с 01.01.2015 увеличен до 8 802 руб. 77 коп.
Дополнительным соглашением договор расторгнут с 26.03.2017 и на данный земельный участок заключен договор аренды на новый срок от 30.03.2017 N И-08-001359.
- договор аренды земельного участка от 11.09.2013 N И-02-000253, имеющего адресный ориентир: г.Москва, СВАО, МК МЖД, участок N 17, с кадастровым номером 77:02:0015013:1183, площадью 1 816 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 133 382 руб. 30 коп.
Уведомлением Департамента от 03.09.2014 N ДГИ-И-18436/14 размер арендной платы увеличен до 71 994 руб. 78 коп. с 01.01.2014.
Уведомлением Департамента от 23.01.2015 N 33-А-3738/15-(0)-0 размер арендной платы увеличен до 75 050 руб. 83 коп. с 01.01.2015.
На данный земельный участок заключен договор аренды на новый срок от 30.03.2017 N И-02-001414.
- договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N И-07-000705, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ЗАО, МК МЖД, участок N 10, с кадастровым номером 77:07:0006005:6006, площадью 519 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 20 575 руб. 60 коп.
Уведомлением Департамента от 23.01.2015 N 33-А-1023/15-(0)-0 размер арендной платы увеличен до 21 449 руб. с 01.01.2015. Дополнительным соглашением договор расторгнут с 20.12.2018.
- договор аренды земельного участка от 03.10.2013 N И-08-000293, имеющего адресный ориентир: г.Москва, СЗАО, МК МЖД, участок N 7, с кадастровым номером 77:08:0009029:2003, площадью 3 774 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 138 597 руб. 14 коп. за первый и второй годы аренды, 277 194 руб. 27 коп. за третий год аренды.
Уведомлением Департамента от 23.01.2015 N 33-А-2840/15- (0)-0 размер арендной платы увеличен до 155 970 руб. 17 коп. с 01.01.2015.
Дополнительным соглашением договор расторгнут с 29.03.2017 и на данный земельный участок заключен договор аренды на новый срок от 30.03.2017 N И-08-001409.
- договор аренды земельного участка от 22.04.2014 N И-09-000532, имеющего адресный ориентир: г.Москва, САО, МК МЖД, участок N 67, с кадастровым номером 77:09:0000000:1470, площадью 451 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 17 879 руб. 76 коп.
Дополнительным соглашением договор расторгнут с 30.03.2017 и на данный земельный участок с заключен договор аренды на новый срок от 30.03.2017 N И-09-001332.
- договор аренды земельного участка от 03.10.2014 N И-09-514790, имеющего адресный ориентир: г.Москва, САО, МК МЖД, участок N 80, с кадастровым номером 77:09:0001031:1361, площадью 3 938 кв. м.
В соответствии с приложением N 2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что составляет 557 309 руб. 50 коп.
Уведомлением Департамента от 18.02.2015 N 33-А-9473/15-(0)-0 размер арендной платы увеличен до 538 604 руб. 39 коп. с 01.01.2015.
Согласно п.1.4 договоров все участки предоставляется для целей проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
В обоснование иска истец указывает, что по договорам Департаментом применена неверная ставка арендной платы, а именно размер арендной ставки превышает предельный размер ставки, установленный федеральным законодательством, что привело к неосновательному обогащению Департамента.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Приказом Минэкономразвития N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб./га в год.
В соответствии с п.4 ст.39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных п.2 ст.48 Земельного кодекса РФ (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подп.2 ст.49 Земельного кодекса РФ, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
Поскольку в данном случае ставки арендной платы являются ценами, регулируемыми государством, стороны обязаны руководствоваться предписанным законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Аналогичная позиция также изложена в п.3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в п.16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Следовательно, расчет арендной платы, установленный договором, не может быть применен в нарушение Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396.
Таким образом, учитывая целевое назначение предоставленного в аренду обществу "РЖД" земельного участка - для целей проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД, апелляционный суд приходит к выводу о том, что при определении размера арендной платы в рассматриваемом договоре аренды земельных участка должны применяться положения п.4 ст.39.7 Земельного кодекса РФ (объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий).
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно п.5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в п.3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации были утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст.424 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, апелляционный суд признает, что условия спорного договора, касающиеся размера и условия внесения арендной платы, противоречат п.4 ст.39.7 Земельного кодекса РФ.
Учитывая целевое назначение предоставленного в аренду земельного участка, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подп.2 ст.39 Земельного кодекса РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития N 396.
Однако Департаментом указанный порядок не соблюден.
Таким образом на стороне Департамента городского имущества г.Москвы в связи с применением Департаментом завышенной ставки арендной платы, не соответствующей законодательству, имеется неосновательное обогащение.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статьей 1103 Гражданского кодекса РФ установлено, что правила о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, а также о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Руководствуясь приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации", подп.2 ст.39 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.39.7 Земельного кодекса РФ, ст.1103 Гражданского кодекса РФ, истец полагает, что сумма неосновательного обогащения составила 267 331 руб. 99 коп. в соответствии с расчетом.
В 2017 году в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 с учетом индексации (Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год") предельная ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные ОАО "РЖД", составляла 203 руб. 73 коп. в год за га.
В связи с тем, что, арендатором произведено исполнение обязательства по внесению арендной платы в размере большем, чем следовало бы исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, вследствие чего у арендодателя возникло неосновательное обогащение в виде излишне полученной арендной платы в размере 267 331 руб. 99 коп.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта, суд первой инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2020 по делу N А40-50684/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50684/2020
Истец: Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ