Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2021 г. N Ф05-6868/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А41-107565/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от истца: представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мособлнедра" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 года по делу N А41-107565/19, принятое по исковому заявлению ООО "Мособлнедра" к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области, третье лицо: Комитет земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад об изменении,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МОСОБЛНЕДРА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области с требованиями:
- изменить условия Договора аренды земли от 10.06.2013 N 123, а именно:
1.изложить п. 2.3 Договора аренды в следующей редакции:
"2.3. Арендная плата подлежит изменению в соответствии с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.";
2.изложить Приложение N 1 к Договору аренды в следующей редакции: "Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные без проведения торгов, рассчитывается по общему правилу на основании пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 21.12.2018) "Об основных принципах определения арендной платы при аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Годовой размер арендной платы определяется по формуле:
А=КСхК, где
А - сумма арендной платы. которую необходимо вносить Арендатору;
КС - кадастровая стоимость земли;
К = 2 % от кадастровой стоимости земли (при предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами).
Установить арендную плату в размере 2% (два процента) от кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 42337 кв.м с кадастровым номером 50:17:0011306:42, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский р-н, в районе урочища "Светлое озеро".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет земельно- имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 года по делу N А41-107565/19 в удовлетворении исковых требований ООО "МОСОБЛНЕДРА" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "МОСОБЛНЕДРА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.06.2013 между Администрацией городского округа Павловский Посад Московской области и ОАО "Московское областное объединение по ремонту и строительству городских дорог" заключен Договор аренды земли N 123, по условиям которого во временное пользование сроком на 7 лет арендатору предоставлен земельный участок площадью 42337 кв.м с кадастровым номером 50:17:0011306:42, категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования: "размещение водного объекта - строительство противопожарного водоема".
Согласно п. 2.1 договора аренды, размер арендной платы за земельный участок определяется в Приложении 1, по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата может изменяться один раз в год и подлежит пересмотру в случаях изменения базового размера арендной платы и порядка расчета арендной платы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области, решениями Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области без согласования с арендатором и без внесения изменений (дополнений) в договор (п. 2.3 договора аренды).
В дальнейшем прав и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:42 перешли к ответчику, на основании договора переуступки права аренды земли от 01.10.2015 N П-1.
Посчитав, что Администрацией городского округа Павловский Посад Московской области при определении размера арендной платы за земельный участок нарушен один из принципов экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 истец направил в адрес ответчика требование от 01.11.2019 N 258 об изменении условий договора аренды в части определения порядка внесения арендной платы по договору аренды.
В обоснование своего заявления общество указало, что в настоящее время в целях дальнейшего строительства противопожарного водоема на основании лицензии на пользование недрами от 28.10.2015 года сроком действия до 01.06.2022 года арендатором осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных. В данном случае, по мнению общества, на период добычи полезных ископаемых размер арендной платы должен определяться как для земельных участков, предоставление которых связано с пользованием недрами.
Оставление указанного требования без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Правоотношения сторон регулируются главой 34 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ применительно к спорному периоду) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со следующей формулой:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением N 582.
В абзаце 2 подпункта "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недр, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего участка.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что арендная плата в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего участка подлежит начислению только в том случае, если земельный участок был предоставлен арендатору в установленном законом порядке именно для целей недропользования.
Из материалов дела следует, что истцу 28.10.2015 выдана Лицензия МСК N 80176 ТЭ с целевым назначением - для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных в месторождении "Михалево" Павлово-Посадского района Московской области, площадью 181,95 га.
На основании данной лицензии истцу был оформлен горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных, срок действия горноотводного акта установлен до 01.06.2022 года.
Границы утвержденного горного отвода совпадают с границами данного земельного участка и смежными земельными участками, арендуемыми ООО "МОСОБЛНЕДРА" с кадастровыми номерами 50:17:0011308:5, 50:17:0011306:44, 50:17:0011306:42.
Министерством экологии и природопользования Московской области 08.08.2017 г. утверждено Заключение N 23-2017 г., экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участков недр местного значения.
Для реализации условий пользование недрами истцом разработан Технический проект добычи общераспространенных полезных ископаемых, данный Технический проект был утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 843-РМ от 20.12.2017.
Данный Технический проект увязан с проектом строительства противопожарных водоемов в части выполнения комплекса земляных работ, неразрывно связанных с попутной добычей общераспространенных полезных ископаемых и последующим их частичным использованием на объекте строительства, а также реализацией в коммерческих целях для получения денежных средств на строительство объектов.
Между тем, из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (действующего на момент принятия Администрацией постановления от 07.06.2013 N 979), следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством, действовавшим в период обращения общества в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, предусматривалась различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в редакции до 01 марта 2015 года, устанавливался порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:42 в аренду обществу принималось в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков целей связанных со строительством, а именно - для строительства противопожарного водоема.
При этом предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью последним использовать земельный участок исключительно в целях, в которых он предоставляется, то есть для строительства противопожарного водоема.
Как следует из положений Договора аренды земельного участка, земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 7 лет с даты его государственной регистрации(дата регистрации - 15.04.2014 года). При этом лицензия выдана на срок, превышающий действие договора аренды, до 01.06.2022.
Истцом не представлено доказательств того, что разработка карьера и добыча полезных ископаемых в объемах, указанных в разрешительной документации на недропользование, необходимы для строительства противопожарного водоема.
В данном случае земельный участок изначально не предоставлялся обществу для целей, связанных с пользованием недр, разработка карьера и попутная добыча полезных ископаемых возможна только для достижения целей по строительству противопожарного водоема.
То обстоятельство, что истец помимо реализации цели, для которой спорный земельный участок предоставлен, осуществляет разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - строительного песка, не является основанием для применения абзаца 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что арендная плата подлежит начислению в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с даты получения им лицензии на право недропользования и без заключения нового договора аренды, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, как следует из системного толкования указанных норм права, по общему правилу согласно п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в аренду и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Это обусловлено тем, что пользователь недр обращается в уполномоченные органы за предоставлением земельного участка уже после получения соответствующих прав на участок недр. В случае проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка права на необходимый земельный участок могут возникнуть у иного субъекта.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 30.03.2018 N 305-ЭС18-3482 по делу N А41-32687/2017 лицо, которому ранее выдана лицензия на право пользования недрами на этом участке, не приобретает автоматически право пользования земельным участком на этом участке, поскольку пользователь недр, получивший горный отвод по результатам конкурсных процедур, либо в порядке переоформления лицензии на пользование участками недр (статья 17.1 Закона о недрах), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (статья 7 Закона о недрах), только после оформления арендных отношений.
При этом Общество не лишено права обратиться с заявлением о расторжении спорного договора и заключения нового договора аренды земельного участка, предоставленного для целей недропользования.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно указанной нормы права, обязательным условием заключения договора аренды без проведения торгов является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
Доказательств обращения Общества в Администрацию с заявлением о заключении нового договора аренды для целей недропользования не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на существенные нарушения условий спорного Договора ответчиком подлежат отклонению, так как само по себе не установление Администрацией ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка не относится к нарушению ответчиком условий спорного Договора, в связи с чем подлежат также отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы на основании статей 450, 606, 614 ГК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 года по делу N А41-107565/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Мособлнедра" в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107565/2019
Истец: ООО "МОСОБЛНЕДРА"
Ответчик: Администрация городского округа Павловский Посад МО
Третье лицо: Комитет земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад