г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А41-107565/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей Е.Ю. Филиной, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Мособлнедра" - не явился, извещен;
от Администрации городского округа Павловский Посад Московской области - не явился, извещен;
от Комитета земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Мособлнедра"
на решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А41-107565/2019
по исковому заявлению ООО "Мособлнедра"
к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области,
третье лицо: Комитет земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад,
об изменении условий Договора аренды земли от 10.06.2013 N 123,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МОСОБЛНЕДРА" (далее - ООО "МОСОБЛНЕДРА", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области (далее - Администрация, ответчик) с требованиями об изменении условий договора аренды земли от 10.06.2013 N 123, а именно:
изложить п. 2.3 договора в следующей редакции: "2.3. Арендная плата подлежит изменению в соответствии с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости";
изложить Приложение N 1 к договору в следующей редакции: "Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные без проведения торгов, рассчитывается по общему правилу на основании пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 21.12.2018) "Об основных принципах определения арендной платы при аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Годовой размер арендной платы определяется по формуле:
А = КС х К, где
А - сумма арендной платы. которую необходимо вносить Арендатору;
КС - кадастровая стоимость земли;
К = 2% от кадастровой стоимости земли (при предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами).
Установить арендную плату в размере 2% (два процента) от кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 42337 кв. м с кадастровым номером 50:17:0011306:42, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский р-н, в районе урочища "Светлое озеро".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Павловский Посад.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "МОСОБЛНЕДРА" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.06.2013 между Администрацией и Открытым акционерным обществом "Московское областное объединение по ремонту и строительству городских дорог" заключен договор аренды земли N 123, по условиям которого во временное пользование сроком на 7 лет арендатору предоставлен земельный участок площадью 42 337 кв. м с кадастровым номером 50:17:0011306:42, категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования: "размещение водного объекта - строительство противопожарного водоема".
Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется в Приложении 1, по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата может изменяться один раз в год и подлежит пересмотру в случаях изменения базового размера арендной платы и порядка расчета арендной платы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области, решениями Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области без согласования с арендатором и без внесения изменений (дополнений) в договор (п. 2.3 договора аренды).
Судами установлено, что права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:42 перешли к ответчику, на основании договора переуступки права аренды земли от 01.10.2015 N П-1.
Посчитав, что Администрацией при определении размера арендной платы за земельный участок нарушен один из принципов экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, истец направил в адрес ответчика требование от 01.11.2019 N 258 об изменении условий договора аренды в части определения порядка внесения арендной платы по договору аренды.
В обоснование своего заявления общество указало, что в настоящее время в целях дальнейшего строительства противопожарного водоема на основании лицензии на пользование недрами от 28.10.2015 сроком действия до 01.06.2022 арендатором осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных. В данном случае, по мнению общества, на период добычи полезных ископаемых размер арендной платы должен определяться как для земельных участков, предоставление которых связано с пользованием недрами.
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Проанализировав положения статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 3, пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ применительно к спорному периоду), пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", принимая во внимание условия абзаца 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), суды пришли к выводу, что арендная плата в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка подлежит начислению только в том случае, если земельный участок был предоставлен арендатору в установленном законом порядке именно для целей недропользования.
Судами установлено, что 28.10.2015 Обществу выдана лицензия МСК N 80176 ТЭ с целевым назначением - для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных в месторождении "Михалево" Павлово-Посадского района Московской области, площадью 181,95 га.
На основании указанной лицензии истцу оформлен горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных, срок действия горноотводного акта установлен до 01.06.2022.
Судами установлено, что границы утвержденного горного отвода совпадают с границами данного земельного участка и смежными земельными участками, арендуемыми ООО "МОСОБЛНЕДРА", с кадастровыми номерами 50:17:0011308:5, 50:17:0011306:44, 50:17:0011306:42.
Министерством экологии и природопользования Московской области 08.08.2017 утверждено Заключение N 23-2017, экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участков недр местного значения.
Для реализации условий пользование недрами истцом разработан Технический проект добычи общераспространенных полезных ископаемых, данный Технический проект был утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 843-РМ от 20.12.2017.
Данный Технический проект увязан с проектом строительства противопожарных водоемов в части выполнения комплекса земляных работ, неразрывно связанных с попутной добычей общераспространенных полезных ископаемых и последующим их частичным использованием на объекте строительства, а также реализацией в коммерческих целях для получения денежных средств на строительство объектов.
Между тем, из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего на момент принятия Администрацией постановления от 07.06.2013 N 979), следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством, действовавшим в период обращения общества в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, предусматривалась различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, устанавливался порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:42 в аренду Обществу принималось в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков целей связанных со строительством, а именно - для строительства противопожарного водоема, при этом предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью последним использовать земельный участок исключительно в целях, в которых он предоставляется, то есть для строительства противопожарного водоема.
Как следует из положений договора аренды земельного участка, земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на 7 лет с даты его государственной регистрации (дата регистрации - 15.04.2014). При этом лицензия выдана на срок, превышающий действие договора аренды (до 01.06.2022).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, руководствуясь вышеназванными нормами права, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств того, что разработка карьера и добыча полезных ископаемых в объемах, указанных в разрешительной документации на недропользование, необходимы именно для строительства противопожарного водоема.
При этом судами учтено, что в данном случае земельный участок изначально не предоставлялся Обществу для целей, связанных с пользованием недр, разработка карьера и попутная добыча полезных ископаемых возможна только для достижения целей по строительству противопожарного водоема.
То обстоятельство, что истец помимо реализации цели, для которой спорный земельный участок предоставлен, осуществляет разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - строительного песка, не является основанием для применения абзаца 2 подпункта "д" пункта 3 Правил и существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды.
Доводы Общества о том, что арендная плата подлежит начислению в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с даты получения им лицензии на право недропользования и без заключения нового договора аренды, проверены и отклонены судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, как следует из системного толкования указанных норм права, по общему правилу согласно п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в аренду и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Это обусловлено тем, что пользователь недр обращается в уполномоченные органы за предоставлением земельного участка уже после получения соответствующих прав на участок недр. В случае проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка права на необходимый земельный участок могут возникнуть у иного субъекта.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 30.03.2018 N 305-ЭС18-3482 лицо, которому ранее выдана лицензия на право пользования недрами на этом участке, не приобретает автоматически право пользования земельным участком на этом участке, поскольку пользователь недр, получивший горный отвод по результатам конкурсных процедур, либо в порядке переоформления лицензии на пользование участками недр (статья 17.1 Закона о недрах), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (статья 7 Закона о недрах), только после оформления арендных отношений.
Как правильно отмечено судами, Общество не лишено права обратиться с заявлением о расторжении спорного договора и заключения нового договора аренды земельного участка, предоставленного для целей недропользования.
Доводы Общества со ссылкой на существенные нарушения условий договора аренды со стороны Администрации проверены и отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе неустановление Администрацией ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка не относится к нарушению условий договора аренды.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судами не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А41-107565/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
Е.Ю. Филина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, как следует из системного толкования указанных норм права, по общему правилу согласно п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в аренду и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Это обусловлено тем, что пользователь недр обращается в уполномоченные органы за предоставлением земельного участка уже после получения соответствующих прав на участок недр. В случае проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка права на необходимый земельный участок могут возникнуть у иного субъекта.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 30.03.2018 N 305-ЭС18-3482 лицо, которому ранее выдана лицензия на право пользования недрами на этом участке, не приобретает автоматически право пользования земельным участком на этом участке, поскольку пользователь недр, получивший горный отвод по результатам конкурсных процедур, либо в порядке переоформления лицензии на пользование участками недр (статья 17.1 Закона о недрах), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (статья 7 Закона о недрах), только после оформления арендных отношений."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2021 г. N Ф05-6868/21 по делу N А41-107565/2019