город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2020 г. |
дело N А53-5899/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.06.2020 по делу N А53-5899/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление" (ИНН 6114011991, ОГРН 1156191001450)
к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление" (далее - ООО "Репнянское Карьероуправление") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 31.01.2020 N 16-08-01-01/19 о привлечении ООО "Репнянское карьероуправление" к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением от 30.06.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Репнянское карьероуправление" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные по делу требования.
В обоснование жалобы указано, что законность предписания от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности постановлением от 31.01.2020 N 16-08-01-01/19, проверяется в рамках дела N А32-17306/2020. Суд первой инстанции необоснованно отказал в приостановлении производства по настоящему делу до разрешения дела N А32-17306/2020. Также в жалобе указано на малозначительность допущенного правонарушения и наличие оснований для снижения назначенного обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, в апелляционной жалобе ООО "Репнянское карьероуправление" ходатайствует о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-17306/2020.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 15.12.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии со ст. 143 АПК РФ суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства общества о приостановлении производства по делу с учетом получения результатов рассмотрения дела N А53-17306/2020.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Северо-Кавказского управления Ростехнадзора (далее - Управление) на основании распоряжения от 26.12.2019 N 6111-Р проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО "Репнянское КУ" по месту фактического осуществления деятельности: в 0,5 км к юго-западу от х. Нижнесазонов в Каменском районе Ростовской области; эксплуатирующего опасный производственный объект: "Карьер" - III класса опасности, зарегистрированный в Государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером N А29-01610-0012, с целью контроля устранения нарушений указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ранее выданного предписания от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1, срок исполнения которых истёк 10.01.2020 (уведомление от 09.01.2020 N6111-Р о проведении проверки и копия распоряжения направлены в адрес ООО "Репнянское КУ").
При осуществлении проверки с 14.01.2020 по 16.01.2020 Управлением было установлено, что ООО "Репнянское КУ" не исполнило в срок пункт 2 ранее предписания от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1, срок исполнения которого истёк 10.01.2020, а именно: не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, в связи с изменением количества, типа, марки, модели технических устройств (использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств): буровой станок СБУ-100-50 (зав. N 151). Вывод из эксплуатации технических устройств: буровые станки: СБУ-10-3 5 (инв. N00000191), СБУ-10-35 (инв.N00000190); экскаватор ЭКГ-5А-У (зав. N 11137. борт. N 2): бульдозер Т-330 Р-1 (зав. N006271); карьерные самосвалы: БелАЗ 7523 (зав. N J0005233). БелАЗ 7523 (зав. N 04132). БелАЗ 7523 (зав. N L0005458). БелАЗ 7522 (зав. N 1061471). БелАЗ 7522 (зав. N 00156613), БелАЗ 7522 | (зав. N L0011132). БелАЗ 7522 (зав. N J0007649), БелАЗ 7522 (зав. N 0015638). БелАЗ 7523 (зав. N L0009146), БелАЗ 7547 (зав. N 399), БелАЗ 7547 (зав. N 2436), что является нарушением ч. 2, 5 ст. 2. ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"; п. 7. п.п. 1 п. 26 "Требований к регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22.02.2017 N45760.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 16-001/20 от 16.01.2020.
16.01.2020 Управление направило в адрес ООО "Репнянское КУ" уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от N 1/16-26, согласно почтовому уведомлению N34650039052128 получено 21.01.2020.
В связи с выявленными нарушениями 24.01.2020, в присутствии представителя ООО "Репнянское КУ", уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора в отношении ООО "Репнянское Карьероуправление" был составлен протокол об административном правонарушении N 16-08-01-01 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора вынесено постановление от 31.01.2020 N 16-08-01-01/19 о привлечении ООО "Репнянское карьероуправление" к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий на территории Российской Федерации определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 116-ФЗ федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 утверждено "Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Положение N 401), согласно пункту 1 которого Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
Пунктом 5.3.8 Положения N 401 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6.6 Положения).
В соответствии с п.п. 1 п. 26 "Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования N495), изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, содержащих признаки опасности, перечисленные в приложении 1 Федерального закона N 116-ФЗ), технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта), являются основаниями для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов.
Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Исходя из диспозиции ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее -Федеральный закон N 116-ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Статьей 2 Закона N 116-ФЗ определено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно пункту 2 предписания указано на необходимость устранения нарушений, выразившихся в том, что не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, в связи с изменением количества, типа, марки, модели технических устройств (использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств: буровой станок СБУ-100-50 (зав N 151). Вывод из эксплуатации технических устройств: буровые станки СБУ-10-35 (инв. N ь00000191), СБУ-10-35 (инв. N ь00000190); экскаватор ЭКГ - 5А-У (зав. N 11137, борт N 2); бульдозер Т-330 Р-) (зав N 006271); карьерные самосвалы : БелАЗ 7523 (зав. NJ0005233), БелАЗ 7523 (зав. N041132), БелАЗ 7523 (зав. NL0005458), БелАЗ 7522 (зав. N1061471), БелАЗ 7522 (зав. N00156613), БелАЗ 7522 (зав. NL0011132), БелАЗ 7522 (зав. NJ0007649), БелАЗ 7522 (зав. N0015638), БелАЗ 7523 (зав. NL0009146), БелАЗ 7547 (зав. N399), БелАЗ 7547 (зав. N2436), что является нарушением ч. 2, 5 ст. 2, ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.5 Постановления Правительства РФ N1371 от 24.11.1998, пп. 1 п.26 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом в установленный срок не исполнен пункт 2 предписания СКУ Ростехнадзора от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1.
Срок исполнения пункта 2 предписания истек 10.01.2020.
Предписание было получено обществом своевременно.
Предписание не признано незаконным в установленном порядке.
Таким образом, наличие в действиях учреждения объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Репнянское карьероуправление", будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное для исполнения предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к незаконности требований, содержащихся в пункте 2 предписания.
Законность предписания от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1 была проверена в рамках дела N А53-17306/2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции (резолютивная часть принята 15.12.2020), отказано в удовлетворении требований общества о признании незаконным пункта 2 предписания СКУ Ростехнадзора от 21.10.2019 N 16-045-01/19-1.
Обстоятельства законности действий по выдаче предписания и законности содержащихся в нем требований, в том числе в части сроков исполнения, установлены судебными актами по делу N А53-5899/2020 и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ.
Неисполнение требований предписания подтверждено актом проверки, протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченными должностными лицами и являются надлежащими доказательствами по делу в силу статьи 26.2 КоАП РФ.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств исполнения пункта 2 предписания от 09.09.2019.
Обществом также не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по исполнению предписания к установленному сроку.
При таких обстоятельствах, материалами дела доказано виновное совершение правонарушения.
Предусмотренные статьей 211 АПК РФ основания для признания постановления СКУ Ростехнадзора от 31.01.2020 N 16-08-01-01/19 незаконным отсутствуют.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Неисполнение законного предписания органа в части выполнения обязанности по внесению изменений в сведения об опасном производственном объекте, создает угрозу надлежащему контролю за эксплуатацией такого ОПО и как следствие угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества.
Приведенные обстоятельства, в совокупности с тем, что общество не признавало вину в совершении вменяемого правонарушения, оспаривая законность предписания, исключают возможность квалификации проступка в качестве малозначительного и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Судом также не установлено оснований для снижения ниже низшего предела назначенного обществу штрафа.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 400 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для кооператива необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 30.06.2020, основания для удовлетворения жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2020 по делу N А53-5899/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5899/2020
Истец: ООО "РЕПНЯНСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)