г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А41-36571/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2020 по делу N А41-36571/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Федерального агентства лесного хозяйства: Косых Н.С. (по доверенности N 82-С от 26.08.2020).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", общество, ответчик), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, ответчик), Администрации городского округа Клин Московской области (далее - администрация, ответчик) о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами:
|
50:03:0030380:645 |
50:03:0030380:657 |
50:03:0030380:662 |
50:03:0040380:263 |
50:03:0040380:268 |
50:03:0040380:273 |
50:03:0040380:278 |
50:03:0050180:447 |
50:03:0050180:456 |
50:03:0050180:498 |
50:03:0050180:503 |
50:03:0050180:510 |
50:03:0050180:515 |
50:03:0050180:520 |
50:03:0050180:525 |
50:03:0050180:531 |
50:03:0050180:553 |
50:03:0050180:569 |
50:03:0050180:575 |
50:03:0070280:515 |
50:03:0070280:520 |
50:03:0070280:525 |
50:03:0070280:559 |
50:03:0080280:438 |
50:03:0030380:658 |
50:03:0030380:665 |
50:03:0040380:264 |
50:03:0040380:269 |
50:03:0040380:274 |
50:03:0040380:279 |
50:03:0050180:449 |
50:03:0050180:458 |
50:03:0050180:499 |
50:03:0050180:506 |
50:03:0050180:511 |
50:03:0050180:516 |
50:03:0050180:521 |
50:03:0050180:526 |
50:03:0050180:532 |
50:03:0050180:565 |
50:03:0050180:570 |
50:03:0050180:576 |
50:03:0070280:516 |
50:03:0070280:521 |
50:03:0070280:526 |
50:03:0070280:560 |
50:03:0080280:440 |
50:03:0030380:659 50:03:0040380:275 50:03:0050180:500 50:03:0050180:522 50:03:0050180:571 50:03:0070280:527 50:03:0030380:693 50:03:0050180:441 50:03:0050180:508 50:03:0050180:528 50:03:0070280:504 50:03:0070280:562 50:03:0040380:267 50:03:0050180:454 50:03:0050180:514 50:03:0050180:539 50:03:0070280:519 |
50:03:0030380:666, 50:03:0040380:280, 50:03:0050180:507, 50:03:0050180:527, 50:03:0070280:503, 50:03:0070280:561, 50:03:0040380:266, 50:03:0050180:452, 50:03:0050180:513, 50:03:0050180:538, 50:03:0070280:518, 50:03:0080280:442, 50:03:0040380:272 50:03:0050180:467 50:03:0050180:519 50:03:0050180:568 50:03:0070280:524 |
50:03:0040380:265, 50:03:0050180:451, 50:03:0050180:512, 50:03:0050180:533, 50:03:0070280:517, 50:03:0080280:441. 50:03:0040380:271, 50:03:0050180:465, 50:03:0050180:518, 50:03:0050180:567, 50:03:0070280:523, 50:03:0030380:661 50:03:0040380:277 50:03:0050180:502 50:03:0050180:524 50:03:0050180:574 50:03:0070280:529 |
50:03:0040380:270, 50:03:0050180:460, 50:03:0050180:517, 50:03:0050180:566, 50:03:0070280:522, 50:03:0030380:660, 50:03:0040380:276, 50:03:0050180:501, 50:03:0050180:523, 50:03:0050180:572, 50:03:0070280:528, 50:03:0030380:694 50:03:0050180:444 50:03:0050180:509 50:03:0050180:530 50:03:0070280:514 50:03:0070280:564 |
50:03:0080280:443 |
50:03:0080280:461 |
50:03:0080280:462. |
50:03:0080280:466 |
в части изменения категории земельных участков с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли лесного фонда".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Рослесхоз (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда является надлежащим доказательством по делу, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания Комитет лесного хозяйства Московской области представил в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 указанной статьи).
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения ввиду отсутствия установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в заявленном ходатайстве не указана причина невозможности явки представителя в судебное заседание.
Кроме того, невозможность участия представителя в судебном заседании не является уважительной причиной неявки, при наличии которой суд должен отложить судебное разбирательство, поскольку не препятствует возможности обеспечить явку иного представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.01.2011 спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с указанием категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: размещение опор ЛЭП.
Согласно выпискам из ЕГРН на основании договора аренды земельного участка N 2996/2 от 09.06.2012 указанные земельные участки переданы в аренду ПАО "МОЭСК" на срок с 22.03.2013 по 08.06.2022.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, не выбывали в установленном порядке из федеральной собственности, администрация неправомерно поставила их на кадастровый учет как земли неразграниченной собственности и передала в аренду ПАО "МОЭСК".
Отказывая в удовлетворении исковых требования, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету, а избранный иск должен в действительности привести к восстановлению нарушенного материального права и реальной защите законного интереса.
В абзаце третьем пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Вместе с тем иски об истребовании из чужого незаконного владения ПАО "Россети Московский регион", признании права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки истцом не заявлены.
Поскольку ПАО "Россети Московский регион" и Администрация городского округа Клин Московской области не вправе совершать регистрационные действия по внесению изменений в сведения ЕГРН, они не могут являться надлежащими ответчиками по указанным требованиям, на что верно обратил внимание суд первой инстанции.
Внесение изменений в ЕГРН, в том числе в отношении категории и вида разрешенного использования земельного участка производится регистрирующим органом на основании заявления заинтересованного лица либо, в случае кадастровой ошибки, по собственной инициативе.
Вместе с тем, требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Росреестра не заявлено.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Кроме того, соглашаясь с отказом суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Кодекса).
В силу статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела заключения ФГБУ "Рослесинфорг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Представленные истцом документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Следовательно, истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
В силу изложенного не может быть принят довод подателя жалобы о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда является надлежащим доказательством по делу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 названного Закона).
Из части 8 статьи 22 названного Закона следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 названного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет до 01.01.2016.
Право аренды на участки ПАО "МОЭСК" зарегистрировано в ЕГРН 22.03.2013, то есть также до 01.01.2016.
Следовательно, принадлежность спорных земельных участков к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
В этой связи суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу, что земельные участки не подлежат отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2020 по делу N А41-36571/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36571/2020
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН", ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Московской области, ФБУ "ИПЦ ЛХ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по МО