г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-343391/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2020 г. по делу N А40-343391/19,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Марцинковский Д.А. по дов. от 26.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Куриков К.С. по дов. от 21.01.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" (далее - Заявитель, ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Заинтересованное лицо, МИ ФНС по КН N 1, Инспекции, налоговый орган) о признании незаконным Решения МИ ФНС по КН N 1 от 31.05.2019 г. N 2.21- 11/3916р в части.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МИ ФНС по КН N 1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена выездная налоговая проверка ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией составлен Акт налоговой проверки от 12.04.2019 г. N 52-22-11/2132а (далее - Акт налоговой проверки), рассмотрены письменные возражения на Акт налоговой проверки, вынесено решение от 31.05.2019 г. N 2.21-11/3916р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - Решение), согласно которому:
- дополнительно начислен налог на имущество организаций в размере 583 970 руб.
-начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в размере 166 624, 37 руб.
-Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 57 836 руб.
Основанием для указанного доначисления послужили выводы МИ ФНС по КН N 1 о том, что Обществом неправомерно применена пониженная ставка к основным средствам, не относящимся к линиям энергопередач.
Не согласившись с Решением Инспекции, Заявитель обратился с апелляционной жалобой от 08.07.2019 N 60-3354-3 в Федеральную налоговую службу.
Решением ФНС России от 19.09.2019 г. N КЧ-4-9/19079@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество со ссылкой на пункт 3 статьи 380 НК РФ считает неправомерным позицию Инспекции, согласно которой имущество может быть отнесено к Перечню имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 504 (далее - Перечень Постановления N 504) только при условии участия спорных объектов в транзите энергии сторонним потребителям.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 504.
НК РФ не содержит понятия "линии энергопередачи".
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Правовые основы в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.200г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике (далее - Закон N 35-ФЗ).
В статье 3 Закона N 35-ФЗ определены следующие понятия:
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли- продажи электрической энергии и мощности;
потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
объекты электроэнергетик - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления в Электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;
объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6 "Об утверждении правил технической безопасности электроустановок потребителей" под линиями электропередач понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 34 ГОСТ 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и Электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 г. N 1029, линия электропередачи - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2018 г. N Ф07-6089/2018 по делу N А13-10261/2016 судом отмечено, что исходя из положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня N 504, Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе энергоснабжение потребителей. Кроме того, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2017 г. N Ф09-7100/17 по делу N А71-971/2017, суд указал, что налогоплательщиком неправомерно применена пониженная налоговая ставка, установленная пунктом 3 статьи 380 НК РФ, поскольку спорные основные средства используются обществом для собственных нужд, а не для передачи электроэнергии иным субъектам (в том числе потребителям электрической энергии).
Таким образом, последовательный анализ понятия "линия электропередачи" показывает, что законодатель связывает его, в первую очередь, с процессом передачи электроэнергии от источника к потребителю, в связи с чем налоговым органом правомерно сделан вывод о том, что имущество может быть отнесено к Перечню Постановления N 504 только при условии участия спорных объектов в транзите энергии сторонним потребителям.
Общество ошибочно утверждает, что налоговым органом не проведено соотнесение объектов, указанных в Перечне Постановления N 504 с объектами, имеющимися у налогоплательщика, не принято во внимание, что часть объектов используется (может использоваться) в передаче энергии для собственных нужд, а также третьим лицам.
Указанный довод является несостоятельным ввиду следующего.
В Перечне Постановления N 504 приведены наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Согласно письму Минфина РФ от 13.07.2006 г. N 03-06-01-04/143 объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный указанным постановлением, сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
Как следует из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013- 2014 (СНС 2008), группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. В соответствии с перечнем, указанным в настоящем постановлении, налогообложению по пониженной налоговой ставке подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Постановлении, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение подлежащего налогообложению имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
Вместе с тем, следует учитывать, что имущество может быть отнесено к таковому перечню тогда, когда оно не только своим наименованием подходит под код ОКОФ, определенный в Постановлении, но и соответствует признакам целевого назначения группировок этих объектов и фактического использования, а также функционально подходит под понятие "линии энергопередачи или сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" и используются для передачи электроэнергии третьим лицам.
Исходя из системного толкования положений Перечня Постановления N 504, налогообложению по пониженной налоговой ставке подлежит имущество организаций, предназначенное именно для передачи электроэнергии по линиям электропередач.
Ка правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, спорные обьекты основных средств Общества, находящиеся на территории Калининградской области, не участвуют в процессе транзита электроэнергии к сторонним организациям и сторонним конечным потребителям.
Основное назначение спорных обьектов основных средств, по которым Общество применило налоговые ставки в размере 0,7, 1, 1,3% согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ, связано не с передачей энергии, а с обеспечением работоспособности основного технологического оборудования на объектах Общества.
Потребителями электроэнергии, в передаче которой участвуют спорные объекты основных средств, является технологическое оборудование объектов нефтедобычи (насосы, установки, нефтегазосепараторы и др.) на нефтяных месторождениях Общества и деятельность по выработке и передаче энергии иным потребителям через спорные объекты не осуществляется.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, поскольку спорные объекты основных средств, относятся к линиям электропередач, входящих в состав оборудования и сооружений электростанции, и являются частью электрических сетей используемых для удовлетворения собственных нужд, то участие таких объектов в передаче электрической энергии (в смысле, отличном от придаваемого Федеральным законом "Об электроэнергетике") не подлежат льготному налогообложению, поскольку подобные линии электропередачи электростанций не относятся к поименованному в Перечне имуществу, утвержденному Постановлением N 504.
Довод Заявителя на то, что часть спорных объектов использовалось для передачи электроэнергии стороннему потребителю - ООО "БКЕ", суд первой инстанции правильно отклонил по следующим основаниям.
Между ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" и ООО "БКЕ" заключен контракт на бурение скважин N 13G-0117 от 25.02.2013 г., в соответствии с которым ООО "БКЕ" обязуется выполнить работы по бурению эксплуатационных скважин, а также работы и услуги по технической рекультивации и ликвидации амбаров на площадке строительства скважин Ладушкинского нефтяного месторождения.
Пунктом 6.7. контракта от 25.02.2013 г. N 13G-0117 предусмотрено, что заказчик (ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть") предоставляет подрядчику (ООО "БКЕ") (своевременно и со всей необходимой документацией) работы (услуги), материалы и оборудование (указанные ПД), которые входят в объем поставок заказчика, согласно Приложению N 1 к Контракту.
Приложение N 1 представляет собой матрицу распределения ответственности Сторон по обеспечению оборудованием, инструментом, материалами и услугами, предоставляемых заказчиком и подрядчиком, из которого следует, что самим заказчиком за свой счет выполняются (предоставляются) следующие работы (услуги), материалы и оборудование (указанные ПД):
- строительство линий электропередач к кустовой площадке для бурения эксплуатационных и водозаборных скважин. Обеспечение подачи электроэнергии на куст, площадку (пункт 18 Приложения N 1);
- эксплуатация линий электропередач до кустовой площадки при строительстве скважин (пункт 20 Приложения N 1);
- предоставление промышленной электроэнергии при строительстве скважин (пункт 21 I Приложения N 1);
- предоставление электроэнергии при строительстве скважин из генерирующих источников заказчика (включая емкостной парк для ГСМ) (пункт 22 Приложения N 1).
Эксплуатация линий электропередач на кустовой площадке при строительстве скважин I (пункт 19 Приложения N 1) осуществляется подрядчиком за свой счет.
Согласно примечанию к матрице во всех случаях, поименованных в пунктах 18, 20, 21, 22 I Приложения N 1, осуществляется Заказчиком (ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть") за счет Заказчика (ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть").
Также в соответствие с примечанием к матрице, во всех случаях, поименованных в пунктах 119 и 23 Приложения N 1, осуществляется Подрядчиком (ООО "БКЕ") за счет Заказчика (ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть").
Таким образом, в рамках контракта от 25.02.2013 г. N 13G-0117 Общество за свой счет осуществляет подачу электроэнергии при строительстве скважин, следовательно, потребляемая энергия используется подрядчиком для выполнения работ по данному контракту.
Пунктом 6.10 контракта на бурение скважин N 13G-0117 от 25.02.2013 предусмотрено, что в в случае если Подрядчик (ООО "БКЕ") для энергоснабжения объектов работ (услуг) по указанию Заказчика (ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть") использует другие источники электроэнергии, не принадлежащие Заказчику, Заказчик компенсирует Подрядчику эти затраты сверх стоимости выполненных работ (услуг).
Следовательно, из изложенных в пункте 6.10 контракта на бурение скважин N 13G-0117 от I 25.02.2013 г. положений и представленных налогоплательщиком документов установлено, что передача электроэнергии третьим лицам не осуществляется.
Таким образом, ООО "БКЕ" (Подрядчик) подключено к сетям ООО "ЛУКОЙЛ- I Калининградморнефть" (Заказчик) в рамках контракта на бурение скважин на Ладушкинском нефтяном месторождении и использовало подстанции и линии электропередач для выполнения I работ по данному контракту и за счет Общества.
Положении о поставке ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" (Заказчик) в адрес ООО "БКЕ" (Подрядчик) электроэнергии для собственных нужд подрядчика, не связанных с работами по бурению эксплуатационных скважин, а также работы и услуги по технической рекультивации и ликвидации амбаров на площадке строительства скважин Ладушкинского нефтяного месторождения в контракте нет.
Общество со ссылкой на пункт 3 статьи 380 НК РФ считает вывод Инспекции о том, что спорное имущество не может облагаться по пониженной налоговой ставке ввиду отсутствия у налогоплательщика статуса субъекта электроэнергетики неправомерным, а также сделанным без учета того, что спорные объекты использовались энергосбытовой организацией.
Указанный довод судом первой инстанции верно признан несостоятельным по следующим основаниям:
Статье 3 Закона N 35-ФЗ определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе, входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:
- производство электрической, тепловой энергии и мощности;
- приобретение и продажа электрической энергии и мощности, электроснабжение потребителей;
- оказание услуг по передаче электрической энергии;
- оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
- сбыт электрической энергии (мощности), организация купли- продажи электрической энергии и мощности.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 35-ФЗ установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, Критерии и Порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Постановлениями Правительства РФ от 28.10.2003 г. N 648 и от 26.01.2006 г. N 41.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
Законом N 35-ФЗ установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Организация также должна соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила § 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть. В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения, утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 г. N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом согласно пункту 21 вышеуказанного стандарта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Исходя из системного толкования положений Перечня Постановления N 504 налогообложению по пониженной налоговой ставке подлежит имущество организаций, предназначенное именно для передачи электроэнергии по линиям электропередач.
Учитывая вышеизложенное, пониженная налоговая ставка в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, может быть предоставлена только организациям, которые осуществляют экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе, которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Данная позиция также поддержана Министерством Финансов Российской Федерации в письме от 16.03.2007 г. N 03-05-06-01/16. Как следует из письма, налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Кроме того, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2014 г. по делу N А25-2552/2012 указано, что предусмотренная пунктом 11 статьи 381 НК РФ пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении "линий энергопередачи", а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью спорных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики.
Налоговым органом в рамках выездной проверки установлено, что спорные объекты основных средств не участвовали в процессе передачи электроэнергии сторонним организациям и сторонним конечным потребителям, а основное назначение спорных объектов основных средств, согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ, связано с обеспечением работоспособности имущественных объектов ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", а не с передачей энергии. По объектам, участвовавшим в передаче электроэнергии сторонним потребителям, доначисления по итогам выездной налоговой проверки не производились.
Довод Общества о том, что правомерность применения Обществом пониженных ставок в отношении спорных объектов основных средств не опровергается экспертным заключением, полученным налоговым органом в порядке статьи 95 НК РФ является ошибочным.
Налогоплательщик указывает на то, что в заключении не содержатся выводы о невозможности использования спорных объектов в целях передачи энергии третьим лицам.
Вместе с тем в Заключительной части заключения экспертов по результатам проведения технической экспертизы основных средств ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в пункте 4.9 сделан вывод о том, что возможность подключения третьих лиц (сторонних потребителей), согласно нормативных требований законодательства РФ, осуществляется только с разрешения энергоснабжающей организации, которой ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" не является.
Таким образом, оспаривание теоретической возможности использования объектов, основных средств ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" для передачи электрической энергии третьим лицам является не целесообразным.
Налоговым органом на основании статьи 95 НК РФ проведена техническая экспертиза в отношении спорных объектов основных средств.
На основании Заключения экспертов по результатам проведенной технической экспертизы, налоговым органом в отношении спорных объектов основных средств установлено, что данные объекты основных средств по своему функциональному назначению нельзя считать линиями энергопередач, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов.
Данные объекты участвуют в передаче электроэнергии исключительно для производственных объектов ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть".
Спорные объекты основных средств, относятся к электрическим сетям собственных нужд потребителя электрической энергии (ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть").
Экспертом сделан вывод, что спорные объекты основных средств в передаче к электроэнергии от ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть" третьим лицам не осуществляется. Данные объекты используются Обществом для собственных нужд.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что, несмотря на присвоение Обществом кодов ОКОФ, поименованных в Перечне Постановления N 504, спорные объекты основных средств, по которым ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в 2014 - 2016 годах применены налоговые ставки 0,7, 1, 1,3%, согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ, не могут относиться по смыслу и функциональному назначению к имуществу, поименованному в Перечне, утвержденному Постановлением N 504.
Соответственно, в ходе проведения выездной налоговой проверки, МИ ФНС по КН N 1 установлено неправомерное применение ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" пункта 3 статьи 380 НК РФ в отношении спорных объектов, которые по своему функциональному предназначению не соответствуют имуществу, поименованному в Перечне, утвержденному Постановлением N 504, повлекшее неправомерное применение пониженных ставок по налогу на имущество, установленных пунктом 3 статьи 380 НК РФ, к имуществу, не относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 380 НК РФ ООО "ЛУКОЙЛ- Калининградморнефть" в проверяемом периоде неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств, не являющихся линиями энергопередачи, что привело к неуплате налога на имущество организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Арбитражный суд не принимает поступившие в суд документы, содержащие ходатайства о поддержке лиц, участвующих в деле, или оценку их деятельности, иные документы, не имеющие отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу, и отказывает в приобщении их к материалам дела.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-343391/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-343391/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-КАЛИНИНГРАДМОРНЕФТЬ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1
Третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4