г. Вологда |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А05-2245/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2020 года по делу N А05-2245/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" (ОГРН 1022900540673, ИНН 2901034584; адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 145, корпус 1; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39 корпус 1; далее - фонд) о признании недействительным решения от 11.09.2019 N 130 о признании обоснованным уменьшения оплаты филиалом страховой медицинской организации в размере 50 445 руб. 98 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование" (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100; адрес: 115184, Москва, улица Б.Татарская, дом 13, строение 19; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемое решение фонда признано недействительным, на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с фонда в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3 000 руб.
Фонд с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что протокол консилиума врачей необходимо вносить в карту стационарного больного, поскольку в нем указывается тактика медицинского обследования и лечения больного, находящегося в стационаре. Считает, что перенесение записи из протокола консилиума врачей со ссылкой на дату его проведения в отсутствие его копии в медицинской карте препятствует страховой организации объективно оценить качество оказанной пациенту медицинской помощи, а также проверить правильность внесенной записи лечащим врачом при последующем поступлении больного в стационар. В связи с этим настаивает на правомерности вывода фонда о том, что отсутствие в первичной документации протокола консилиума относится к коду дефекта 4.2, предусмотренному Методическими рекомендациями по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание, и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания, утвержденных ФФОМС от 30.08.2018 N 10868/30/и.
От учреждения и общества отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом и учреждением заключен договор от 29.12.2018 N 2901/ЛПУ-51 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому учреждение обязалось оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страхования компания обязалась ее оплатить.
Срок действия договора - по 31.12.2019, с правом продления на следующий календарный год при отсутствии заявления о его прекращении от одной из сторон (пункты 9, 10).
Согласно пункту 4.1 договора медицинская помощь, оказанная застрахованным лицам, оплачивается в пределах объемов по территориальной программе обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от фонда.
В силу пунктов 2.2 и 4.3 договора общество вправе осуществлять контроль объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с порядком, установленным фондом, а также не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств и (или) уплаты штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении.
В приложении 11 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, заключенному 28.12.2018, установлены размеры финансовых санкций в соответствии с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Пунктом 4.2 названного Приложения к числу дефектов оформления первичной документации в медицинской организации отнесено отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи.
Обществом проведена медико-экономическая экспертиза (объект проверки - дневной стационар, профиль "Онкология" за период с 01.02.2019 по 31.03.2019), в результате которой выявлены нарушения по 7 случаям.
По результатам экспертизы обществом составлен акта от 28.06.2019 N 128, согласно которому установило код дефекта 4.2 и уменьшило размер предъявленного к оплате счета на общую сумму 50 445 руб. 98 коп.
В частности, обществом установлено, что во всех 7 случаях выявлено нарушение, заключающееся в отсутствии протокола консилиума и полного протокола гистологического ответа в медицинских картах стационарных больных в период лечения в дневном стационаре диспансера; в 5 случаях консилиум проведен до получения ответа гистологического исследования, по факту получения которого повторный консилиум не проведен.
Присвоенный выявленным нарушениям код дефекта 4.2 - это отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи, предусматривающей уменьшение оплаты медицинской помощи в размере 10 процентов размера тарифа на оплату медицинской помощи, действующего на дату оказания медицинской помощи.
Не согласившись с выводами общества, учреждение в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) направило в фонд претензию.
Актом повторной медико-экономической экспертизы медицинской помощи, оказанной в учреждении, от 10.09.2019 N 131 подтверждены выводы экспертного заключения общества.
Решением фонда от 11.09.2019 N 130 по претензии учреждения признано обоснованным уменьшение оплаты медицинской помощи, определенное обществом, в размере 50 445 руб. 98 коп.
Не согласившись с решением фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
В силу части 2 этой же статьи Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (части 9 и 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления такой претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в период проведения экспертизы качества медицинской помощи, утвержден приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок N 36).
В силу пункта 14 данного Порядка медико-экономическая экспертиза представляет собой установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Согласно пунктам 16, 19, 20 Порядка N 36 плановая медико-экономическая экспертиза проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в сроки, установленные указанными программами.
В соответствии с пунктом 53 Порядка N 36 территориальный фонд обязательного медицинского страхования на основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
В данном случае, как установлено обществом, по результатам повторной медико-экономической экспертизы медицинской помощи, послужившим основанием принятия оспариваемого решения фонда, в 7 медицинских картах стационарных больных отсутствуют протоколы консилиума и полные протоколы гистологического ответа.
Отсутствие копий указанных документов, по мнению фонда, образует в данном случае дефекты оформления первичной медицинской документации, соответствующие коду 4.2.
Кроме того, обществом также установлено, что в 5 случаях консилиум проведен до получения ответа гистологического исследования, по факту получения которого повторный консилиум не проведен.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" утвержден Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н (далее - Порядок N 915н).
Согласно пункту 18 названного Порядка, в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию больного.
В силу части 4 статьи 48 Закона N 323-ФЗ решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента.
Требования к оформлению медицинских карт стационарного больного (форма N 003/у) содержатся в приказе Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" и в приказе Минздрава СССР от 20.06.1983 N 27-14/70-83 "Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (без документов лабораторий).
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2009 N 14-6/242888 указанные документы продолжают применяться до издания нового альбома образцов учетных форм.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2 раздела II Критериев качества по условиям оказания медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н, заполнение всех разделов, предусмотренных медицинской картой стационарного больного, отнесено к критериям качества специализированной медицинской помощи.
Согласно Типовой инструкции N 1030 карта формы N 003/у содержит все необходимые сведения, характеризующие состояние больного в течение всего времени пребывания в стационаре, организацию его лечения, данные объективных исследований и назначения. Данные медицинской карты стационарного больного позволяют контролировать правильность организации лечебного процесса и используются для выдачи справочного материала по запросам ведомственных учреждений (суд, прокуратура, экспертиза и др.).
Таким образом, в медицинской карте стационарного больного подлежит отражению информация, которая позволяет контролировать правильность организации лечебного процесса.
В данном случае соответствующая информация в стационарных картах отражена. Так, в акте повторной экспертизы от 03.12.2019 указано, что в первичном осмотре имеются даты проведения и краткое содержание проведенного консилиума.
Тот факт, что отраженная в спорных медицинских картах информация не позволяла контролировать правильность организации лечебного процесса, фондом не доказан.
Позиция фонда основана на отсутствии в спорных картах полного протокола консилиума и протокола гистологического исследования, подтверждающих постановку онкологического диагноза.
Вместе с тем Порядком N 915н предусмотрено, что медицинская помощь населению по профилю "онкология" оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Медицинская помощь оказывается в следующих условиях: амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно.
При этом согласно пункту 22 Порядка N 915н больные с онкологическими заболеваниями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению в центре амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия - в первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении медицинской организации, онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.
Онкологический диспансер создается как самостоятельная медицинская организация для обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказания методической помощи медицинским организациям, оказывающим первичную специализированную медико-санитарную помощь, в проведении профилактики онкологических заболеваний, организации онкологического скрининга (приложение 7 к Порядку N 915н).
В структуре диспансера рекомендуется предусмотреть в том числе диагностические отделения, лечебные отделения, поликлиническое отделение, дневной стационар.
В учреждении организовано и поликлиническое отделение, и дневной стационар, и лечебные отделения. Учреждение оказывает населению медицинскую помощь по профилю "онкология" в виде первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Протоколы консилиума и протоколы гистологического исследования внесены либо в амбулаторные карты пациентов диспансера, либо в стационарные карты в тот период, когда проводился консилиум или составлен протокол исследования. Их копии представлены в материалы дела.
Таким образом, фактически протоколы имеются в распоряжении учреждения, но содержатся в иной первичной медицинской документации.
Фонд в обоснование своей позиции о необходимости внесения в каждую медицинскую карту стационарного больного протокола консилиума сослался на раздел VII Методических рекомендаций по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание, и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания, утвержденных ФФОМС от 30.08.2018 N 10868/30/и.
Согласно названному разделу, к коду дефекта 4.2 (отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи) отнесено в том числе отсутствие протокола консилиума.
Вместе с тем, отклоняя данный довод фонда, суд первой инстанции справедливо указал, что упомянутые Методические рекомендации предназначены для страховых представителей 3 уровня страховых медицинских организаций и экспертов качества медицинской помощи, проводящих экспертизу качества медицинской помощи (раздел I), тогда как в данном случае проводилась не экспертиза качества медицинской помощи, а медико-экономическая экспертиза.
При этом апеллянтом не отрицается тот факт, что вопросы выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, являющиеся предметом экспертизы качества оказания медицинской помощи, в настоящем деле не проверялись.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности фондом того, что протокол консилиума врачей и полный протокол гистологического исследования необходимо вносить в карту стационарного больного.
Также судом оценен и правомерно отклонен довод апеллянта о необходимости повторного проведения консилиума после получения ответа гистологического исследования по 5 спорным случаям медицинской помощи (ЕНП 2949920883000084 - 2 случая, ЕНП 2954610886000494 - 2 случая, ЕНП 2975250893000099 - 1 случай), в которых консилиум проведен до получения ответа гистологического исследования.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Так, согласно пункту 18 Порядка N 915н в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию больного.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и подателем жалобы документально не опровергнуто, в спорных 5 случаях консилиум врачей проводился и установил план обследования и лечения:
- ЕНП 2949920883000084 - показана срочная радикальная мастэктомия. Консультация химиотерапевта и радиолога после г/о и ИГХ;
- ЕНП 2954610886000494 - мастэктомия справа. Консультация химиотерапевта, радиолога. ГТ ?ХТ? ЛТ ?;
- ЕНП 2975250893000099 - мастэктомия слева. Консультация химиотерапевта, радиолога после ИГХ. ГТ? ХТ?ЛТ?
Таким образом, как верно отмечено судом, консилиум установил тактику лечения пациентов - 1-й этап хирургическое лечение, в дальнейшем - в зависимости результата определения типа опухоли (г/о, ИГХ) химиотерапевт и радиолог определяют дальнейшее лечение: гармоно- или химиотерапия и/или лучевая терапия.
Повторный консилиум проводиться в случаях изменения тактики лечения.
Вместе с тем фонд не представил доказательств того, что в спорных случаях необходимо было изменить тактику лечения.
В приложении 34 к Порядку N 915н установлен порядок организации деятельности дневного стационара онкологического диспансера, в соответствии с пунктом 7 которого проведение лекарственного лечения осуществляется врачами диспансерного отделения в соответствии с выработанным консилиумом планом лечения больного с онкологическим заболеванием.
Таким образом, как верно указал суд в обжалуемом решении, выбор непосредственно схемы лекарственного лечения пациентов осуществляется лечащими врачами диспансерного отделения в соответствии с клиническими рекомендациями.
Ввиду изложенного апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ законность принятого решения и обоснованность уменьшения учреждению оплаты оказанной медицинской помощи по всем спорным случаям фондом не доказана.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил предъявленные заявителем требования в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2020 года по делу N А05-2245/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2245/2020
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Третье лицо: ООО "Капитал Медицинское Страхование"