Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-5308/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-2373/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО ВК "Вет плюс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-2373/20 (17-17),
по заявлению ООО ВК "Вет плюс"
к 1) Государственной ветеринарной инспекции Комитета ветеринарии г. Москвы; 2) Хорошевской межрайонной прокуратуры г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Хараш А.А. по дов. от 18.12.2019; |
от ответчика: |
Бударин П.Н. по дов. от 12.02.2020; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" (далее - заявитель, общество, ООО ВК "Вет Плюс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной ветеринарной инспекции комитета ветеринарии по г. Москве (далее - ответчик, административный орган, Комитет ветеринарии г. Москвы), Хорошевской межрайонной прокуратуре г. Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2019 N 5-7/1029 о назначении административного наказания по ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, о признании незаконным решения от 26.12.2019 N 5-17/4.
Решением суда от 30.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В своей апелляционной жалобе, общество ссылается на то, что оно не было извещено о времени и месте составления протокола и постановления по делу об административном правонарушении. Доказательства извещения общества в материалах дела отсутствуют.
Так же заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что общество не организовало процедуру осмотра и не провело дезинфекцию мест хранения биологических отходов, не соответствует обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Комитета ветеринарии г. Москвы с доводами апелляционной жалобы не согласен просил, решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Представитель Хорошевской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 18.10.2019 в ходе проведения проверки по адресу: г. Москва, улица Берзарина, д.34, стр.12, помощником Хорошевского межрайонного прокурора города Москвы М.Э. Мажериным установлено нарушение соблюдения требований законодательства при обращении с биологическими отходами. В ветеринарной клинике осуществлялось хранение трупов животных. Документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов (трупов животных) руководителем ветеринарной клиники не представлены.
Постановлением от 14.11.2019 и.о. Хорошевского межрайонного прокурора г. Москвы советником юстиции Жуковым И.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ в отношении ООО ВК "Вет плюс".
Вопреки доводам жалобы, представитель общества присутствовал при составлении постановления и дал объяснения (л.д.136,т.2).
На момент проверки в ветеринарной клинике в морозильном ларе находились трупы животных в количестве 2 (двух) шт. Данный факт при рассмотрении дела представителем ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" не оспаривался.
В нарушение пунктов 2.1, 2.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005) (далее - Ветеринарные правила) заключение ветеринарного специалиста об утилизации биологических отходов не представлено, также дезинфекция места хранения биологических отходов, используемого инвентаря и оборудования не проводилась. Документы, подтверждающие проведение дезинфекции, также не представлены.
Комитетом, при рассмотрении материалов дела, поступивших из Хорошевской межрайонной прокуратуры города Москвы, было возбужденного в отношении ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс", выявлено нарушение требований ветеринарного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Указанные действия (бездействие) юридического лица ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" квалифицированы сотрудником Хорошевской межрайонной прокуратуры города Москвы как нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Постановлением главного инспектора Государственной ветеринарной инспекции Комитета ветеринарии г. Москвы, главного государственного ветеринарного инспектора по СЗАО г. Москвы Калугина СВ. (далее - должностное лицо) от 13.12.2019 в присутствии представителя общества Харченко М.Н. по доверенности от 12.12.2019 N 3, ООО Ветеринарная клиника "Вет Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Обществом была подана жалоба на постановление от 13.12.2019.
Решением N 5-17/4 от 26.12.2019 заместителя начальника Государственной ветеринарной инспекции Комитета ветеринарии г. Москвы, главным инспектором Кузнецовым И.Н. (далее - должностное лицо) в удовлетворении жалобы отказано.
Согласно ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выражающееся в противоправных действиях (бездействии) должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования ветеринарных правил обращения с биологическими отходами, обеспечивающих безопасность в ветеринарно-санитарном отношении, либо уклоняющихся от их исполнения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а именно: Ветеринарными правилами обращения с биологическими отходами.
В силу пункта 1.2 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 2.1 Ветсанправил об утилизации установлено, что ветеринарный специалист при осмотре биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
Таким заключением является ветеринарный сопроводительный документ, оформленный для транспортировки биологических отходов до места их утилизации или уничтожения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденный приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Правила) установлен в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее -подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них. Правилами установлены формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, согласно Перечню подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденному приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2016, регистрационный N 41118).
Ветеринарные сопроводительные документы в электронной форме оформляются с использованием Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС ВетИС).
Статьей 4.1 Закона о ветеринарии определено, что ФГИС ВетИС создана в целях: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров, обеспечения, оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров, регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них, обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии с требованием п. 29 Правил правом доступа к оформлению ветеринарных сопроводительных документов на больных заразными болезнями животных и животных, подозреваемых в заражении ими, токсины биологического происхождения, природные или лабораторные образцы возбудителей заразных болезней животных, пробы внешней среды, патологический или иной биологический материал (трупы животных), то есть "сертификации высшего ветеринарного риска" предоставляется зарегистрированному пользователю ФГИС ВетИС, являющемуся уполномоченным лицом органа или организации, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Таким образом, оформлять заключения об утилизации биологических отходов, а именно ветеринарные сопроводительные документы на биологические отходы (трупы животных, экстерпаты), образующиеся в результате деятельности ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс", уполномочены исключительно ветеринарные специалисты, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Из пункта 3.23 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" также следует, что под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
В соответствии с пунктом 1.5 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами.
Согласно п. 2.6 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами, после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Следовательно, юридическим лицом ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс", совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 1.1. Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами, указанные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
С учетом приведенных положений Ветеринарных правил ООО "Ветеринарная клиника "Вет плюс" не организовало процедуру осмотра ветеринарным специалистом биологических отходов, получаемых при медикаментозной эвтаназии, с целью определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения с оформлением заключения, а также проведения дезинфекции места хранения биологических отходов, используемого инвентаря и оборудования.
Указанная обязанность юридическим лицом ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" не была выполнена, что и отражается в представленных материалах проверки и свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" имело возможность для соблюдения законодательства в области ветеринарии. Каких-либо препятствий к выполнению предусмотренных Ветеринарными правилами требований при рассмотрении административного дела не установлено.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, и правовыми актами, регулирующими отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод от том, что срок и порядок привлечения ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" к административной ответственности соблюден, наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела.
Административное наказание назначено ООО Ветеринарная клиника "Вет плюс" в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не нарушен.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Из материалов дела следует, что общество было уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещением N НВ/5-23/8698/18 от 10.12.2019, доставлено нарочным и врученным по подпись от 10.12.2019 (т.2 л.д. 14-15).
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-2373/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2373/2020
Истец: ООО ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА "ВЕТ ПЛЮС"
Ответчик: Государственная ветеринарная инспекция Комитета ветеринарии г.Москвы, Хорошевская межрайонная прокуратура г. Москвы