Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2021 г. N Ф07-3438/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А56-53427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Барминой И.Н., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Радюк К.В., по доверенности от 08.05.2020;
от ответчика (должника): Фалина А.А., по доверенности от 09.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32324/2020) общества с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 по делу N А56-53427/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги"
к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Ритуальные услуги"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ритуальные услуги" (далее - ответчик, Предприятие) в течение 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда заключить с ООО "Ритуальные услуги" агентский договор на условиях текса в редакции Общества.
Решением от 29.09.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ООО "Ритуальные услуги" просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что истец выступает не как агентство похоронного обслуживания, а как конечный заказчик на услуги крематория, вследствие чего, Истец, как профессиональный участник рынка ритуальных услуг, не может дать реальному заказчику - родственнику умершего - гарантию в оформлении заказа на кремацию. Также судом не был исследован вопрос взаимоотношений ответчика с иными хозяйствующими субъектами, с которыми заключены агентские договора.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, письмами N 1141 от 10.06.2020 и N 1483 от 20.07.2020 Предприятие отказало в заключения договора; разногласий относительно редакции договора не предложил; указал, что Общество не определилось с предметом договора, в связи, с чем не акцептирует предложенную оферту.
Полагая, что Предприятие, занимая доминирующее положение на рынке услуг по захоронению и кремации, необоснованно уклонилось от заключения договора при наличии экономической и технологической возможности, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности по праву.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а именно экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, возможно только в отношении сферы обращения определенного товара. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под "товаром" понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Действующее законодательство о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон о погребении) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законов и иных нормативных: правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона о погребении к сфере его регулирования относятся основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности, при этом организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом о погребении, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (пункт 2 статьи 25 Федерального закона о погребении).
Федеральный закон о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Законодательство Санкт-Петербурга о погребении и похоронном деле состоит из Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 408-64), иных законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно статье 3 Закона СПб N 408-64 Правительство Санкт-Петербурга наделено полномочиями по организации похоронного дела в Санкт-Петербурге. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" утверждены Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (далее - Положение об организации похоронного дела) и Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге (далее - Положение о содержании мест погребения).
Согласно пункту 2.2 Положения об организации похоронного дела лицами, оказывающими ритуальные услуги, в том числе являются:
- "Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги";
- "лица, осуществляющие деятельность по преданию тела умершего (погибшего) огню (кремации) (далее - крематории)";
- "лица, оказывающие агентские услуги, связанные с погребением умерших (погибших) (далее - агентства похоронного обслуживания).
Согласно пункту 1.1. Положения о порядке содержания мест погребения:
- агентства похоронного обслуживания - это лица, оказывающие агентские услуги, связанные с погребением умерших (погибших);
- лицо, осуществляющее организацию погребения, - это лицо, указашюе в волеизъявлении умершего об осуществлении погребения, либо супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усьшовители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники, законный представитель умершего, а при их отсутствии иные лица, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Из преамбулы Закона о защите прав потребителей Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личньк, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из указанных правовых норм, агентство похоронного обслуживания (в том числе Заявитель) не является потребителем услуг, оказываемых Предприятием (в данном случае услуги по кремации), поскольку заказчиком услуг выступает физическое лицо (потребитель).
Полномочия агентств похоронного обслуживания определены в пункте 7 Положения об организации похоронного дела. К ним отнесены, в том числе, разъяснение гражданам преимущества кремации, оформление счета-заказа на похороны.
Статья 3 Федерального закона о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Крематорий осуществляет оказание услуг по преданию тела умершего (погибшего) огню (огненному погребению) начиная с принятия гроба с телом умершего (погибшего) работниками крематория от лица, выполняющего обязанность по организации погребения, до выдачи урны с прахом кремированного тела, справки о кремации и документа на получение праха (пункт 9 Положения об организации похоронного дела).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о порядке содержания мест погребения "похороны" - это обряд погребения останков (тела умершего (погибшего) человека) или праха (останков тела умершего (погибшего) после кремации, извлечения из них инородных предметов и размола в мельнице -кремуляторе).
Согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 746-ст) "похороны" - это церемония, включающая в себя подготовку к прощанию, обряд прощания, захоронение останков или урны с прахом и поминовение после захоронения.
Таким образом, исходя из системного толкования норм права кремация (предание тела умершего (погибшего) огню) не входит в состав понятия "похороны", а агентства похоронного обслуживания не уполномочены оформлять счет-заказ на кремацию.
Одновременно с этим, отсутствие заключенного с Предприятием агентского договора само по себе не лишает заявителя права обратиться в адрес Предприятия за получением услуги по кремации и не препятствует возможности осуществления заявителем функций агентства похоронного обслуживания (определенных пунктом 7 Положения об организации похоронного дела), поскольку с учетом норм действующего законодательства агентство похоронного обслуживания (в данном случае и Заявитель) во взаимоотношениях с Предприятием (при заказе услуги кремации) выступает в качестве представителя лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии со статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут проводиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (часть 1 статьи 861 ГК РФ). Получение денежных средств за оплату услуг крематория от физических лиц (потребителей) осуществляется Предприятием в наличной и безналичной форме (с использованием банковской карты).
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производится в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличньгчи деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами (часть 2 статьи 861 ГК РФ).
Расчеты с физическими и юридическим лицами Предприятие осуществляет в соответствии с положениями статей 140 и 861 ГК РФ, следовательно, довод заявителя жалобы о том, что судом фактически узаконено повторяющееся длительное нарушение, допускаемое ответчиком, так как последний при указанной выше форме приема заказа осуществляет только наличные расчеты, не состоятелен.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ и статьей 3 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ юридическое лицо - унитарное предприятие имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его уставе и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно пункту 5 Положения об организации похоронного дела и Уставу, Предприятие является специализированной службой Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела. Предприятие создано Собственником в целях осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг и эксплуатации объектов похоронного назначения (пункты 1.1 и 2.1 Устава Предприятия). Крематорий Санкт-Петербурга является одним из обособленных структурных подразделений (без прав филиала) Предприятия (пункт 1.10 Устава Предприятия).
Для реализации механизма организации похоронного обслуживания, отвечающего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и гарантирующего необходимый уровень и объем ритуальных услуг, штатным расписанием ответчика, в том числе, предусмотрена должность агент похоронного обслуживания (далее - Агент).
Агент принимает заказы на кремацию и иные предоставляемые ответчиком ритуальные услуги по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, д. 8.
Соответственно отсутствие заключенного агентского договора само по себе не лишает истца права обратиться в адрес ответчика за получением услуги по кремации и не препятствует возможности осуществления Обществом функций агентства похоронного обслуживания, определенных пунктом 7 Положения об организации похоронного дела.
При этом действующее законодательство в сфере похоронного дела не содержит указания на необходимость со стороны специализированной службы Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела (в данном случае ответчика) в заключении каких-либо договоров с агентствами похоронного обслуживания в целях упрощенного осуществления последними своих функций.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность заключать агентский договор действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, является правомерным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 по делу N А56-53427/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53427/2020
Истец: ООО "РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
Ответчик: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ "РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"