г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-33946/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2020 по делу N А40-33946/20 по заявлению ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России" к Управлению Росреестра по г. Москве третьи лица - 1) ООО "Инжстройсервис", 2) Федеральное медико-биологическое агентство о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Шмелев Л.Б. по дов. от 04.03.2020; |
от заинтересованного лица: |
Арутюнян И.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1. Смолин Г.А. по дов. от 15.06.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России" (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, о признании незаконным решения от 17.12.2019 г. N 77-0-1-71/3127/2019-1270.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Учреждения и третьего лица ООО "Инжстройсервис" в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица ФМБА, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.07.2019 года между арендодателем - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр специализированного медицинского снабжения "Спецмедснаб" Федерального медико-биологического агентства" (ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России") и арендатором - Обществом с ограниченной ответственностью "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" (ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС") в соответствии с согласием Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России), выраженным в письме - решении ФМБА России от 18.03.2019 N 32-021/23 (приложение N 1 к договору аренды), при соблюдении конкурсных процедур был заключён договор N 02-07/19А аренды федерального недвижимого имущества - нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Новощукинская, д. 7, корп. 1, 5 этаж, помещение N I, комнаты N 18,19,20,24, общей площадью 50,8 кв.м. сроком действия на 5 лет (далее - Договор аренды, приложение 3).
Недвижимое имущество по предмету Договора аренды, а также здание по адресу: г. Москва, ул. Новощукинская, д. 7, корп. 1 с кадастровым номером 77:08:0009008:1013 (далее - Объект недвижимости) находятся в оперативном управлении ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России".
Лицом, осуществляющим полномочия собственника указанного имущества, является Территориальное управление Росимущества по Московской области (ТУ Росимущества по Московской области). Функции и полномочия учредителя ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России" осуществляет Федеральное медико-биологического агентство (ФМБА России).
03 сентября 2019 года арендатор - ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" обратился в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) за предоставлением государственных услуг в многофункциональный центр района Войковский САО г. Москвы с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества за N 77-0-1-71/3127/2019-1270 и заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество за N 77/009/275/2019- 5095 (далее - Заявления от 03.09.2019 г.) совместно с документами, необходимыми для осуществления регистрационных действий, обязанность предоставления которых в соответствии с Законом N 210-ФЗ возложена на заявителя (далее - Документы).
Указанный многофункциональный центр, в свою очередь, направил Заявления и Документы в федеральный орган, предоставляющий государственные услуги по предмету Заявлений, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Согласно уведомления Управления Росреестра по Москве от 17 сентября 2019 года N 77/19-121278 о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений Объекта недвижимости (далее - Решение о приостановлении госрегистрации), Управление решило на срок до 17 декабря 2019 года приостановить осуществление действий по государственному кадастровому учёту изменений Объекта недвижимости и государственной регистрации Договора аренды в связи с наличием причин, препятствующих проведению регистрационных действий.
В качестве таковых причин Управление указало не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7).
Управление указывает, что заявителем не представлено предусмотренное ст. 296 ГК РФ согласие собственника на передачу в аренду федерального имущества.
Управлением был направлен соответствующий запрос в адрес Территориального управления Росимущества по Московской области о наличии согласования передачи в аренду указанного выше объекта недвижимости.
В целях устранения причин, препятствующих проведению регистрационных действий, ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" (далее также - Общество) предоставило в регистрирующий орган дополнительные документы с заявлениями от 08.10.2019 г., 05.11.2019 г. и 25.11.2019 г.
Согласно уведомления Управления от 06 декабря 2019 года N 77-0-1- 71/3127/2019-1270 Управление отказалось возобновить осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений Объекта недвижимости и государственной регистрации спорного договора аренды, посчитав, что испрашиваемого согласования на передачу федерального имущества так и не представлено.
В указанном Решении об отказе в снятии приостановления, также как и в Решении о приостановлении госрегистрации Управление указывает, что предусмотренного ст. 296 ГК РФ согласования передачи в аренду федерального имущества с ТУ Росимущества по Московской области в Управление не представлено, в связи с чем, с целью получения информации, необходимой для принятия решения по делу, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ, Управлением был направлен соответствующий запрос в адрес ТУ Росимущества по Московской области о наличии согласования передачи в аренду части объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0009008:1013, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новощукинская, д. 7, корп. 1.
Уведомлением от 17 декабря 2019 года N 77-0-1- 71/3127/2019-1270 Управление сообщило заявителю об отказе в государственном кадастровом учете изменений Объекта недвижимости и государственной регистрации Договора аренды в связи с истечением срока приостановления госрегистрации от 17.09.2019 г. и не устранением приведенных в данном Решении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, в том числе, на основании пункта 5 и 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 6 статьи 7.1. Закона N 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
В силу указанного, в соответствии с частью 6 статьи 7.1. Закона N 210-ФЗ непредставление ТУ Росимущества по Московской области согласования проекта решения ФМБА России в Управление Росреестра по Москве по его межведомственному запросу не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю - ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" государственной услуги, заключающейся в осуществлении государственной регистрации Договора аренды и государственного кадастрового учёта изменений Объекта недвижимости.
Таким образом, Управление, применив правовую норму, изложенную в пункте 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, неподлежащую применению в силу положений части 6 статьи 7.1. Закона N 210-ФЗ вынесло Решения о приостановлении и об отказе заявителю ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" в госрегистрации и государственном кадастровом учёте, противоречащие закону.
Аналогичной правовой позиции по делу со схожими обстоятельствами придерживается Верховный Суд Российской Федерации, который в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, прямо указывает на то, что непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 12 указанного Обзора).
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 03.09.2019 года заявитель - ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС" передал совместно с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган правоустанавливающий документ - Договор аренды от 10.07.2019 N 02-07/19А (далее также - Договор аренды) со всеми приложениями в количестве 3-х подлинных экземпляров, один из которых по настоящее время находится в деле правоустанавливающих документов Управления (реестровом деле), о чём свидетельствует опись документов, принятых для оказания государственной услуги. Неотъемлемой частью указанного Договора аренды является приложение N 1 (письмо ФМБА России от 18.03.2019), о котором в преамбуле Договора аренды указано следующее: "Стороны" с согласия Федерального медико-биологического агентства (далее ФМБА России), выраженного в письме от 18.03.2019 N 32-021/23 (приложение N 1 к договору), по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе согласно Протоколу N П-7 от 01.07.2019 (приложение N 4 к договору) заключили настоящий Договор о нижеследующем. ".
Таким образом, письмо (решение) ФМБА России от 18.03.2019 N 32-021/23 (приложение N 1 к Договору аренды), согласно которому учредитель стороны - ФМБА России принимает решение и согласовывает заключение договора аренды сроком до пяти лет по ставке не ниже рыночной, определенной на основании отчета об оценке от 27 ноября 2018 г. N 101-18-8, помещения общей площадью 50,8 кв.м. (этаж 5, пом. I, комнаты N 18, 19, 20, 24) в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Новощукинская, д. 7, корп. 1, принадлежащем на праве оперативного управления ФГБУ "Спецмедснаб ФМБА России", изначально и до момента осуществления регистрационных действий находилось в распоряжении госрегистратора - Управления Росреестра по Москве.
ФМБА России в указанном письме - решении указывает правовые основания принятия своего решения, а именно: Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), руководствуясь пунктом 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 " О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" и пунктом 5.8. Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206, ввиду отсутствия мотивированного ответа от Территориального управления Росимущества в Московской области на проект решения ФМБА России от 29 декабря 2018 г. N 32-041/603 (вх. N 8 29424 от 31 декабря 2018 г.), размещенный на МВ-портале Росимущества 29 декабря 2018 г., принимает решение и согласовывает заключение договора аренды.
Обоснованность данного решения ФМБА России вытекает из пунктов 3, 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, согласно которым решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения, согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании (абз. 3 п. 4), причём, в случае не поступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным (абз. 4 п. 4).
В связи с тем, что задержка ответа ТУ Росимущества в Московской области на проект решения ФМБА России составила более чем 30 рабочих дней (29 декабря 2018 г. - 18 марта 2019 г.). ФМБА России приняло законное и обоснованное решение о согласовании заключения договора аренды федерального недвижимого имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537.
Управление Росреестра по Москве не могло не знать об обстоятельствах вынесения указанного решения ФМБА России, его законности и достаточности для регистрации, поскольку данный документ находится в деле правоустанавливающих документов Управления (реестровом деле).
Однако, Управление при проведении правового анализа и экспертизы письма (решения) ФМБА России от 18.03.2019 N 32-021/23 в порядке, установленном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, не применило нормативные положения постановления Правительства РФ от 26.07.2010 г. N 537, ограничилось направлением межведомственного запроса в ТУ Росимущества по Московской области и, не получив ответа, вынесло решение об отказе в госрегистрации.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2020 по делу N А40-33946/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33946/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ "СПЕЦМЕДСНАБ" ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ИНЖСТРОЙСЕРВИС", Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)