г. Чита |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А58-10931/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2020 года по делу N А58-10931/2019 по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402044145, ИНН: 1435133520, адрес: 677980, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18А) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402050074, ИНН: 1435028645, адрес: 677980, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18) о взыскании 782 416 929, 06 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН: 1111435000819, ИНН: 1435237430, адрес:677980, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, д. 1/1), Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1021401061770, ИНН: 1435117895, адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 28), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) ОГРН: 1031402066079, ИНН: 1435027673, адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Кирова, д. 12),
(суд первой инстанции - Г.Л. Николаева),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик, министерство) о взыскании за счет средств казны Республики Саха Якутия) 782 416 929,06 руб. убытков, возникших в связи с не возмещением недополученных доходов.
Определением от 01.11.2019 государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Определением от 19.05.2020 Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) взыскано с Республики Саха (Якутия), в лице Министерства жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" 759 634 692,75 руб. убытков, а также 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В обосновании суд указал, что вина ответчика заключается в неисполнении установленной законом обязанности по возмещению образовавшейся разницы между экономически обоснованной ценой на производство и поставку коммунальных ресурсов и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования истец осуществлял их продажу
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2020 года по делу N А58-10931/2019 о взыскании с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" 759 634 692, 75 рублей убытков, а также 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе исковых требований к Республике Саха (Якутия).
Указывает, что пунктом 2.3.6 Порядка проведения проверок на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - Порядок) установлено, что результатом выполнения проверки и оформления его результатов является акт проверки, заключение, подготовленное по результатам выполнения проверки и иные материалы проверки.
Таким образом, названный пункт Порядка установил форму результатов проверки, а именно акт проверки (заключение). Сам порядок оформления результатов проверки в виде акта проверки (заключения) подробно указан в пунктах 2.3.7 - 2.3.16 Порядка.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства акт проверки не был представлен суду, а только акт сверки, считает, что данный документ не может являться результатом выполнения проверки.
Полагает, что заявляя требование о возмещении убытков, истец обязан в судебном заседании доказать совокупность следующих элементов: наличие неправомерного поведения ответчика, наличие убытков у самого истца, наличие причинной связи между первыми двумя элементами и размер убытков. Вместе с тем ГУП "ЖКХ РС(Я)" не привела доказательств наличия неправомерных действий (бездействия) Республики Саха (Якутия) в лице Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я), которые повлекли убытки.
На апелляционную жалобу министерства поступил отзыв предприятия, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.11.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2017 году ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", являющееся ресурсоснабжающей организацией на территории Абыйского улуса (района), Амгинского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса, Булунского улуса (района), Верхневилюского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Вилюйского улуса (района), Верхоянского улуса (района), Горного улуса (района), Жиганского улуса (района), Кобяйского улуса (района), Мегино-Кангаласского улуса (района), Момского улуса (района), Нижнеколымского улуса (района), Нюрбинского улуса (района), Олекминского улуса (района), Оленекского улуса (района), Среднеколымского улуса (района), Сунтарского улуса (района), Таттинского улуса (района), Томпонского улуса (района), Усть-Алданского улуса (района), Хангаласского улуса (района), Чурапчинского улуса (района), Эвено-Бытантайского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и города Якутска, оказывало услуги отопления, водоснабжения, водоотведения населению названных территорий за плату, установленную уполномоченным органом Республики Саха (Якутия).
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 3 N 26-V принят Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 г. N 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", устанавливающий категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям, который вступил в силу с 01.01.2014 г.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.11.2016 г. N 1540 были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) на 2017 год.
В соответствии с указанным законом и распоряжениями, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) установил следующие льготные тарифы:
1) На первое полугодие 2017 г.:
1.1. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Абыйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения" N 28 от 06.04.2016 г.;
1.2. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Аллаиховский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 30 от 06.04.2016 г.;
1.3. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Амгинский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 31 от 06.04.2016 г.;
1.4. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 32 от 06.04.2016 г.;
1.5. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Булунский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 33 от 06.04.2016 г.;
1.6. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхневилюйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 34 от 06.04.2016 г.;
1.7. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхнеколымский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения N 52 от 06.04.2016 г.;
1.8 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Вилюйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 36 от 06.04.2016 г.;
1.9 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхоянский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления,
водоснабжения и водоотведения" N 35 от 06.04.2016 г.;
1.10. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Горный улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 37 от 06.04.2016 г.;
1.11. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Жиганский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 38 от 06.04.2016 г.;
1.12. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Кобяйский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 40 от 06.04.2016 г.;
1.13. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Мегино-Кангаласский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 42 от 06.04.2016 г.;
1.14. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Момский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 39 от 06.04.2016 г.;
1.15. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Нижнеколымский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 46 от 06.04.2016 г.;
1.16. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Нюрбинский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 47 от 06.04.2016 г.;
1.17. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Олекминский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 49 от 06.04.20169г.;
1.18. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Оленекский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 50 от 06.04.2016 г.;
1.19. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Среднеколымский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 58 от 06.04.2016 г.;
1.20. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Сунтарский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 51 от 06.04.2016 г.;
1.21. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Таттинский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 53 от 06.04.2016 г.;
1.22. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Томпонский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 54 от 06.04.2016 г.;
1.23. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Усть-алданский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 55 от 06.04.2016 г.;
1.24. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Хангаласский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 59 от 06.04.2016 г.;
1.25. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Чурапчинский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 60 от 06.04.2016 г.;
1.26. "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Эвено-Бытантайский национальный улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 61 от 06.04.2016 г.;
1.27. "Об установлении льготных тарифов для населения ГО "Город Якутск" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" N 62 от 06.04.2016 г.
2) На второе полугодие 2017 г.:
2.1. постановление от 29 мая 2017 г. N 43 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Абыйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.2. постановление от 29 мая 2017 г. N 45 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Аллаиховский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.3. постановление от 29 мая 2017 г. N 46 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Амгинский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.4. постановление от 29 мая 2017 г. N 47 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.5. постановление от 29 мая 2017 г. N 48 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Булунский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.6. постановление от 29 мая 2017 г. N 49 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхневилюйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения"
2.7. постановление от 29 мая 2017 г. N 50 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхнеколымский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения"
2.8. постановление от 29 мая 2017 г. N 52 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Вилюйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения"
2.9. постановление от 29 мая 2017 г. N 51 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Верхоянский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения;
2.10. постановление от 29 мая 2017 г. N 53 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Горный улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.11. постановление от 29 мая 2017 г. N 54 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Жиганский национальный эвенкийский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.12. постановление от 29 мая 2017 г. N 55 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Кобяйский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.13. постановление от 29 мая 2017 г. N 57 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Мегино-Кангаласский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.14. постановление от 29 мая 2017 г. N 59 "Об установлении льготных тарифов для населения МО "Момский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.15. постановление от 29 мая 2017 г. N 62 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Нижнеколымский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.16. постановление от 29 мая 2017 г. N 63 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Нюрбинский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.17. постановление от 29 мая 2017 г. N 65 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Олекминский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.18. постановление от 29 мая 2017 г. N 66 "Об становлении льготных тарифов для населения МР "Оленекский эвенкийский национальный район" РС(Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.19. постановление от 29 мая 2017 г. N 67 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Среднеколымский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.20. постановление от 29 мая 2017 г. N 68 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Сунтарский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.21. постановление от 29 мая 2017 г. N 69 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Таттинский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.22. постановление от 29 мая 2017 г. N 70 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Томпонский район" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.23. постановление от 29 мая 2017 г. N 71 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Усть-Алданский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.24. постановление от 29 мая 2017 г. N 74 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Хангаласский улус" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.25. постановление от 29 мая 2017 г. N 75 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Чурапчинский улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.26. постановление от 29 мая 2017 г. N 76 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения";
2.27. постановление от 29 мая 2017 г. N 77 "Об установлении льготных тарифов для населения ГО "Город Якутск" PC (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения".
Утвержденные уполномоченным органом льготные тарифы для потребителей ниже экономически обоснованных тарифов.
Для возмещения ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" расходов на оказание названных услуг в части не покрытой оплатой потребителей по установленному льготному тарифу ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" заключило с предприятием соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 12.01.2017 N 1-я. По соглашению с учетом к нему дополнительных соглашений на 2017 год размер субсидий составил 9 552 416 871 руб.
В соглашении о предоставлении субсидии включены суммы субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц в сумме 3 270 674 руб., которая сторонами не оспаривается 9 552 416 871 руб. - 3 270 674 руб. = 9 549 146 197 руб.
Таким образом, ответчиком и 3 лицом - Агентством по соглашению запланировано субсидирование истца на 9 549 146 197 руб. в связи с установлением льготных тарифов для населения.
Истец и сбытовые организации на названных территориях муниципальных районов и городского образования подписали акты, содержащие информацию о виде и фактическом объеме поставленных истцом в 2017 году льготной категории потребителей коммунальных ресурсов и из стоимости. Акты утверждены главами соответствующих муниципальных образований.
Между тем, в соглашениях о предоставлении субсидии на 2017 год не были включены суммы субсидии на услуги холодного водоснабжения в домах с открытой системой отопления в тех населенных пунктах, где экономически обоснованный тариф равен льготному тарифу для населения.
Сумма субсидии, не включенная в соглашениях на 2017 год, составляет 4 229 546 руб.
Согласно постановлению Правительства PC (Я) N 446 от 13.10.12г., объем предоставляемой услуги холодного водоснабжения населению составляет 54,5% от объема для расчета субсидий организациям коммунального комплекса (далее по тексту ОКК). Согласно графика поэтапного приведения нормативов потребления холодной воды при использовании горячей воды из системы отопления нормативы ОКК и населения будут одинаковы с 1 июля 2019 года, и соответственно до этого срока необходимо учитывать разницу объемов в субсидии ОКК.
В связи с этим, ГКУ PC (Я) "Агентство субсидий" включила данную сумму (4 229 546,00 руб.) на субсидирование в 2018 год. Так, 24.12.2018 года Третье лицо перечислило Истцу субсидию в размере 4 229 546,00 руб., данный факт подтверждается платежным поручением N 24.12.2018 г.
9 549 146 197,00 руб. + 4 229 546,00 руб. = 9 553 375 743,00 руб.
Таким образом, общая сумму субсидии на 2017 год предусмотренных соглашениями (плановая сумма) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги для населения в размере 9 553 375 743.00 руб.
Согласно актам о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные услуги (ресурсы) стоимость фактически поставленных коммунальных услуг за 2017 г. составила 10 335 792 672.06 руб. Из них, согласно заключенным соглашениям с ГКУ PC (Я) "Агентство субсидий" оплачена только сумма в размере 9 553 375 743,00 руб.
Истец, учитывая сумму субсидии, часть недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2017 год в размере 782 416 929,06 руб., которая ответчиком не возмещена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" провело внеплановую проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Результатам проверки между ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" и ГУП " ЖКХ РС(Я)" составлен Акт сверки финансирования субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов за 2017 год, план по соглашениям составил - 9 552 416 871 руб., по результатам проверки Агентства - 10 312 051 563,74 руб., перечислено - 9 552 416 871 руб., стоимость коммунальных услуг за 2017 год не покрытых субсидией и оплатой льготной категории потребителей - 759 634 692,75 руб.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, подлежат возмещению за счет муниципального образования, а издание органом местного самоуправления не соответствующего закону правового акта является основанием для возмещения убытков, возникших в результате издания такого акта.
По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий органов местного самоуправления, должно доказать противоправность действий (бездействия) органов местного самоуправления, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органов местного самоуправления и понесенными убытками, а также размер убытков.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее -Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В статье 7 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На основании статьи 10 Закона о теплоснабжении регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и иными нормативными правовыми актами.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее -межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Указанная правовая позиция также изложены в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права применительно к существу заявленных требований и обстоятельств данного конкретного дела, такой обязательный элемент состава правонарушения как вина ответчика заключается в неисполнении установленной законом обязанности по возмещению образовавшейся разницы между экономически обоснованной ценой на производство и поставку коммунальных ресурсов и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования истец осуществлял их продажу.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в рассмотренном случае ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого обществом, и обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Льготные тарифы для потребителей на 2017 год утверждены постановлениями уполномоченного органа Республики Саха (Якутия).
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. В рассматриваемом случае, как правильно указывает суд первой инстанции, таким публично-территориальным образованием является Республика Саха (Якутия).
В 2017 году в Республике Саха (Якутия) возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета на соответствующий финансовый год предусмотрены:
* Порядком предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112;
* Порядком предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденным приказам министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) N 450 от 27.09.2017.
Также суд первой инстанции правильно исходил из того, что возмещение выпадающих доходов предприятия в пределах экономически обоснованных затрат, но не полученных при поставке коммунального ресурса по регулируемой цене, направлено исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишится гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им коммунального ресурса в рамках регулируемой деятельности. Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.
С учетом данной позиции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ГУП "ЖКХ РС(Я)" не привела доказательств наличия неправомерных действий (бездействия) Республики Саха (Якутия) в лице Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я), которые повлекли убытки, поскольку взыскание убытков является универсальным способом защиты прав.
В спорных правоотношениях главным распорядителем бюджетных средств в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения является министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (пункт 3.77 Положения от 25.12.2013 N 475).
Учитывая, что объем и виды поставленных истцом коммунальных ресурсов подтверждены актами о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные услуги (ресурсы), актом сверки за 2017 год, а достоверность сведений названных актов ни ответчик, ни третьи лица не опровергли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков, возникших у истца в связи с оказанием коммунальных услуг в 2017 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что должен быть представлен не акт сверки, а акт проверки отклоняются апелляционным судом, поскольку вид составляемых документов в рассматриваемом случае определяется не предприятием, и значение имеет достоверность составленного документа, а не его наименование.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2020 года по делу N А58-10931/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10931/2019
Истец: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха Якутия"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ГКУ "Агенство субсидий"