г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А50-19779/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного)
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 12 октября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-19779/2020
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Муниципальному Автономному Общеобразовательному Учреждению "Средняя Общеобразовательная Школа N 16" (ОГРН 1025901975000, ИНН 5919017200)
о взыскании финансовой санкции в размере 38 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" (далее - учреждение, должник, страхователь) финансовых санкций в общей сумме 38 000 руб. на основании ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, сентябрь 2017 года, август, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 02.10.2020, мотивированное решение изготовлено 12.10.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда, поскольку в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений, в случае представления страхователем в дополнения к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Ответчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (23.12.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, сентябрь 2017 года.
По результатам проведенных проверок Пенсионным фондом были составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18190034631 от 29.10.2019 (л.д. 12-13), N 203S18190035965 от 18.11.2019 (л.д. 14-15), в которых указано, что страхователем в установленный законодательством срок сведения по форме СЗВ-М с типом формы (кодом) "доп" за отчетные периоды февраль, сентябрь 2017 года представлены 28.10.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
Пенсионным фондом 04.12.2019 и 23.12.2019 были вынесены решения N 203S19190035112, N 203S19190036379 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций.
Основанием для вынесения указанных решений послужило то, что должник за указанные выше отчетные периоды не представил в установленный срок сведения о застрахованных лицах.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику 30.12.2019 и 22.01.2020 выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S0110036615, N 203S01200000879.
В связи с тем, что сумма штрафов осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований о взыскании с должника финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, сентябрь 2017 года, при этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять, в том числе, в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Порядок представления необходимых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 названного Закона, в соответствии с которым, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ;
8) исключен. - Федеральный закон от 31.12.2002 N 198-ФЗ;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ), на что правомерно указал суд первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (часть 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 17 Закона).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8 статьи 17 Закона).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица (часть 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение (часть 11 статьи 17 Закона).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12 статьи 17 Закона).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13 статьи 17 Закона).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14 статьи 17 Закона).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15 статьи 17 Закона).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Закона).
Частью 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1, 5 ст. 100, п.п. 1, 6, 9 ст. 101, п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Из представленных документов судом первой инстанции установлено, что по результатам сверки формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год и информации налогового органа из расчета по страховым взносам за отчетные периоды: 1 квартал 2017 года; полугодие 2017 года; 9 месяцев 2017 года Пенсионным фондом установлено, что страхователем в отношении указанных застрахованных лиц в установленный законодательством срок не представлены сведения по форме СЗВ-М, в том числе: за отчетный период сентябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица; за отчетный период февраль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
Согласно представленным в материалы дела протоколам сверка отчетности за отчетный период 2017 год и информации налогового органа из расчета по страховым взносам за отчетные периоды 1 квартал 2017 года; полугодие 2017 года; 9 месяцев 2017 года проведена 14.06.2019 (л.д. 87, 90).
Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, составлены заявителем 21.06.2019 (л.д. 86, 88).
Таким образом, с учетом имеющихся сведений налогового органа, представленных в 2017 году, а также формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год и срока проведения проверки Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18190034631, N 203S18190035965 составлены с нарушением срока - 29.10.2019 и 18.11.2019, что свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении, что сроки выявления правонарушения и осуществления процедуры фиксации правонарушения, а также наложения штрафных санкций за их совершение и, как следствие, обращения с требованиями о взыскании штрафных санкций в судебном порядке не могут быть поставлены в зависимость от факта предоставления страхователем сведений за тот или иной период.
Правонарушение в виде непредставления сведений о застрахованных лицах в установленный срок считается совершенным с даты истечения такого срока, а не с даты фактического исполнения обязанности по представлению сведений.
Поскольку сведения о застрахованных лицах за указанные отчетные периоды в силу подпункта 2.2 статьи 11 федерального закона N 27-ФЗ должны были быть представлены в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока.
Следовательно, акты о выявлении правонарушения за указанные отчетные периоды должны были быть составлены Пенсионным фондом в течение 10 дней со дня выявления указанных нарушений.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем не подлежат изменению.
В отношении требования о взыскании с должника финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды август, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год, суд первой инстанции установил следующее.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды: август, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ - за отчетный период 2018 год.
По результатам проверки выявлено, что форма СЗВ-СТАЖ с типом формы (кодом) "доп" за 2018 год представлена 19.09.2019, формы СЗВ-М с типом формы (кодом) "доп" за август 2019 года на 69 застрахованных лиц, за октябрь 2019 года на 4 застрахованных лица представлены 03.03.2020.
По результатам проверки составлены Акты N 203S18190032221 от 27.09.2019, N 203S18200010360, N 203S18200010317 от 09.04.2020 (л.д. 16-19).
Начальником управления пенсионного фонда вынесены решения N 203S19190032938 от 05.11.2019, N 203S19200012045, N 203S19200012046 от 25.05.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В целях уплаты финансовой санкции в добровольном порядке пенсионный фонд направил страхователю требования от 29.11.2019, 19.06.2020.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика санкции в принудительном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Учреждение, производя выплаты в пользу физических лиц и являясь страхователем, обязано было представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год не позднее 01.03.2019, по форме СЗВ-М за август, октябрь 2019 года - не позднее 16.09.2019 и 15.11.2019 соответственно.
Из материалов дела следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с типом формы (кодом) "исхд" представлены страхователем 08.02.2019, по форме СЗВ-М за август, октябрь 2019 года с типом формы (кодом) "исхд" представлены учреждением 11.09.2019 и 12.11.2019 соответственно, то есть с соблюдением установленного законом срока.
Привлекая страхователя к ответственности, пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы (кодом) "доп" за 2018 год, по форме СЗВ-М с типом формы (кодом) "доп" за август, октябрь 2019 года.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
19.09.2019 страхователем представлена "дополняющая" форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год, которая была принята пенсионным фондом без замечаний. 03.03.2020 страхователем представлены "дополняющие" формы СЗВ-СТАЖ за август, октябрь 2019 года, которые также были приняты пенсионным фондом без замечаний. Представив дополнительные сведения, страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которым в пункте 3 страхователем должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Акты о выявлении правонарушений за отчетные период 2018 год, август, октябрь 2019 года в отношении учреждения составлены 27.09.2019 и 09.04.2020, то есть после представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М.
Доказательств направления уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, как это предусмотрено абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, материалы дела не содержат.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно указал на то, что страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до их обнаружения пенсионным фондом, представив необходимые сведения за 2018 год, за август, октябрь 2019 года по формам "дополняющая", которые были приняты пенсионным фондом.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (определения от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017), самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Применяя обозначенный правовой подход, суд первой инстанции указал в решении на отсутствие оснований для привлечения учреждения к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, по форме СЗВ-М за август, октябрь 2019 года.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства суд первой инстанции полностью установил обстоятельства дела, дал верную оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений процессуальных норм.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций в общей сумме 38 000 руб. за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, сентябрь 2017 года, август, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год.
Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции не допустил нарушений, влекущих отмену судебного акта (ст. 270 АПК РФ), решение следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 02.10.2020, мотивированное решение изготовлено 12.10.2020), по делу N А50-19779/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19779/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N16"