г. Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А41-47503/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Добрый город" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крахоткин Д.Ю., по доверенности от 23.04.2020,
от третьих лиц по делу - МП "ДЕЗ ЖКУ", ООО "МособлЕИРЦ", АО "Мосэнергосбыт" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Добрый город" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2020 по делу N А41-47503/19, по заявлению ООО "Добрый город" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконными и отмене предписаний, третьи лица: МП "ДЕЗ ЖКУ", ООО "МособлЕИРЦ", АО "Мосэнергосбыт",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Добрый город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене предписаний: N 08ОГ/20-583-35-20-2019/1, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/2, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/3, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/4, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/5, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/6, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/7, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/8, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/9, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/10, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/11, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/12, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/13, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/14, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/15, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/16, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/17, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/18, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/19, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/20, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/21, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/22, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/23, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/24, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/25, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/26, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/27, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/28 от 26.02.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Добрый город" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "Добрый город", третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 26.02.2019 на основании распоряжения от 25.02.2019 N 08ОГ/20-583-35-20-2019, уведомления от 25.02.2019, административным органом в отношении ООО "Добрый город" проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращениях, по вопросу начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, г.о. Химки: Юбилейный пр-т д. 30, ул. Энгельса д. 19, ул. Молодежная д. 5, ул. Молодежная д. 2, ул. Панфилова д. 17, 2-й Мичуринский туп. д. 16, ул. Кирова д. 20, Юбилейный пр-т д. 82, Юбилейный пр-т д. 9/1, Юбилейный пр-т д. 68А, Юбилейный пр-т д. 49, Юбилейный пр-т д. 6, ул. Ленинградская д. 20, ул. Панфилова д. 18, ул. 3, Космодемьянской д. 5Б, Юбилейный пр-т д. 40, ул. 9 Мая д. 14, Куркинское шоссе д. 7, мкр. Подрезково ул. Железнодорожная д. 1, ул. Парковая д. 12, ул. Бабакина д. 2А. ул. М. Расковой д. 5, ул. Родионова д. 2, Нагорное шоссе д. 1А. ул. Зеленая д. 20, ул. Ак. Глушко д. 2. Юбилейный пр-т д. 14, ул. Энгельса д. 23.
В ходе проверки установлено, что ООО "Добрый город" в нарушение требований ч. 2 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, п. 37, п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в платежных документах доначислена коммунальная услуга электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды за 2016 год.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 26.02.2019 N 08ОГ/20-583-35-20-2019, на основании которого Госжилинспекцией вынесены предписания: N 08ОГ/20-583-35-20-2019/1 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/2 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/3 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/4 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/5 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/6 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/7 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/8 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/9 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/10 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/11 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/12 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/13 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/14 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/15 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/16 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/17 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/18 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/19 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/20 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/21 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/22 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/23 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/24 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/25 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/26 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/27 от 26.02.2019, N 08ОГ/20-583-35-20-2019/28 от 26.02.2019 предписывающие заявителю в срок до 13.05.2019 "Направить письмо в адрес ООО "МосОблЕИРЦ" о перерасчете платы за коммунальную услугу электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды за 2016 год".
Пунктом 2 предписаний Обществу предписывалось проконтролировать исполнения письма ООО "МосОблЕИРЦ" о перерасчете платы за коммунальную услугу электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды за 2016 год, а также в дальнейшем исключить доначисление из единых платежных документов по МКД".
Считая, что выданные предписания необоснованные и нарушают права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Как следует из части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, жилищным законодательством прямо предусмотрена обязанность граждан и организаций оплачивать коммунальные услуги на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела заявителем в платежные документы собственникам жилых помещений, МКД расположенным по адресам: Московская область, г.о. Химки: Юбилейный пр-т д. 30, ул. Энгельса д. 19, ул. Молодежная д. 5, ул. Молодежная д. 2, ул. Панфилова д. 17, 2-й Мичуринский туп. д. 16, ул. Кирова д. 20, Юбилейный пр-т д. 82, Юбилейный пр-т д. 9/1, Юбилейный пр-т д. 68А, Юбилейный пр-т д. 49, Юбилейный пр-т д. 6, ул. Ленинградская д. 20, ул. Панфилова д. 18, ул. 3, Космодемьянской д. 5Б, Юбилейный пр-т д. 40, ул. 9 Мая д. 14, Куркинское шоссе д. 7, мкр. Подрезково ул. Железнодорожная д. 1, ул. Парковая д. 12, ул. Бабакина д. 2А. ул. М. Расковой д. 5, ул. Родионова д. 2, Нагорное шоссе д. 1А. ул. Зеленая д. 20, ул. Ак. Глушко д. 2. Юбилейный пр-т д. 14, ул. Энгельса д. 23, внесена строка о доначислении коммунальной услуги за электроэнергию на общедомовые нужды за 2016 год.
В обосновании своих доводов, заявитель указывает, что в период 2016 года (на момент управления домами в качестве управляющей организации - МП "ДЕЗ ЖКУ"), ООО "МособлЕИРЦ" не производилось начисление и выставление плательщиком в едином платежном документе за услуги ОДН по электроэнергии. Начисление данной услуги в последующие периоды также не производилось, в связи с чем, считает заявитель, у собственников МКД образовалась задолженность которая не отражалась ЕПД.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД" является управляющий компанией в отношении МКД с 16.01.2018. Право требования с собственников помещений в МКД задолженности по оплате за услугу "Электроснабжение (ОДН)" перешло к ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД" от МП "ДЕЗ ЖКУ" (предшествующая управляющая компания) на основании заключенного между МП "ДЕЗ ЖКУ" и ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД" Договора N 59 уступки прав (цессии) от 01.11.2018 (далее -Договор цессии). Во исполнение указанного договора заявителем собственникам помещений и выставлены квитанции о доплате коммунальных услуг за электроэнергию на общедомовые нужды за 2016 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В силу пунктов 36 и 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Как следует из материалов дела, электроэнергия поставлялась в 2016 году спорные МКД на основании заключенного между энергоснабжающей организацией - ПАО Мосэнергосбыт" и управляющей компанией - МП "ДЕЗ ЖКУ" договора энергоснабжения от 15.01.2015 N 80094389.
Общество приступила к управлению вышеуказанными домами 16.01.2018 года на основании заключенного договора управления.
На основании договора уступки права требования от 01.11.2018 N 59 МП "ДЕЗ ЖКУ" передано ООО "Добрый город" право требования с собственников/владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах (далее - Должники), задолженности по оплате за услугу электроснабжение (ОДН)" в размере 26 462 206, 93 руб.
Вместе с тем, Правилами N 354 предусмотрена, возможность производить изменение (перерасчет, доначисление, корректировку) размера платы за коммунальные услуги по следующим основаниям:
- наличие расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период (пункт 61 Правил N 354);
- обнаружение факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета (пункт 62 Правил N 354);
- временное, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (пункт 86 Правил N 354);
- предоставление в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено ограниченное число оснований изменения размера, ранее выставленной платы гражданам.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Общество посредством платежного агента в платежных документах за январь 2019 года осуществило доначисление платы за оказанную коммунальную услугу за 2016 год (12 месяцев) по спорным МКД, ввиду того, что МП "ДЕЗ ЖКУ" не производило начисление и выставление плательщикам в едином платежном документе услуги за ОДН.
В материалы дела, заинтересованным лицом представлены при вынесении предписаний платежные документы (по каждому из оспариваемых предписаний представлен платежный документ выставленный потребителю, проживающему к доме, каждое предписание с соответствующими документами сформировано самостоятельным томом).
Между тем, платежный документ предъявленный потребителям за январь 2019 года, содержит графу, из которого следует, "итого к оплате за январь 2019 года без учета добровольного страхования составляет:
-по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/15: сумма доначисления - 9712,92 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2185,16 руб. (л.д. 2 т. 4);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/14 сумма доначисления -7885,5 руб. состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 3050,37 руб. (л.д. 2 т. 5);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/4 сумма доначисления -12603,29 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2096,33 руб. (л.д. 8 т. 6);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/6 сумма доначисления по ОДН по электроэнергии в размере 1 306, 01 руб. (т. 7);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/27 сумма доначисления - 7689,70 руб. состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 368,56 руб. (л.д. 4 т. 8);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/23 сумма доначисления -9537,29 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2728,49 руб. (л.д. 2 т. 9);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/21 сумма доначисления - 7482,69 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1120,11 руб. (л.д. 2 т. 10);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/28 сумма доначисления - 12055,84 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2197,07 руб. (л.д. 3-5 т. 11);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/19 сумма доначисления - 9887,44 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 3148,44 руб. (л.д. 7 т. 12);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/16 сумма доначисления - 4878,59 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 513,97 руб. (л.д 2 т. 13);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/24 сумма доначисления - 1774,84 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 420,96 руб. (л.д. 3 т. 14);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/19 сумма доначисления - 8395,48 руб. состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1428,50 руб. (л.д. 3 т. 15);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/20 сумма доначисления - 7665,43 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 876,88 руб. (л.д. 3 т. 16);
по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/7 сумма доначисления - 7310,41 руб. состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 453,52 руб. (л.д. 2 т. 17);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/18 сумма доначисления - 9021,39 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1358,13 руб. (л.д. 5 т. 18);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/25 сумма доначисления за ОДН по электроэнергии в размере 3556,12 руб. (л.д. 3-4 т. 19);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/26 сумма доначисления - 12841,21 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2871,88 руб. (л.д. 17 т. 20);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/13 сумма доначисления - 9699,78 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 3128,10 руб. (л.д. 6 т. 21);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/17 сумма доначисления - 14047,76 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1337,21 руб. (л.д. 2 т. 22);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/1 сумма доначисления - 5966,43 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 454 руб. (л.д. 2 т. 23);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/5 сумма доначисления - 8941,02 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1752 руб. (л.д. 2 т. 24);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/22 сумма доначисления -8639,83 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 913,07 руб. (л.д. 2 т. 25);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/9 сумма доначисления - 16276,78 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 2549,90 руб. (л.д. 2 т. 26);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/10 сумма доначисления - 11513,60 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1985,71 руб. (л.д. 2 т. 27);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/11 сумма доначисления- 12263,97 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1948,59 руб. (л.д. 2 т. 28);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/8 сумма доначисления - 16805,47 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 1295,41 руб. (л.д. 2-3 т. 29);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/12 сумма доначисления за ОДН по электроэнергии в размере 1168,61 руб. (л.д. 24 т. 30,);
- по предписанию N 08ОГ/20-583-35-20-2019/3 сумма доначисления -9621,23 руб., состоящую, в том числе из "доначисления" суммы ОДН по электроэнергии в размере 3357,19 руб. (л.д. 9 т. 31);
Из платежных документов следует, что собственникам вышеуказанных многоквартирных домов выставлены счета на оплату за январь 2019 года, с указание графы "ОДН по электроэнергии", "Сведения о перерасчетах (доначисления + уменьшения" сумма, которая превышает за январь 2019.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Таким образом, ни расчетный центр, ни управляющая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных документах населения.
Зачисление платежей населения за иной период возможно только в том случае, если в платежном документе гражданина (иного собственника, пользователя помещением) отсутствует указание периода, за который оплачивается коммунальная услуга.
В подпункте "з" пункта 69 Правил N 354 закреплено, что в платежном документе помимо прочего должны указываться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 3 N Правил N 354).
В пункте 71 Правил N 354 определено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Приказ Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 N 51074).
Из содержания указанных норм следует, что задолженность потребителя коммунальной услуги за предыдущие периоды указывается в платежном документе отдельно, а не суммарно с суммой платежа за расчетный период.
Более того, из смысла ст. ст. 154, 155 Жилищного кодекса РФ следует, что плата за предоставленные коммунальные услуги и жилое помещение вправе получать лицо, осуществившее предоставление оплачиваемой услуги.
Услуги по управлению спорными МКД, в том числе по обеспечению их электроэнергией в 2016 году, не представлялись, следовательно, с учетом норм жилищного законодательства Обществом не могло быть произведено и доначисление оплаты электроэнергии на ОДН за 2016 год.
Ссылки заявителя на то, что основанием к доначислению платы за электроэнергию на ОДН за 2016 год послужил заключенный между МП "ДЕЗ ЖКУ" и ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД" Договора N 59 уступки прав (цессии) от 01.11.2018, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Частей 18 и 19 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предыдущая управляющая компания вправе передать вновь выбранной управляющей компании права требования по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при условии письменного уведомления собственников помещений в МКД, у которых имеется указанная просроченная задолженность в течение 10 дней со дня заключения договора об уступке. При этом собственник помещения МКД вправе не исполнять обязательств по погашению просроченной задолженности до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по уступке такой задолженности.
Данная норма права введена законодателем Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ и действует с 26.07.2019, т.е. на момент заключения договора уступки прав между МП "ДЕЗ ЖКУ" и ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД" - 01.11.2018, она не действовала.
Между тем, договор уступки является гражданско-правовым актом, заключенным между двумя юридическими лицами, при этом он непосредственно связан, в данном конкретном случае с собственниками помещений МКД, допустившими, по мнению заявителя, задолженность платежа за электроснабжение.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств наличия фактической задолженности собственниками помещений МКД как таковой, поскольку собственники помещений МКД вправе выдвигать возражения относительно размера задолженности и представлять доказательства ее отсутствия.
Кроме того, заявитель является управляющей компанией в отношении спорных МКД с 16.01.2018, тогда как договор уступки прав (цессии) за услуги по электроснабжению ОДН был заключен между управляющими компаниями 01.11.2018., при этом ч. 3.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность предыдущей управляющей компании при прекращении управления МКД в течение 3-х дней передать вновь избранной управляющей компании техническую документацию на МКД и иные документы, связанные с управлением.
С учетом изложенного, исполнение заключенного договора уступки прав (цессии) со стороны цессионария - заявителя по настоящему спору, возможно исключительно в рамках его гражданско-правовых отношений с собственниками помещений МКД, а не посредством применения положений и инструментов жилищного законодательства.
Проведя оценку требований оспариваемого предписания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возлагаемые заинтересованным лицом на Общество требования являются законными, обоснованными, доступными и исполнимыми, что подтверждает законность оспариваемого предписания.
Заинтересованным лицом представлены достаточные и допустимые доказательства нарушения заявителем жилищного законодательства, которое повлекло ущемление и нарушение жилищных прав собственников многоквартирного дома, нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой документарной проверки не допущено.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, заявленные ООО "Добрый город" требования не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2020 по делу N А41-52553/19.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2020 по делу N А41-47503/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47503/2019
Истец: ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Госжилинспекция МО
Третье лицо: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ", ООО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР", ООО "ЮНИСЕРВИС", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10063/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47503/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-47503/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-47503/19
03.06.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-47503/19