город Омск |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А46-13419/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11705/2020) Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2020 по делу N А46-13419/2020 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большая и малая механизация-2000" (ИНН 5528208221; ОГРН 1115543042670, адрес: 644510, Омская область, Омский район, село Красноярка, улица Спортивная, дом 18, офис 2) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525, адрес: 650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, 3) о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Кравец М.О. по доверенности от 12.05.2020 N 18 сроком действия по 31.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Большая и малая механизация-2000" - Толмачева И.С. по доверенности от 21.09.2020 сроком действия по 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Большая и малая механизация-2000" (далее - заявитель, общество, ООО "БИММ-2000") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Сибирское управление Ростехнадзора) от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ о назначения наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.09.2020 по делу N А46-13419/2020 требования общества удовлетворены. Постановление административного органа от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ признано незаконным и отменено.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в действиях заявителя присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку ООО "БИММ-2000" не представило в установленные сроки сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в Сибирское управление Ростехнадзора за 2019 год, нарушив требования части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем административного органа поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель общества высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 19.05.2020 государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора при работе с контрольно-наблюдательными делами ООО "БИММ-2000" выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Так, заинтересованным лицом установлено, что обществом в Сибирское управление Ростехнадзора не представлены в срок до 01.04.2020 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на следующий опасный производственный объект:
- "Участок транспортный", рег. N А61-06774-0001, дата регистрации 13.12.2018, что является нарушением части 1 статьи 3, части 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, пункта 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263).
В связи с установлением данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора в отношении ООО "БИММ-2000" составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ, и впоследствии вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ виде штрафа в размере 200 000 руб.
Указав, что постановление от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "БИММ-2000", общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон N 116-ФЗ. Требования данного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, обществу в вину при вынесении оспариваемого постановления вменено непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Согласно постановлению от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ обществом не представлены в административный орган в срок до 01.04.2020 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за указанный выше период в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1 описания нарушения).
В части 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ указано, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 14, 14.1 Правил N 263. Так, в соответствии с пунктом 14.1 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (пункт 15 Правил N 263).
Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 (далее - Требования N 25).
В соответствии с приложением к Требованиям N 25 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности включают в числе прочего:
план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, включающие наименование мероприятий, регистрационный номер опасного производственного объекта, срока исполнения, ответственного исполнителя, примечаний, дат выполнения и переноса, основания и причин переноса, отметок о выполнении мероприятия (пункт 1.1 общих сведений);
сведения о выполнении плана проведения контрольно-профилактических проверок за отчетный период, включающих наименование структурного подразделения эксплуатирующей организации, выполняющего контрольно-профилактическую проверку, регистрационный номер опасного производственного объекта, дату проведения проверки и лицо ответственное за проведение контрольно-профилактической проверки работниками эксплуатирующей организации (пункт 1.3 общих сведений).
Вместе с тем, исходя из составленного административный органом описания объективной стороны допущенного ООО "БИММ-2000" нарушения, приведенного в оспариваемом постановлении, не усматривается с должной степенью определенности, какие конкретно сведения (элементы таковых) и за какой период не представлены обществом в срок не позднее 01.04.2020. Так, сведения об организации производственного контроля, в состав которых входит план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2019 год и сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год за предыдущий 2018 год, в силу прямого указания закона подлежали представлению не позднее 01.04.2019. Сведения, в состав которых входит план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2020 год и сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за 2019 год подлежали представлению не позднее 01.04.2020.
Оспариваемое постановление вынесено в отношении заявителя 22.07.2020.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Указанные сроки не подлежат восстановлению, и суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2).
При этом статьей 29.10 КоАП РФ предусматривается, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. При этом на основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ). Учитывая неопределенность в описании объективной стороны вмененного обществу в вину административного правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае не является возможным установление соблюдения при вынесении постановления от 22.07.2020 N А61-22-048/20/ЮЛ срока давности привлечения общества к ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с указанным апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым удовлетворены требования ООО "БИММ-2000".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2020 по делу N А46-13419/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13419/2020
Истец: ООО "БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ - 2000"
Ответчик: СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ