город Омск |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А70-14323/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12931/2020) Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.10.2020 по делу N А70-14323/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (ОГРН 1097232029839, ИНН 7202201256, адрес: 625048, Тюменская область, г.Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 27) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (ОГРН 1027200852535, ИНН 7203096090, адрес: 625014, Тюменская область, город Тюмень, Вербная улица, 13-2) о взыскании финансовых санкций в размере 9150 руб.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области (далее - УПФР в г. Тюмени Тюменской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее - заинтересованное лицо, учреждение, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области) о взыскании финансовых санкций в размере 9150 руб., из которых 2150 руб. - за нарушение представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года, 7000 руб. - за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.10.2020 по делу N А70-14323/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в части взыскания финансовой санкции за январь, февраль, март 2019 года в сумме 2150 руб., указывая, что факт непредставления сведений о застрахованных лицах установлен судебными актами по делам N А70-21500/2019, А70-20143/2019, А70-19039/2019.
От ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его направления Управлению (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой УПФР в г. Тюмени Тюменской области части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представило 15.02.2019 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года на 990 застрахованных лиц. Дополняющая форма СЗВ-М представлена 24.05.2019 в отношении 23 застрахованных лиц, ранее не отраженных в исходной форме отчета СЗВ-М за январь 2019 года от 15.02.2019, что, по мнению заявителя, является нарушением установленного законом срока предоставления таковых сведений.
14.03.2019 учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на 907 застрахованных лиц. Дополняющая форма СЗВ-М представлена 24.05.2019 в отношении 23 застрахованных лиц, ранее не отраженных в исходной форме отчета СЗВ-М за февраль 2019 года от 14.03.2019, что является, по мнению заявителя, нарушением установленного законом срока предоставления таковых сведений.
11.04.2019 учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 года на 918 застрахованных лиц. Дополняющая форма СЗВ-М представлена 24.05.2019 в отношении 22 застрахованных лиц, ранее не отраженных в исходной форме отчета СЗВ-М за март 2019 года от 11.04.2019, что является, по мнению заявителя, нарушением установленного законом срока предоставления таковых сведений.
По факту нарушения срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за январь, февраль, март 2019 года от 30.08.2019 N 082S18190011414, N 082S18190011424, N 082S18190011425, соответственно.
За непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области решениями заместителя начальника УПФР в г. Тюмени Тюменской области от 09.10.2019 N 082S19190012070, N 082S19190012072, N 082S19190012074 привлечен к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций за январь 2019 года в сумме 11 500 руб., февраль 2019 года в сумме 11 500 руб., март 2019 года в сумме 11 000 руб.
С целью досудебного урегулирования спора учреждению письмом 15.11.2019 были направлены требования об уплате финансовых санкций от 11.11.2019 N 082S0119A12IFW0, N 082S0119A12IFW1, N 082S119A12IFXY.
Учреждение не согласилось с принятыми решениями Управления и обжаловало решения в части размера назначенных санкций в судебном порядке, решениями суда размер финансовых санкций уменьшен по решению N 082S19190012070 до 1150 руб. (дело N А70-21500/2019), решению N 082S19190012072 - до 500 руб. (дело N А70-20143/2019), решению N 082S19190012074 - до 500 руб. (дело N А70-19039/2019).
Поскольку сумма финансовых санкций в добровольном порядке за нарушения представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не уплачена, УПФР в г. Тюмени Тюменской области обратилось в суд с соответствующим требованием.
02.10.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, частично являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения Управлением вменено несвоевременное представление сведений за январь, февраль 2019 года по форме СЗВ-М на 23 застрахованных лиц, за март 2019 года - 22 застрахованных лиц.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области к ответственности в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73- 910/2017.
В настоящем случае из материалов дела следует, что исходные сведения о застрахованных лицах за январь, февраль и март 2019 года учреждение представило в установленный законом срок. Наличие ошибки обнаружено ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области самостоятельно и им же приняты меры к устранению нарушения (24.04.2019 представило дополняющие формы за январь, февраль 2019 года в отношении 23 застрахованных лиц, за март 2019 года - 22 застрахованных лиц).
УПФР в г. Тюмени Тюменской области ошибка выявлена не была, соответственно, уведомления об обнаружении ошибки в адрес учреждения им не направлялись. Данные обстоятельства Управлением не оспариваются.
Довод подателя жалобы о том, что факт непредставления сведений о застрахованных лицах установлен судебными актами по делам N А70-21500/2019, А70-20143/2019, А70-19039/2019, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сервис "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru), по вышеуказанным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, Арбитражным судом Тюменской области вынесены решения в виде резолютивной части.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Вопреки позиции Управления, факт непредставления сведений о застрахованных лицах не был установлен перечисленными выше судебными актами, поскольку установленные арбитражным судом фактические обстоятельства дела решение суда в виде резолютивной части не содержит; то обстоятельство, что суд посчитал правомерным уменьшить размер штрафа, не означает, что таковое нарушение имело место быть. В рассматриваемом случае указанные обстоятельства не препятствуют суду при рассмотрении заявления о взыскании штрафа проверить обоснованность заявленного требования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
По смыслу действующего законодательства первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, либо в установленный срок по результатам контроля сведений органом ПФР, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области исправило допущенные ошибки самостоятельно до выявления их Управлением, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у УПФР в г. Тюмени Тюменской области отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности привлечения учреждения к ответственности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.10.2020 по делу N А70-14323/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14323/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"