Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-3182/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-54452/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2020 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-54452/20, принятое по исковому заявлению ООО "Армада-А" (ОГРН 1075032015893) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании 164 046 руб. 63 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Армада-А" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 164 046 руб. 63 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-54452/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на станции Акулово Московской железной дороги были взыскан сбор за исправление коммерческих неисправностей вагонов N N 51004562, 51007235, 58610049, 58603606, 51000511, 58694860, 51005130, 58604877, 58694555, 58607276, 58627373, 58692682,59618488, 58694936, 58695404.
Указанные вагоны являются двухъярусными платформами, используемыми для перевозки автомобилей, оснащены инвентарными крепежными устройствами (колесные упоры), предназначенными для закрепления автомобилей от продольных и поперечных перемещений платформы.
Данные устройства устанавливаются под каждое колесо погруженного автомобиля и входят комплектацию платформы.
02 октября 2018 г. и 04 октября 2018 года по прибытию, соответственно, поездов N 2434 индекс 2549-100-7800 и N 2424 индекс 2549-112-7800, N 2444 индекс 2549-114-7800 на станцию Екатеринбург - Сортировочный Свердловской железной дороги обнаружено, что вагоны грузоотправителем груз не подготовлены к перевозке должным образом не обеспечена фиксация колес от разворота.
Поскольку повреждения автомобиля без вскрытия вагонов определить невозможно, указанные недостатки угрожают безопасности движения и сохранности перевозимого груза, вагоны отцеплены на ПИКН для устранения коммерческих неисправностей.
Наличие коммерческих неисправностей подтверждается актами общей формы, составленными на станции отцепки.
В соответствии с п. 5.1 §5 Местных технических условий размещения и крепления автомобилей в специализированных вагонах, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 10.07.2017 г. N 1307р, на грузоотправителя возложена обязанность проверки исправности и комплектации колесных упоров.
В соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта окончательный расчеты за перевозку грузов производятся по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения. Перевозчику предоставлено право при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки, произвести перерасчет после выдачи груза.
Факт обнаружения коммерческой неисправности подтверждается актами общей формы, книгами учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115, актами о выполненных работах, кроме того в адрес ОАО "РЖД" поступили письма (согласия) от истца ООО "Армада-А" о согласии снятия вагонов для устранения коммерческих неисправностей.
Сбор за устранение коммерческих неисправностей вагонов N N 51004562, 51007235, 58610049, 58603606, 51000511, 58694860, 51005130, 58604877, 58694555, 58607276, 58627373, 58692682,59618488, 58694936, 58695404 взыскан по накопительным ведомостям N N 190302, 120401, 190303, 190304, 190305, 190306, 190307, 190308, 250402,120401, подписанных без разногласий представителем ООО "Армада-А" Михиной Г.М.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Истец указывает, что коммерческая неисправность возникла не по вине грузоотправителя.
Под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении для перевозки груза надлежит понимать такое техническое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза при перевозке.
Статьей 20 Устава железнодорожного транспорта установлено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Согласно п.87 Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. приказом Минтранса России от 7.12.2016 N 374) выданная грузоотправителю перевозчиком после осуществления приемосдаточных операций на основании ее квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки. Заключение договора перевозки не освобождает грузоотправителя от обязанности охраны грузов в вагонах до момента фактической передачи вагонов с грузами перевозчику по памятке приемосдатчика.
В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны находятся на ответственности грузоотправителя.
Грузоотправитель свои обязательства выполнил: осуществил погрузку и крепление груза в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 N ЦМ-943 (далее - ТУ N ЦМ-943).
Перевозчик, в свою очередь, упомянутый груз принял для перевозки, тем самым подтвердив, что нарушений крепления груза, угрожающих безопасности движения, не имеется.
Факт принятия груза перевозчиком подтверждает соблюдение грузоотправителем установленных требований, отсутствие претензий общества "РЖД" к погрузке и креплению груза исключает вину грузоотправителя в возникновении названных неисправностей.
В данном случае перевозчиком выявлены недостатки в креплении груза, угрожавшие безопасности движения, после того как груз был принят к перевозке, что не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности за возникновение коммерческой неисправности в процессе перевозки.
Согласно пп. 5 п.47 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ Минтранса России от 21.10.2010 N 286) не допускается производить маневры толчками и распускать с горки вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав, имеющий отметку в перевозочных документах "С горки не спускать". В квитанциях о приеме груза и железнодорожных накладных имеется отметка: "Не спускать с горки" (прилагаются).
Кроме того, согласно п.23 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 38) при обнаружении в процессе перевозки груза нарушения его крепления проводник сообщает об этом перевозчику и подает ему заявление об отцепке вагона для принятия мер. При нарушении крепления груза по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. В остальных случаях исправление крепления груза обеспечивается грузоотправителями.
При таких обстоятельствах, платежи были исчислены неправильно и подлежат возврату.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не содержат объяснений и доказательств по существу спора и не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-54452/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54452/2020
Истец: ООО "АРМАДА-А"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"