г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-56655/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Вектор В"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2020 по делу N А40-56655/20 (122-391),
по заявлению ООО "Вектор В" (ИНН 3625009002; ОГРН 1063667232771)
к МОТ (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251)
третье лицо: Воронежская таможня
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Парфенов А.В. по дов. от 22.10.2020; |
от ответчика: |
Старостин М.С. по дов. от 20.11.2020; |
от третьего лица: |
Капустина О.В. по дов. от 25.06.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вектор В" (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик) с требованием признать незаконным решение о взыскании таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в рублей за счет имущества от 03.12.2019.
Решением суда от 14.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представитель третьего лица представила письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество осуществляло деятельность в качестве магазина беспошлинной торговли в зоне деятельности Воронежской таможни.
В связи с изменением таможенного законодательства на основании приказа Воронежской таможни от 09.08.2011 N 421 обществу 11.08.2011 выдано Свидетельство о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Лицензия на осуществление ООО "Вектор-В" розничной продажи алкогольной продукции N РАП-6228, выданная 07.12.2007, прекратила действие 07.12.2012.
С 25 сентября 2014 года приказом Воронежской таможни от 24.09.2014 N 569 на основании обращения ООО "Вектор-В" действие Свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли общества было приостановлено.
В связи с несоблюдением условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, 29.11.2017 приказом Воронежской таможни от 29.11.2017 N 595 ООО "Вектор-В" исключено из Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Решение об исключении (приказ таможни от 29.11.2017 N 595) вступил в силу 15 декабря 2017 года.
Общество 15.12.2017 прекратило свою деятельность в качестве владельца магазина беспошлинной торговли.
Согласно статье 33 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) владельцем магазина беспошлинной торговли является юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 34 ТК ТС.
Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Часть 2 статьи 33 ТК ТС устанавливает, что владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.
Пунктом 1 статьи 33 ТК ТС установлено, что порядок включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
На момент исключения Общества из Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли действовали ТК ТС и Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 57 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что решение об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, вступает в силу в случае несоблюдения установленных ТК ТС условий включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения.
Согласно пункту 12 статьи 57 Закона N 311-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 15 дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случая передачи товаров для их реализации в другом магазине беспошлинной торговли.
При несовершении действий, указанных в части первой настоящего пункта, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Заказным письмом с уведомлением от 29.11.2017 Воронежская таможня сообщила Декларанту о решении об исключении из Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли в силу, об основаниях принятия такого решения, о необходимости совершения действий с товаром, предусмотренных Законом N 311-ФЗ, с направлением копии приказа об исключении из Реестра владельцев магазина беспошлинной торговли.
Общество обратилось в Воронежскую таможню с заявлением о предоставлении срока для вывоза товара, находящегося на складе магазина беспошлинной торговли.
Заказным письмом с уведомлением от 29.12.2017 Воронежская таможня повторно сообщила Декларанту о дате вступления решения об исключении из Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли в силу и об основаниях принятия такого решения.
12.01.2018 в адрес общества направлен запрос N 22-13/3 о действиях ООО "Вектор-В" в связи с исключением из Реестра владельцев магазина беспошлинной торговли.
Никаких действий со стороны ООО "Вектор-В" не последовало.
В соответствии с пунктом 13 статьи 57 Закона N 311-ФЗ со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на временном хранении. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли не допускаются.
В этой связи, товары, помещенные Декларантом под таможенную процедуру беспошлинной торговли, не реализованные и не помещенные под иную таможенную процедуру на день вступления решения об исключении общества из Реестра, с 16.12.2017 для таможенных целей приобрели статус товаров, находящихся на временном хранении.
Согласно статье 305 ТК ТС в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина.
Следовательно, указанные товары должны были быть задекларированы обществом с целью помещения товара под иную таможенную процедуру до 16.01.2018.
С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Статьей 452 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, действие которых на дату вступления ТК ЕАЭС в силу не завершено, с даты вступления ТК ЕАЭС в силу подлежат соблюдению условия использования товаров в соответствии с такими таможенными процедурами, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Поскольку действие таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении товаров, задекларированных ООО "Вектор-В", было не завершено на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, в отношении товаров подлежали применению нормы ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 6 статьи 246 ТК ЕАЭС в случае прекращения функционирования магазина беспошлинной торговли в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем прекращения функционирования указанного магазина беспошлинной торговли, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, а товары Союза - помещению под таможенную процедуру экспорта или вывозу из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию Союза.
Таким образом, срок, предусмотренный статьей 305 ТК ТС, увеличился до 3 месяцев, и указанные товары должны были быть задекларированы Обществом до 16.03.2018 года.
В случае если такие действия в указанный срок не совершены, действие таможенной процедуры беспошлинной торговли по истечении этого срока прекращается, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТКЕАЭС.
17.03.2018 таможенная процедура беспошлинной торговли прекращена.
Товар подлежал задержанию в порядке, установленном главой 51 ТК ЕАЭС.
Письма и телеграммы таможенного поста Аэропорт Воронеж в адрес ООО "Вектор-В" Уведомить общество о предстоящем задержании либо возвращались либо отсутствовала информация об их получении. Письмом от 04.04.2018 N 22-13/36 общество уведомлено о предстоящем задержании товаров в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. Повторно уведомление направлено письмом от 03.08.2018 N 22-13/59. Сведения о получении Обществом корреспонденции отсутствуют.
Письмом от 23.11.2018 N 22-13/77 Общество уведомлено о необходимости прибытия на таможенный пост Аэропорт Воронеж для осуществления пересчета товара и последующего задержания в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. Письмо получено Обществом 03.12.2018.
31.01.2019 часть товара, ранее помещенная под процедуру беспошлинной торговли, задержана в присутствии директора ООО "Вектор-В" Е.В. Бирюковой, о чем составлен протокол о задержании товаров и документов на них от 31.01.2019 N 1. Копия протокола вручена Бирюковой Е.В. под расписку 31.01.2019.
В апреле 2019 года по результатам таможенного контроля, проведенного после задержания товаров таможенным постом Аэропорт Воронеж, установлен факт утраты: выявлено, что фактическое количество задержанных товаров меньше, чем количество товаров, которые были помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли на день приостановления деятельности магазина беспошлинной торговли.
Таможенный контроль проводился в форме проверки таможенных и иных документов в отношении товаров, помещенных ранее под таможенную процедуру беспошлинной торговли, имеющих для таможенных целей статус находящихся на временном хранении.
Таможенным постом Аэропорт Воронеж проверены декларации на товары, помещенные ООО "Вектор-В" под таможенную процедуру беспошлинной торговли, отчетность ООО "Вектор-В" как владельца магазина беспошлинной торговли, транзитные декларации на товары, вывезенные ООО "Вектор-В" в другой магазин беспошлинной торговли, протокол задержания товаров, находящихся на складе магазина беспошлинной торговли ООО "Вектор-В".
В результате выявлено расхождение между сведениями, имеющимися в таможенных документах и фактическим наличием товаров на складе.
Воронежская таможня использовала для проведения таможенного контроля последний достоверный представленный отчет владельца магазина беспошлинной торговли ООО "Вектор-В" по состоянию на 30.06.2014. Это последний отчет перед приостановлением деятельности магазина беспошлинной торговли в сентябре 2014 года, после которого поступление товара в магазин беспошлинной торговли не осуществлялось.
Указанный отчет принят Воронежской таможней, его достоверность подтверждена и не оспаривалась Обществом, в том числе в ходе судебных разбирательств по делам N N А14-9179/2016 и А14-8926/2016.
Последующие отчеты, представленные обществом в таможню в 2015 и в 2016 годах, содержали недостоверную информацию о товарах, в связи с чем Общество было привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ. Постановления по делам об административных правонарушениях были обжалованы Обществом в арбитражный суд. Судом апелляционной инстанции по делам N А14-9179/2016 и N А14-8926/2016 были установлены факты представления обществом в Воронежскую таможню недостоверной отчетности в 2015 и в 2016 годах. Однако, правонарушения, совершенные обществом, признаны малозначительными, и постановления о привлечении ООО "Вектор-В" к административной ответственности на этом основании отменены.
По указанной причине отчеты, представленные в таможню обществом в 2015 и 2016 годах, не могли использоваться в таможенных целях.
По итогам таможенного контроля сделан вывод об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, задекларированных по ДТ N N 10104060/231213/0000253, 10104060/011209/0000163, 10104060/170706/0000009, 10104060/221208/П000272, 10104060/160610/0000069, 10104060/061207/0000271, 10104060/241213/0000254, 10104060/020414/0000054, 10104060/151210/0000189, 10104060/110408/П000071, 10104060/140207/0000020, 10104060/141006/0000026, 10104060/260407/0000062, 10104060/221213/0000252, 10104060/140910/0000123, 10104060/101108/П000237, определен перечень утраченных товаров.
Довод Общества со ссылкой на статью 99 ТК ТС об окончании нахождения товаров под таможенным контролем является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Пунктом 2 статьи 96 ТК ТС установлено, что товары, указанные в пункте 1 статьи 96 ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта; до помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза; до обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; до фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза. Ни одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 96 ТК ТС не наступило. В связи с чем, утраченные товары продолжают находиться под таможенным контролем.
Аналогичная норма содержится в статье 14 ТК ЕАЭС.
Товары, не задержанные таможенным органом в порядке главы 51 ТК ЕАЭС, для таможенных целей имеют статус находящихся на временном хранении.
Таким образом, Воронежская таможня вправе была осуществлять таможенный контроль в отношении товаров, помещенных ООО "Вектор-В" под таможенную процедуру беспошлинной торговли, не реализованных в розничной торговле и не помещенных под иную таможенную процедуру.
Обстоятельства, влекущие прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров, также не наступили.
Формализованное решение (форма решения) по результатам таможенного контроля до выпуска товаров в форме проверки таможенных и иных документов не установлено. В этой связи, результаты таможенного контроля оформлены таможенным постом Аэропорт Воронеж докладной запиской на имя начальника Воронежской таможни от 19.04.2019 N 22-09/165.
19.04.2019 принято решение о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в отношении утраченных товаров в установленном порядке, формализованное в виде резолюции на докладной записке от 19.04.2019 N 22-09/165.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 244 ТК ЕАЭС одним из условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли является нахождение товаров в магазинах беспошлинной торговли. Отсутствие товаров в магазине беспошлинной торговли, не обоснованное документально (утрата), является нарушением условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли.
В соответствии с ранее действующим ТК ТС (статья 36) обязанность обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с ТК ТС, возложена на владельца магазина беспошлинной торговли, в данном случае на ООО "Вектор-В".
Согласно статье 429 ТК ЕАЭС владелец магазина беспошлинной торговли обязан, в том числе, соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли, установленные пунктом 3 статьи 244 ТК ЕАЭС; обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в магазине беспошлинной торговли.
Пунктом 2 статьи 452 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 452 ТК ЕАЭС, срок исполнения (срок уплаты) которой не наступил до вступления в силу ТК ЕАЭС, подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, в порядке, сроки и в размерах, которые предусмотрены ТК ЕАЭС, и (или) прекращается в соответствии с ТК ЕАЭС.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары (статья 247 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 247 ТК ЕАЭС в случае утраты иностранных товаров, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Пунктом 5 статьи 247 ТК ЕАЭС установлено, что при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 247 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Установить день утраты товаров по результатам таможенного контроля не представилось возможным, в этой связи, днем утраты товаров является день помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли по таможенным декларациям N N 10104060/231213/0000253, 10104060/011209/0000163, 10104060/170706/0000009, 10104060/221208/П000272, 10104060/160610/0000069, 10104060/061207/0000271, 10104060/241213/0000254, 10104060/020414/0000054, 10104060/151210/0000189, 10104060/110408/П000071, 10104060/140207/0000020, 10104060/141006/0000026, 10104060/260407/0000062, 10104060/221213/0000252, 10104060/140910/0000123, 10104060/101108/П000237.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом в иных случаях, когда таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК ЕАЭС подлежат уплате в связи с обстоятельствами, наступившими после выпуска товаров, и в отношении товаров таможенные пошлины, налоги не были исчислены плательщиком (утрата иностранных товаров).
В соответствии с пунктом 3 статьи 247 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 247 ТК ЕАЭС (утрата иностранных товаров).
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ТК ЕАЭС при исчислении таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 2, 3, 5, 6 и 11 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Форма расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, структура и формат такого расчета в виде электронного документа, порядок их заполнения и внесения в такой расчет изменений (дополнений) определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137 "О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин".
Воронежской таможней 22.04.2019 и 23.04.2019 произведены расчеты таможенных пошлин, налогов, в связи с наступлением обстоятельства, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин (утрата товаров), и загружены в автоматическое программное средство "Задолженность". Автоматически программное средство направило расчеты в таможню взыскания, исходя из КПП и ОКАТО ООО "Вектор-В", для осуществления принудительного взыскания. Информация о задолженности отражается также в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Направление расчетов на бумажном носителе в адрес декларанта таможенным законодательством не предусмотрено. Расчеты таможенных пошлин, налогов от 22.04.2019 и от 23.04.2019 на 112 листах направлены письмом Воронежской таможни от 26.07.2019 N 12-01-15/8301 в адрес ООО "Вектор-В" по запросу общества от 24.06.2019 N 30/19, подписанного директором ООО "Вектор-В" Е.В. Бирюковой.
К запросу общества были приложены копии уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (Уведомления) от 25.04.2019, направленных в адрес общества Московской областной таможней - таможней взыскания, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Уведомление, предусмотренное статьей 73 Закона N 289-ФЗ, форма которого утверждена приказом ФТС России от 30.10.2018 N1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней", решением в области таможенного дела не является.
Форма решения в области таможенного дела утверждена приказом ФТС России от 08.02.2019 N 226 "Об утверждении формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, формы решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2019 N 54247).
Приказ ФТС России от 08.02.2019 N 226 вступил в законную силу 04.05.2019. Решение о взыскании задолженности принято Воронежской таможней 19.04.2019, до вступления приказа в силу.
Таким образом, на момент принятия решения о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в отношении утраченных товаров 19.04.2019 утвержденная форма решения в области таможенного дела отсутствовала, в связи с чем доводы Заявителя о несоблюдении формы решения судом отклоняются.
Решение в области таможенного дела формализовано в виде резолюции на докладной записке таможенного поста Аэропорт Воронеж от 19.04.2019 N 22-09/165.
ООО "Вектор-В" состоит на налоговом учете в МИФНС N 13 по Московской области (КПП ООО "Вектор-В" 504701001, ОКАТО 46483, место нахождения -Московская область).
Подпунктом 1 пункта 1 приказа ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2019 N 53535) (далее - Приказ N2095) определено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов, если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем производить таможне, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, за исключением таможни, регионом деятельности которой является Российская Федерация, и региональной электронной таможни - если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 3 пункта 1 Приказа N 2095.
Регионы деятельности таможенных органов определены приложением к приказу ФТС России от 08.06.2016 N 1142 "О местонахождении и регионах деятельности таможен и таможенного поста, непосредственно подчиненных ФТС России" (с 01.07.2019 - приложением к приказу ФТС России от 28.06.2019 N 1068 "О местонахождении и регионах деятельности таможен и таможенных постов, непосредственно подчиненных ФТС России").
В соответствии с пунктом 9 приложения к приказу ФТС России от 08.06.2016 N 1142 (с 01.07.2019 - с пунктом 4 приложения к приказу ФТС России от 28.06.2019 N 1068) Московская область (код территории региона деятельности таможенного органа в соответствии с ОКАТО - 46) является регионом деятельности Московской областной таможни.
Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 приказа ФТС России от 24.12.2018 N 2095, пункта 9 приложения к приказу ФТС России от 08.06.2016 N 1142 (с 01.07.2019 - пункта 4 приложения к приказу ФТС России от 28.06.2019 N 1068) таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей в отношении юридических лиц, имеющих место нахождения в Московской области, является Московская областная таможня.
В этой связи, мероприятия по принудительному взысканию задолженности в дальнейшем осуществлялись Московской областной таможней.
В соответствии с данными, отраженными в АПС "Задолженность", причиной образования задолженности у декларанта ООО "Вектор В" является факт утраты товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли согласно перечню.
В силу части 15 статьи 73 от 03 августа 2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными оговорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Согласно части 2 статьи 74 Федерального закона о таможенном регулировании днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары.
Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления установленный частью 3 статьи 282 Федерального закона о таможенном регулировании.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) срок уплачиваются пени (пункт 4 статья 57 ТК ЕАЭС). Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В силу статьи 72 Федерального закона о таможенном регулировании пенями признаются суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их насчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена.
В силу части 10 статьи 72 Федерального закона о таможенном регулировании ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 72 Федерального закона о таможенном регулировании ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней, в том числе при принятии решения о взыскании таможенных платежей за счет авансовых платежей, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей.
Воронежской таможней сформирован паспорт задолженности, в автоматическом режиме в АПС "Задолженность" в Московской областной таможне появляются сведения о необходимости создать уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также начислить пени (вид платежа 5011).
Московская областная таможня подписывает уведомление электронно-цифровой подписью и автоматически направляет в Личный кабинет декларанта. В это же время АПС "Задолженность" в автоматическом режиме сформировано решение о внесении изменений в ДТ в части начисленных пеней (колонка "Тип" - РешДоначДТ), и направлено в АИС "АИСТ-М" (программное средство, используемое в таможенных органах при декларировании товаров) в таможню декларирования. В случае неуплаты участником ВЭД платежей в установленный срок, таможенный орган создает решение о взыскании задолженности, например, за счет авансовых платежей. После списания денежных средств со счетов участника ВЭД, Московской областной таможней отражены операции по погашению задолженности по уплате таможенных платежей, пеней.
Вопреки доводам заявителя, Московская областная таможня не обязана направлять в его адрес вышеуказанное уведомление, ссылки на нормы закона в данном случае неправомерны.
Таким образом, обжалуемое решение принято ответчиком в пределах своей компетенции, с соблюдением законодательства и процессуальных норм.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что общество считает, что прекращение функционирования магазина беспошлинной торговли произошло в 2014 году, что противоречит имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам дела.
Так, по обращению ООО "Вектор-В" функционирование магазина беспошлинной торговли было приостановлено в сентябре 2014 года (приостановление действия Свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли) вплоть до принятия решения об исключении из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Следовательно, функционирование магазина могло быть возобновлено при соответствующих условиях в любой момент до принятия решения об исключении Общества из Реестра.
Отклоняется ссылка общества на хищение товаров третьими лицами, производство по уголовному делу по факту хищения, мотивирует утрату товара отсутствием надлежащего таможенного контроля за сохранностью товара со стороны таможенных органов.
Указанные обстоятельства и доводы являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде в рамках производства по делу N А14-7268/2016 по исковому заявлению ООО "Вектор-В" к Воронежской таможне (решение Арбитражного суда от 05.04.2017, вступило в законную силу 05.07.2017, постановлениями апелляционной и кассационной инстанций оставлено в силе), получили надлежащую оценку: решением суда от 05.04.2017 по делу N А14-7268/2017 установлено, что "довод истца о том, что таможенный контроль подразумевает обязанность таможенного органа (должностных лиц таможни) следить за помещением магазина беспошлинной торговли и сохранностью товаров, находящихся в данном магазине, противоречит действующему законодательству. Обеспечение сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с настоящей главой, несет владелец магазина беспошлинной торговли в силу пункта 1 статьи 36 ТК ТС. Охрана самого помещения и охрана товара является обязанностью владельца как помещения, так и товара. Доказательств того, что со стороны должностных лиц таможни были совершены противоправные действия, повлекшие утрату имущества истца, суду не представлено.".
В соответствии с ранее действующим ТК ТС (статья 36) обязанность обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с ТК ТС, возложена на владельца магазина беспошлинной торговли, в данном случае на ООО "Вектор-В".
Согласно статье 429 ТК ЕАЭС владелец магазина беспошлинной торговли обязан, в том числе, обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в магазине беспошлинной торговли.
Обстоятельства утраты товаров правового значения не имеют, поскольку таможенным законодательством не предусмотрено такое основание прекращения обязанности по уплате таможенных платежей как хищение товара либо утрата товара иным способом.
Таким образом, Воронежской таможней 19.04.2019 установлен факт утраты товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли согласно перечню, что повлекло для ООО "Вектор-В" наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном ТК ЕАЭС, а также принято решение о взыскании задолженности в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств на основании ст.71 АПК РФ суд пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения требований заявителя.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в обоснование позиции общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2020 по делу N А40-56655/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56655/2020
Истец: ООО "ВЕКТОР-В"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Воронежская таможня