г. Красноярск |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А69-3058/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО": Нюхиной С.А., представителя по доверенности от 18.05.2020 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок "Центр" (ИНН 1701054944, ОГРН 1141719001181)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 25 сентября 2020 года по делу N А69-3058/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ИНН 2465164277, ОГРН 1172468025960, далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок "Центр" (ИНН 1701054944, ОГРН 1141719001181, далее ответчик, ООО УК ЖЭУ "Центр") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018 за период с 01.10.2018 по 30.04.2019 в сумме 1 465 641,01 рублей; неустойки, начисленной за период с 11.11.2018 по 31.03.2020 в размере 212 003,01 рубля; судебных издержек в размере 159,54 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующее:
- имеет место двойное, тройное начисление платы начисление по нежилым помещениям и закрытым лицевым счетам за услуги по обращению с ТБО,
- суммы начислений и оплат согласно оборотно-сальдовой ведомости не совпадают с начислениями и оплатами по расчету исковых требований,
- в треках-маршрутах отсутствуют сведения об оказании услуг по договору по некоторым многоквартирным домам, обслуживаемым обществом,
- доводы заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции, однако им оценка не дана.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.12.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что считает обжалуемое определение законным и обоснованным.
Судом установлено, что к отзыву на апелляционную жалобу истец приложил дополнительные документы, подтверждающие доводы отзыва, а именно: список жителей с указанием адресов и площадей на 112 листах, составленный для расчетов ответчиком.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 159, абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом удовлетворено ходатайство истца, приобщены документы к материалам дела, как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец зарегистрирован Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1172468025960, основной деятельностью которого является - сбор неопасных отходов.
По результатам проведенного конкурсного отбора приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 N 102-од ООО "СТ-ТБО" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, с обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 N 16 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год: 570,24 руб./куб.м. для прочих категорий потребителей с 1 августа по 31 декабря 2018 года, для населения - с 1 октября по 31 декабря 2018 года.
ООО "СТ-ТБО" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) с момента утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела, 01.10.2018 между ООО "СТ-ТБО" (Региональный оператор) и ООО УК ЖЭУ "Центр" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.10.2018.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц (пункт 5 договора). Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу оператора - на основании постановления Службы по тарифам от 25.07.2018 N 16. Информирование о едином тарифе на услугу регионального оператора путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора http://kuzro.ru или любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, платежный документ) в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации посредством публикации в СМИ и в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Пунктом 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Пунктом 22 договора предусмотрена ответственность потребителя - управляющей компании за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы долга за каждый день просрочки.
В соответствии с условиями пунктов 26 и 27 договора он действует с 01.10.2018 на период действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва; считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В приложении N 2 договора указаны объем и место накопления ТБО.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункта 4 договора, начало оказания услуг - 01 октября 2018 года. Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за период с 01.10.2018 по 30.04.2019 составила 3 376 451,71 рубля, в том числе:
- октябрь 2018 года - 486 791,36 рублей;
- ноябрь 2018 года - 485 793,17 рублей,
- декабрь 2018 года - 478 805,73 рублей,
- январь 2019 года - 482 618,94 рублей,
- февраль 2019 года - 481 197,67 рублей;
- март 2019 года - 480 859,29 рублей,
- апрель 2019 года - 480 385,55 рублей, с учетом корректировки сумм (перерасчеты) зарегистрированным в многоквартирных домах, которые находятся под управлением ООО УК ЖЭУ "Центр" в соответствии с Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011.
Ответчиком произведена частичная оплата оказанных услуг на сумму 1 856 842,29 рублей, непогашенная задолженность составила 1 519 609,42 рублей.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом начислена неустойка за период с 11.11.2018 по 31.03.2020 в размере 212 003,01 рубля.
Несмотря на направленную претензию, ответчиком задолженность в добровольном порядке не уплачена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании заключенного 29.05.2018 соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва региональным оператором на территории Республики Тыва являлось ООО "СТ-ТБО".
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва 25.07.2018 N 16 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год: 570,24 руб./куб. м для прочих категорий потребителей с 1 августа по 31 декабря 2018 года, для населения - с 1 октября по 31 декабря 2018 года.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).
На основании п. п.п "ж" п. 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пп. "б" п. 148(22) Правил N 354).
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.10.2018 между ООО "СТ-ТБО" (Региональный оператор) и ООО УК ЖЭУ "Центр" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ответчиком, расположенных по адресам: г. Кызыл, ул. Калинина, дома 16, 20, 22, 24, 24а, 24б, 2б, 26а, 28, 30, 8, 2/1, 2б, 10, 12, 2а, 4, 14; ул. Кечил-оола, дома 18, 19, 1а; ул. Лопсанчапа, дома 13, 15, 17; ул. Декабристов, д. 8; ул. Чапаева, д. 11; ул. Кечил-оола д. 5; ул. Кочетова, дома 64, 104, 110 143, 145, 95, 97, 137, 139; ул. Титова, д. 36; ул. Ленина, дома 60, 77, 85, 87, 83, 53; ул. Кочетова, д. 98, 108; ул. Бухтуева, д. 3.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 N 16 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год: 570,24 руб./куб.м. для прочих категорий потребителей с 1 августа по 31 декабря 2018 года, для населения - с 1 октября по 31 декабря 2018 года.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва 20.12.2018 N 60 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2019 год в размере 579,94 руб./куб.м.
Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за период с 01.10.2018 по 30.04.2019 составила 3 376 451,71 рубля, в том числе:
- октябрь 2018 года - 486 791,36 рублей;
- ноябрь 2018 года - 485 793,17 рублей,
- декабрь 2018 года - 478 805,73 рублей,
- январь 2019 года - 482 618,94 рублей,
- февраль 2019 года - 481 197,67 рублей;
- март 2019 года - 480 859,29 рублей,
- апрель 2019 года - 480 385,55 рублей.
С учетом частичной оплаты оказанных услуг, задолженность составляет 1 465 641,01 рубля.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства оплаты задолженности за оказанные услуги, в связи с чем требование истца правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 212 003,01 рубля неустойки, начисленной за период с 11.11.2018 по 31.03.2020.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства ответчиком по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании неустойки в заявленном размере.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Повторно проверив представленный расчет неустойки, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции - расчет выполнен арифметически верно, в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не доказал обстоятельств, свидетельствующих о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, и отсутствии оснований для освобождения от ответственности.
На основании изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
В апелляционной жалобы ответчиком заявлено о наличии двойного, тройного начисления платы, начисления по нежилым помещениям и закрытым лицевым счетам за услуги по обращению с ТБО.
Доводы апелляционной жалобы в данной части апелляционный суд считает необоснованными и отклоняет с учетом следующего.
Как указано выше, в соответствии с положениями статей 135, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных Постановлением от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, следовательно, именно она признается абонентом в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией, а также является получателем платы за коммунальные услуги и должна производить с ресурсоснабжающими организациями расчет за приобретенные коммунальные ресурсы.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, решению вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Указанный подход нашел свое подтверждение в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014.
Материалами дела подтверждено, что между истцом и ответчиком заключен агентский договор от 01.10.2018 года (далее по тексту - агентский договор) в соответствии с которым ООО "СТ-ТБО" принимает на себя обязательство по начислению и сбору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2.1.1 указанного договора, ООО УК ЖЭУ "Центр" в течении 5 рабочих дней с момента вступления в действия агентского договора передает ООО "СТ-ТБО" персональные данные каждого потребителя услуг, зарегистрированного в многоквартирных домах находящихся на обслуживании ООО УК ЖЭУ "Центр" включающие в себя: ФИО, адрес проживания, дата и место рождения, тип регистрации, количество проживающих в квартире.
На основании пункта 2.1.3 агентского договора ООО УК ЖЭУ "Центр" ежемесячно до 25-ого числа передает ООО "СТ-ТБО" информацию об изменениях данных потребителей услуг, зарегистрированных в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании управляющей компании либо отсутствии изменений письменно за подписью руководителя и печатью предприятия.
Следовательно, начисление платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями агентского договора, истец производит на основании представленных ответчиком данных о потребителях услуг.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 354, согласно которым размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (пункт 9(1) названных Правил).
В соответствии с пунктом 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные услуги.
Как следует из частей 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из буквального толкования названных норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является, в силу прямого указания закона, - собственник помещения. При этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10.
Доказательств отсутствия собственников у спорных жилых помещений ответчиком в материалы дела не представлено, следовательно, доводы управляющей компании о незаконности начисления за оказанные услуги не обоснованы и документально не подтверждены.
По доводам апелляционной жалобы о начислении за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в двойном и тройном размере, апелляционный суд указывает следующее.
Учитывая предоставленные в материалы дела списки жителей спорных многоквартирных домов, судом установлено, что на одну квартиру начисление производилось дважды в случае владения жилым помещением на праве долевой собственности несколькими лицами, в связи с чем такие квартиры имеют несколько лицевых счетов, что следует из содержания оборотно-сальдовой ведомости.
Собственники жилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, несут бремя содержания такого помещения, в том числе по оплате коммунальных услуг, в порядке, установленном статьей 249 ГК РФ, т.е. соразмерно своей доле в праве собственности.
При этом, если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вместе с тем, закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из содержания статьи 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения. Данный подход отражен также в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года.
Указанный вывод справедлив в отношении всех указанных ответчиком фактов двойного и тройного начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В отношении доводов апеллянта о начислении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, апелляционный суд отмечает следующее.
Во исполнение пункта 2.1.1 агентского договора управляющая компания передала квартиры с аббревиатурой "нежилое" данные о физических лицах, как владельцах жилых помещений. Вместе с тем, заявлений в соответствии с пунктом 2.1.3 агентского договора о несоответствие производимых начислений от управляющей компании не поступало. Доказательства обратного в материалы дела ответчиком не представлены. Договоры по данным адресам, заключенные с региональным оператором в отношении нежилых помещений, сторонами также не представлены.
В соответствии с пунктами 148(1), 148(1-1) Правил N 354 обязанность по предоставлению данных о пользователях жилыми помещениями юридических лиц и контроль над заключением договоров с региональным оператором возложены на управляющую компанию.
Кроме того, не предоставление или ненадлежащее предоставление сведений управляющей компанией, повлекшие убытки регионального оператора подлежат возмещению управляющей компанией.
Таким образом, на основании изложенного апелляционный суд отклоняет как необоснованные доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем начислении платы за нежилые помещения.
Довод ответчика о том, что суммы начислений и оплат согласно оборотно-сальдовой ведомости не совпадают с начислениями и оплатами по расчету исковых требований подлежит отклонению, поскольку расчет исковых требований скорректирован истцом с учетом выбывших и прибывших жителей спорных многоквартирных домов. В связи с ненадлежащим выполнением управляющей компанией обязанностей по предоставлению сведений о жителях многоквартирных домов, расчеты скорректированы истцом по заявлениям жителей и на основании представленных документов.
Довод апелляционной жалобы о том, что в треках-маршрутах отсутствуют сведения об оказании услуг по договору по некоторым многоквартирным домам, обслуживаемым обществом, отклонен судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
В соответствии с договором оказания услуг региональный оператор не обязан предоставлять трек-маршруты. Основанием для установления факта ненадлежащего исполнения договора являются акты о нарушении региональным оператором условий договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлен порядок фиксации нарушений по договору.
В соответствии с пунктом 16 Типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Согласно пункту 17 Типового договора, в случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18 Типового договора).
Пунктом 19 Типового договора предусмотрено, что акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Доказательства составления указанных актов о нарушении истцом обязательств по договору, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 сентября 2020 года по делу N А69-3058/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3058/2019
Истец: ООО "СТ-ТБО"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК "ЦЕНТР"
Третье лицо: АО "ТЫВАЭНЕРГО"