Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф09-1991/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А71-887/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 сентября 2020 года
по делу N А71-887/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дворец культуры "Аксион" (ИНН 1831095892, ОГРН 1041800256200)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
о признании недействительным решения от 15.11.2019 N 19S13190000220,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дворец культуры "Аксион" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее - Управление, фонд) от 15.11.2019 N 19S13190000220 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2020 года требования общества удовлетворены частично, решение фонда признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде финансовых санкций в размере, превышающем 1500 руб. На Управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным привлечения общества к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 12500 руб., в удовлетворении требований в этой части отказать.
В обоснование жалобы Управление ссылается на необоснованное применение судом статьи 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующего контроль за уплатой и начисление страховых взносов, вместо норм Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), регулирующего правоотношения в сфере привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Согласно части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). О допущенных нарушениях Управлению стало известно только в ходе выездной проверки, результаты которой оформлены актом от 02.10.2020. Соответственно, на дату вынесения решения 01.11.2020, срок давности привлечения к ответственности не истек. Фонд считает, что начисление финансовой санкции в размере 500 руб. за допущенные нарушения соответствует статье 54 Конституции Российской Федерации. В рассматриваемом споре суд проигнорировал факт начисления страховых взносов за 2016 год, признание самим обществом и уплату страховых взносов, начисленных на суммы выплат в пользу членов совета директоров, однако в нарушение прав застрахованных лиц и интересов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации указал на отсутствие основания для привлечения к ответственности за допущенное нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, что противоречит нормам Закона N 27-ФЗ.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. от заявителя и заинтересованного лица поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2016 год.
В ходе проверки установлено непредставление обществом сведений такого учета в отношении членов совета директоров за полугодие 2016 г. на 4 лиц, за 9 месяцев этого года на 3 лиц и за 2016 год на 3 лиц (итого - 10 форм).
Проверкой установлено также непредставление обществом ежемесячных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М на 3 лиц (членов совета директоров) за июнь-декабрь 2016 г. (итого - 21 форм).
По результатам проверки фондом составлен акт от 15.10.2019 и принято решение от 15.11.2019 N 19S13190000220 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в сумме 15500 руб. (500 рублей х 31).
Несогласие заявителя с решением Управления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал правомерным привлечение общества к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М на 3 лиц за ноябрь и декабрь 2016 г. (6 форм) в виде финансовых санкций в сумме 3000 рублей. Установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, суд уменьшил размер наложенных санкций до 1500 рублей. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Управление обжалует решение суда в части признания недействительным привлечения общества к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 12500 руб. за непредставление обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие, 9 месяцев 2016 г. и 2016 год (10 форм), а также за июнь-октябрь 2016 г. (15 форм).
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Управлением в ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что в первом полугодии 2016 года (в апреле) оно произвело выплаты членам совета директоров: Ижболдину И.К., Кудрявцеву Г.И., Селюгину Б.Е. и Сидорову С.А. (л.д.78,83).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, который действовал до 01.01.2017 и поэтому подлежит применению к спорным правоотношениям, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Как верно указано судом, указанное правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумму начисленных страховых взносов и другие, перечисленные в пункте 2 сведения.
Данные сведения страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР): на бумажном носителе - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.04.2016 до 01.01.2017, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, на момент совершения обществом правонарушений в виде непредставления отчетности за полугодие и 9 месяцев 2016 г. ответственность за них применялась в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода.
Поскольку сумма неуплаченных обществом страховых взносов за 2 квартал 2016 г. составила 109 168,84 руб. (л.д.83), размер штрафа за непредставление отчетности за полугодие 2016 г. составил бы 5458,44 руб., если бы общество привлекалось к ответственности в 2016 году. Размер штрафа за непредставление отчетности за 9 месяцев 2016 г. составил бы 0 руб., так как в 3 квартале 2016 г. общество выплат в пользу членов совета директоров не производило.
Однако с 01.01.2017 обязанность по ежеквартальному представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведений законодателем устранена, в связи с чем привлечение за ее непредставление к ответственности в 2019 году является неправомерным.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
Кроме того, как верно учтено судом первой инстанции, правонарушение в виде непредставления отчетности за полугодие 2016 г. совершено 15.08.2016, следовательно, срок давности привлечения за него к ответственности истек 15.08.2019. Общество привлечено к ответственности решением от 15.11.2019, то есть по истечении трехгодичного срока давности, установленного частью 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ. Доводы фонда об ином отклонены по изложенным ниже основаниям (аналогично ответственности по сведениям СЗВ-М за июнь-октябрь 2016 г.).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ статья 11 дополнена подпунктом 2.2, в соответствии с которым страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Указанная редакция пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ действовала в период с 01.04.2016 (с учетом пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) до 01.01.2017 (до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, которым срок представления сведений установлен не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
Одновременно Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ была установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 4 статьи 17).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017, часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ изложена в следующей редакции: за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, ответственность за непредставление ежемесячной отчетности по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 500 рублей за каждое лицо законодателем сохранена. Кроме того, с 01.01.2017 такая же ответственность (500 рублей за каждое лицо) предусмотрена за непредставление годовой отчетности по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Одновременно Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ, вступившим в силу только 01.01.2017, статья 17 дополнена нормами о порядке привлечения страхователя к ответственности, в том числе частью 22 о сроке давности привлечения к ответственности, согласно которой страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года.
Однако Управление ошибочно полагает, что если ранее Законом N 27-ФЗ не предусматривалась давность привлечения к ответственности, она и не подлежала применению до 01.01.2017.
Как верно учтено судом первой инстанции, в отсутствие норм о давности в Законе N 27-ФЗ она подлежала применению в соответствии с Законом N 212-ФЗ. Более того, часть 4 статьи 17 ранее действовавшей редакции сама отсылала к порядку взыскания финансовых санкций, установленному Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Аналогичная норма предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). В силу пункта 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.
То есть после окончания налогового (расчетного) периода срок давности начинает течь лишь по таким нарушениям, которые предусматривают ответственность за неуплату налогов, страховых взносов (неверный учет облагаемой базы) и, таким образом, не могут быть установлены ранее окончания налогового (расчетного) периода.
Правонарушения в виде непредставления отчетности СЗВ-М за июнь-октябрь 2016 г. совершены в 10-е числа месяцев, следующих за отчетными, в частности, в виде непредставления отчетности за октябрь 2016 года - 10.11.2016. Следовательно, срок давности привлечения за них к ответственности истек 11.11.2019 (понедельник) и ранее. Общество привлечено к ответственности решением от 15.11.2019, то есть по истечении трехгодичного срока давности, установленного частью 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ.
Доводы фонда о необходимости применения в данном случае части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, действующей с 01.01.2017 и предусматривающей начало течения срока давности не со дня совершения правонарушения, а со дня его обнаружения фондом, основаны на неверном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2).
Таким образом, применение к страхователю нормы 17 Закона N 27-ФЗ о давности привлечения к ответственности, которой на момент совершения правонарушений не существовало, недопустимо.
Более того, действующая норма статьи 17 Закона N 27-ФЗ противоречит общим принципам права, связывающим начало течения срока давности привлечения к ответственности по оконченным правонарушениям (в том числе связанным с неисполнением обязанности к определенному сроку) с моментом их совершения, а не обнаружения (пункт 1 статьи 113 НК РФ, часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Поскольку оспариваемое решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено с явным нарушением норм действующего законодательства и принципов права, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным в части привлечения общества к ответственности за непредставление отчетности за полугодие и 9 месяцев 2016 г. (7 форм), сведений СЗВ-М за июнь-октябрь 2016 г. (15 форм) в виде санкций в общей сумме 11000 руб.
В части непредставления обществом годовой отчетности на 3 лиц доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, поскольку срок давности привлечения к ответственности в этом случае не нарушен и штраф определен фондом верно - в размере 500 рублей (за трех лиц - 1500 рублей), установленном частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей как на момент совершения правонарушения (02.03.2017), так и на момент привлечения общества к ответственности.
Однако данное обстоятельство не повлияло на правильность судебного акта, которым признано незаконным привлечение общества к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 1500 рублей. Суд первой инстанции правомерно применил к рассматриваемым правоотношениям Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, статьи 112, 114 НК РФ. Непредставление обществом спорных сведений не обусловлено его пренебрежительным отношениям к обязанностям, предусмотренным статьей 11 Закона N 27-ФЗ. Как видно из материалов дела, сведения индивидуального (персонифицированного) учета на своих работников общество представляло в установленные сроки. Сведения о выплатах членам совета директоров оно не подавало, поскольку не считало эти выплаты подлежащими обложению страховыми взносами. По итогам выездной проверки за 2016 год обществу доначислены страховые взносы на эти выплаты в сумме 109 168,84 руб., которые, как указывает сам фонд, общество в полном объеме уплатило. За неуплату в установленный срок страховых взносов в результате занижения облагаемой базы законодательством предусмотрена своя ответственность и, кроме того, взыскание пеней. При таких обстоятельствах снижение штрафа с 4500 руб. до 1500 руб. (в 3 раза) является разумным, отвечающим требованиям справедливости, соразмерности охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2020 года по делу N А71-887/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-887/2020
Истец: ООО Дворец культуры "Аксион"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики