Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф06-2588/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А55-2609/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от ликвидатора АО "НК "Самара" Шилдаева Владимира Николаевича - представитель Бородачева Ирина Сергеевна (доверенность от 19.04.2019),
индивидуальный предприниматель Коровкин Александр Александрович (паспорт),
от ИФНС по Красноглинскому району города Самара Самарской области - представитель Кушнерчук Елена Владимировна (доверенность от 08.10.2020),
от Мусаева Олега Гаджимусаевича - представитель Бородачева Ирина Сергеевна (доверенность от 18.08.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 в помещении суда апелляционную жалобу ликвидатора АО "НК "Самара" Шилдаева Владимира Николаевича,
апелляционную жалобу Мусаева Олега Гаджимусаевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу N А55-2609/2019 (судья Матюхина Т.М.)
по заявлению Индивидуальный предприниматель Коровкина Александра Александровича к Инспекции ФНС по Красноглинскому району города Самара Самарской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ликвидатора АО "НК "Самара" Шилдаева Владимира Николаевича; Мусаева Олега Гаджимусаевича,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коровкин Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании решения Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самара о ликвидации юридического лица акционерного общества "Нефтепромышленная компания "Самара" от 25.12.2018 года (ГРН и дата внесения записи в ЕГРЮЛ N 6186313679491) незаконным и недействительным.
В процессе рассмотрения дела суд, руководствуясь ст.51 АПК РФ, также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ликвидатора АО "НК "Самара" Шилдаева Владимира Николаевича; учредителя АО "НК "Самара" - Мусаева Олега Гаджимусаевича.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самара о ликвидации юридического лица Акционерного общества "Нефтепромышленная компания "Самара" от 25.12.2018 года (ГРН и дата внесения записи в ЕГРЮЛ N 6186313679491).
В апелляционной жалобе Шилдаев В.Е. просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ИП Коровкин А.А. не представил доказательства, подтверждающие направление ликвидатору уведомления о наличии требований кредитора в установленный двухмесячный срок со дня публикации решения о ликвидации.
В апелляционной жалобе Мусаев О.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, исключить Мусаева О.Г. из числа третьих лиц, участвующих в деле. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на продажу своих акций АО "НК "Самара" еще 7 декабря 2012 г., полагает, что не имеет отношения к данному юридическому лицу, решение о ликвидации не принимал.
В судебном заседании представитель Шилдаева В.Н. и Мусаева О.Г. доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Представитель ИФНС России по Красноглинскому району в судебном заседании поддержал апелляционные жалобы.
Индивидуальный предприниматель Коровкин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Октябрьским районным судом г. Самары по делу N 2-468/2016 было вынесено решение по иску ИП Коровкина А.А. к ЗАО "Нефтепромышленная компания "Самара" ИНН 6316169886 и Сисенгалиеву Е.М. о взыскании солидарно денежных средств по договору займа от 25.09.2015 N 1 в размере 500000 (Пятьсот тысяч) рублей, а также взыскании пени в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей, а также пошлины в размере 4100 руб. с каждого ответчика. По данному решению был выдан исполнительный лист, который предъявлен на исполнение в ОСП Октябрьского района.
Было возбуждено исполнительное производство 29.11.2016. В ЗАО "НК "Самара направлены запросы и в том числе наложен запрет на совершение регистрационных действий.
Также по решению Арбитражного суда Самарской области дело N А55-23363/2016 с закрытого акционерного общества "Нефтепромышленная компания "Самара" в пользу индивидуального предпринимателя Коровкина Александра Александровича взысканы расходы на проведение независимой сюрвейерской экспертизы в размере 29 000 руб. 58 коп.
Кроме того, АО "НК Самара" имеет задолженность перед иными кредиторами, что подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14465/2016.
Таким образом, АО "НК "Самара" было известно о задолженностях перед кредиторами, поскольку все судебные акты и документы по исполнительному производству были направлены в АО "НК "Самара". На судебных заседаниях АО "НК "Самара" присутствовал представитель общества, а также согласно данным исполнительного производства, общество обращалось 05.07.2017 года к судебному приставу за информацией по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении юридического лица.
Заявителю стало известно о внесенных изменениях в запись о юридическом лице и прекращении его деятельности после ознакомления со сведениями ЕГРЮЛ в отношении должника в режиме онлайн на портале налог.ру.
Данная информация из других источников не поступала. Никаких уведомлений в адрес кредитора ИП Коровкииа от АО "НК Самара" не поступало, что является нарушением требований ст. 20 ФЗ N 129, в соответствии с которой, на общество накладывается обязанность уведомить о начале ликвидационного процесса всех кредиторов, перед которыми имеются долговые обязательства.
По мнению заявителя, в действиях ликвидатора имеется умышленное сокрытие задолженности общества и желание уйти от необходимости исполнения судебных решений. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего все необходимые сведения, что является основанием для отказа в регистрации ликвидации на основании пп. а п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
Также заявитель указывает на то, постановлением судебного приставав был наложен запрет на регистрационные действия в отношении юридического лица.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "О акционерных обществах" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
Порядок ликвидации юридического лица устанавливается ст. ст. 61 -64 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 5 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о госрегистрации) определено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующим органом на основании представленного 04.12.2018 (вх. N 59984А) на государственную регистрацию пакета документов принято решение о государственной регистрации и в ЕГРЮЛ внесена запись 25.12.2018 ГРН 6186313679491 о принятии решения о ликвидации юридического лица АО "НК "САМАРА" и назначении ликвидатором Шилдаев В.Н.
Согласно п. 1. ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с п. 4. ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу п. 1. ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации АО "НК "САМАРА" было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации". Часть 1 N 29 (694) от 25.07.2018/981. Согласно опубликованному сообщению единственным участником АО "НК "САМАРА" (Решение N 1/л/2018 от 05.06.2018) принято решение о ликвидации Общества. Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования данного сообщения по адресу: 443068, г. Самара, Н.Панова, д. 6Б, л.А, к. 12.
Таким образом, срок для направления требований кредиторов АО "НК "САМАРА" составлял по 25.09.2018, после чего должен быть составлен и утвержден промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, должны быть произведены расчеты с кредиторами, и, в конечном счете, юридическое лицо будет ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что ликвидатору АО "НК "САМАРА" Шилдаеву В.Н. было известно о наличии требования заявителя еще до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Как указывает налоговый орган в отзыве и следует из материалов дела, в подписанном заявителем заявлении по форме N 16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом N 129-ФЗ случаях.
Инспекция указывает на то, что поскольку АО "НК "САМАРА" для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были представлены все необходимые документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, какие-либо возражения в регистрирующий орган не поступали, Инспекцией было принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении АО "НК "САМАРА".
Рассматриваемые правоотношения, возникающие в связи с исключением юридического лица в связи с ликвидацией организации из ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей", а также Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о госрегистрации записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
В силу положений пункта 3 статьи 20 данного Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о госрегистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридических лиц отражен и регламентирован положениями статей 61 - 64 ГК РФ.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В пункте 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
В силу пунктов 1, 3 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статья 10 ГК РФ определяет пределы осуществления гражданских прав, устанавливая, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.11.2011 N 7075/11, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчеты по таким обязательствам.
Судом установлено, что ликвидатором АО "НК "САМАРА" уведомление о ликвидации заявителю не направлялось.
Ликвидатору было известно о задолженностях перед кредиторами, поскольку все судебные акты и документы по исполнительному производству были направлены в АО "НК "Самара".
Вместе с тем, в ликвидационном балансе АО "НК "САМАРА ликвидатор не указал на наличие обязательств перед ИП Коровкиным А.А.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11 изложена позиция о недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05 марта 2013 года N 14449/12, согласно положениям ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.
Однако ликвидатор АО "НК "САМАРА" Шилдаев В.Н., зная о наличии задолженности перед ИП Коровкиным А.А. и иными кредиторами, не произвел расчеты с данным кредитором, составил и утвердил ликвидационный баланс без учета соответствующих обязательств ликвидируемого общества перед кредиторами. Материалами дела подтверждается довод заявителя о том, что ликвидатор АО "НК "САМАРА" Шилдаев В.Н. действовал недобросовестно.
Между тем, незаконными являются и действия налогового органа о внесении записи о прекращении деятельности АО "НК "САМАРА", поскольку соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ в нарушение требований действующего законодательства. У регистрирующего органа имелись все основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией юридического лица, поскольку проверка достоверности сведений проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Кроме того, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Труниной О.А. 08.02.2017 вынесено постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ N 63039/17/155349218 в отношении АО "НК "САМАРА" по исполнительному производству N 2550917/16/63039-ИП от 29.11.2016.
22.05.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Труниной О.А. вынесено постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ N 63039/17/155401872 в отношении АО "НК "САМАРА" по исполнительному производству N 2550917/16/63039-ИП от 29.11.2016.
31.07.217 судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Казарковым Р.Е. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 2550917/16/63039-ИП от 29.11.2016, также отменены все меры принудительного взыскания и ограничения.
31.07.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Бредихиной вынесены постановления о снятии запрета на внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении АО "НК "САМАРА" N 63039/17/155439733, N 63039/17/155439731.
Указанные постановления были обжалованы ИП Коровкиным А.А. Решением Октябрьского районного суда города Самары от 09.09.2019 дело N 2а-3359/19 постановления N 63039/17/155439733, N 63039/17/155439731 о снятии запрета на внесение изменений в ЕГРЮЛ N 63039/171155439733 от 31.07.2017 отменены. Решение вступило в законную силу.
В силу п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Согласно абз. а) п. 4.2. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Таким образом, внесение налоговым органом записи о прекращении деятельности АО "НК "САМАРА" повлекло причинение имущественного вреда ИП Коровкину А.А., поскольку обязанность по уплате денежных средств ликвидатором АО "НК "САМАРА" исполнена не была.
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов. Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
При этом достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, только если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Суд считает, что в рассматриваемом случае решение и действия ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 25.12.2018 по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - АО "НК "САМАРА" являются незаконными, поскольку при проведении ликвидации АО "НК "САМАРА" не были соблюдены требования действующего законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации), что нарушает права ИП Коровкина А.А. как кредитора АО "НК "САМАРА".
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Однако сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации является необоснованным. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N от 05.03.2013 N 14449/12.
При этом то обстоятельство, что регистрирующий орган не наделен полномочиями проводить правовую экспертизу представляемых на регистрацию документов, не может быть принято во внимание, поскольку отсутствие у регистрирующего органа соответствующих полномочий не является препятствием для реализации кредитором, чьи права нарушены внесением записи о ликвидации должника на основании недостоверных сведений, требовать от полномочных лиц устранения нарушения его прав всеми предусмотренными действующим законодательством способами, включая требование о признании незаконными действий государственного органа, осуществленных на основании недействительных документов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что недобросовестные действия ликвидатора АО "НК "САМАРА" Шилдаева В.Н. по предоставлению недостоверных сведений в ликвидационном балансе ликвидируемого общества, повлекли за собой введение в заблуждение регистрирующего органа, и как следствие, принятие неправомерного решения об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ, при не соблюденном порядке ликвидации.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного суда РФ от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011 N 7075/11, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013 N 14449/12, определении Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 304-КГ18-20364 по делу N А27-18563/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2020 по делу N А65-7889/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2017 по делу N А65-6615/2016, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2019 по делу N А78- 7664/2017 и др.
Доводы третьего лица о том, что заявителем не представлено доказательств обращения к ликвидатору с требованием кредитора, в установленный срок, судом первой инстанции обоснованно отклонены. Указанное обстоятельство само по себе не исключает установленного судом факта представления ликвидатором в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Доводы инспекции о том, что в случае недобросовестных действий ликвидатора должника, кредитор вправе, не оспаривая регистрацию ликвидации организации-должника в ЕГРЮЛ, предъявить иск к ликвидатору о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период ликвидации должника-организации в связи с утратой возможности получения денежных средств от ликвидированного юридического лица, в соответствии со ст. ст. 15, 393, 401, 1064, 1082 ГК РФ, также правильно отклонены судом как необоснованные.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа недействительным также является одним из способов защиты гражданских прав.
При этом в случае признания судом акта государственного органа недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (абзац 2 статьи 13 Гражданского кодекса).
Таким образом, поскольку с учетом ст. 12 ГК РФ право выбора предусмотренного законом способа защиты принадлежит заявителю, выбранный обществом способ защиты является надлежащим, соотносится с правом ИП Коровкина А.А. самостоятельно определить наиболее эффективный способ защиты права из предусмотренных законодательством способов, а также с учетом ст. 13 ГК РФ не препятствует впоследствии применить в целях восстановления нарушенного права иные способы защиты, в том числе предъявление требования о взыскании убытков.
Установив изложенные выше обстоятельства, а также, учитывая то, что установленный ГК РФ порядок ликвидации АО "НК "САМАРА" соблюден не был, в регистрирующий орган ликвидатором были представлены документы, содержащие недостоверные сведения, суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что Инспекцией при принятии решения и действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - АО "НК "САМАРА" от 25.12.2018 в связи с его ликвидацией нарушены требования законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также права и законные интересы ИП Коровкина А.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем на основании ст. 201 АПК РФ заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Шилдаева В.Н. аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Относительно апелляционной жалобы Мусаева О.Г. и его требования об исключении из числа третьих лиц, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не вправе исключить Мусаева О.Г. из числа лиц, участвующих в деле.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу N А55-2609/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2609/2019
Истец: ИП Коровкин Александр Александрович
Ответчик: Инспекция ФНС по Красноглинскому району города Самара Самарской области, Мусаев Олег Гаджимусаевич, Шилдаев Владимир Николаевич
Третье лицо: Мусаев О.Г., УФМС по Самарской области, Шилдаев В.Н.
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2588/2021
21.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11060/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2609/19
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2609/19