Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-2637/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-70080/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В.Захаровой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2020 года по делу N А40-70080/20, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства,
по иску Публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ИНН: 7725806898, ОГРН: 1137746982856)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общества "Первая Грузовая Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 657 020 руб.
Решением Арбитражного судом г. Москвы от 13 июля 2020 года по делу N А40-70080/20 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции, применив к заявленным требованиям положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), взыскал с ответчика в пользу истца 328 510 руб. штрафа, а также 16 140 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, вынесенное судом первой инстанции В обоснование доводов жалобы истец указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Определение суда о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлами размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В письменном отзыве по делу истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, в сентября-октябре 2019 года на железнодорожные станции Дальневосточной железной дороги прибывали под выгрузку вагоны, принадлежащие Акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (далее - АО "ПГК") на праве собственности, аренды или на другом законном основании.
После выгрузки грузов АО "ПГК", как отправителем порожних вагонов, оформлены транспортные железнодорожные накладные под погрузку вагонов. При этом, в соответствии с п.55 §4 "Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила), в графе 2 оборотной стороны накладной были указаны дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки.
Согласно п. 59 §4 Правил Перевозчик (ОАО "РЖД") в течение трех часов после получения запроса (в качестве формы запроса используется бланк накладной) от отправителя собственного порожнего вагона обязан рассмотреть запрос и либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожного вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.
На основании п.2 "Технологии рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов", в соответствии с приказом Минтранса России от 07.07.2015 N 214 (в ред. от 24.11.2016), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 04.09.2017 N 1773р (далее - Технология), и при наличии у отправителя договора об электронном обмене документами с применением электронной подписи, заключенного с ОАО "РЖД", запрос направляется в АС ЭТРАН в электронном виде с ЭП в форме бланка транспортной железнодорожной накладной. После принятия решения по запросу в АС ЭТРАН проставляется соответствующая запись в истории документа (согласован или отклонен), доступная для просмотра отправителю.
Согласно п. 5.4 Технологии расчетный срок доставки порожнего грузового вагона, предъявляемого к перевозке, определяется относительно даты приема порожнего вагона к перевозке, равной указанной в запросе дате предъявления порожнего вагона для перевозки.
При наличии согласованного запроса и оформленной отправителем в соответствии с "Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", утвержденными приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 39 (с изменениями, внесенными приказами Минтранса РФ от 25 декабря 2007 года N 196, от 3 октября 2011 года N 258), накладной Перевозчик вправе не принимать вагон для перевозки, если при приеме для перевозки выявлены нарушения требований Устава или правил перевозок железнодорожным транспортом либо в процессе осмотра обнаружены неисправности вагона или Уставом или иными нормативными правовыми актами допускается возможность прекращения или ограничения приема к перевозке (п. 65 §4 Правил заполнения перевозочных документов).
В нарушение указанных норм Перевозчиком своевременно не были согласованы уведомления от грузоотправителя, вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки (не заключен договор перевозки), в связи с чем, по вине ОАО "РЖД" вагоны АО "ПГК" простаивали на станциях выгрузки от 26 до 462 часов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 ФЗ от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку по вине Перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Таким образом, разница во времени после предъявления порожнего вагона для перевозки до даты приема вагона к перевозке является сверхнормативным простоем вагонов, за которую грузоотправителем - АО "ПГК" начислен штраф в соответствии со ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с части 13 статьи 44 Устава основанием, освобождающим перевозчика от ответственности, установленной статья 100 Устава, является задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов в связи с необеспечением своевременной уборки вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
Согласно статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, и односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса РФ должник обязан уплатить неустойку (штраф, пени), определенную договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, на основании вышеизложенного, за задержку по вине Перевозчика приема вагонов к перевозке, начислен штраф в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Во исполнение пункта 5 статьи 4 АПК РФ истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 20 января 2020 года N ИД/ФВлд-Ю-13-004/20 с требованием о возмещении штрафа.
Поскольку ответчик в удовлетворении требований истца отказал, последний обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем, удовлетворил их в полом объеме.
По мнению суда апелляционной инстанции, данный вывод суда первой инстанции являются верными и обоснованными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17- ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
АО "ПГК" является оператором подвижного состава и права истца при использовании принадлежащих вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (ОАО "РЖД"). Соответствующая правовая позиция о том, что владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, содержится в п. 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 г.
Из содержания приведенных норм права следует вывод о праве истца на предъявление иска о взыскании штрафа в случае нарушения перевозчиком ст. ст. 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод ответчика о том, что только в случае, когда АО "ПГК" (истец) получает статус "грузоотправитель", он наделяется правом предъявления перевозчику требования об оплате штрафа в соответствии со ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, несостоятелен.
В соответствии с п. 52 Правил для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке. В силу п. 54 Правил в качестве формы запроса используется бланк накладной.
Пунктом 59 Правил предусмотрена обязанность перевозчика рассмотреть запрос в течение трех часов с момента получения запроса от отправителя, если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона.
Согласно п. 67 Правил предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронной форме В системе АС ЭТРАН создаются заготовки железнодорожных накладных (запрос - уведомление на перевозку порожнего вагона). Все указанные в расчете истца заготовки (ж/д накладные) согласованы перевозчиком (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Оферта - это запрос уведомление (ж/д накладные) на перевозку вагона. Акцепт - это согласование перевозчиком запроса - уведомления (ж/д накладной).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если сторона приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным (п. 3 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, перевозчик, согласовав запрос - уведомление, тем самым, принял обязанность по перевозке вагона.
Кроме того, в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 04.09.2017 г. N 1773р "Об утверждении технологии рассмотрения запросов - уведомлений на перевозку порожних вагонов": в случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, в запросе проставляется (в графе "N визы" оригинала накладной) отметка "Согласовано" (п. 6.2); после принятия решения по запросу в АС ЭТРАН проставляется соответствующая запись в истории документа (согласован или отклонен), доступная для просмотра отправителю, имеющему соглашение об ЭОД (п. 6.3).
Следовательно, является доказанным факт того, что момент согласования запроса уведомления является датой создания согласованной ж/д накладной.
В п. 5.4 абц. 2 вышеназванного распоряжения ОАО "РЖД" N 1773р указано, что расчетный срок доставки порожнего грузового вагона, предъявляемого к перевозке, определяется относительно даты приема порожнего вагона к перевозке, равной указанной в запросе дате предъявления порожнего вагона для перевозки.
Таким образом, принятие вагона к перевозке не должно отличаться от времени согласования запроса уведомления (ж/д накладной), и перевозчик обязан принять вагоны к перевозке после согласования запроса, в нашем случае, ответчик наделен всеми исключительными полномочиями и только перевозчик может регулировать процесс оформления, приема вагонов к перевозке, используя при этом неограниченные информационные ресурсы различных систем ОАО "РЖД". Кроме того, раздел 7 распоряжения ОАО "РЖД" N 1773р содержит пункты, указывающие необходимость/обязанность ОАО "РЖД" вносить изменения в согласованную ж/д накладную, изменять даты приема порожних вагонов (п. 7.2.1.2.1, п. 7.2.1.2.2).
В соответствии со ст. 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, установленной ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, только если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
В соответствии с вышеприведенными нормами закона ответчиком были согласованы уведомления от собственника вагонов - истца, что отражено в расчете цены иска и подтверждается представленными истцом распечатками из системы ГВЦ ОАО "РЖД". Однако, как правомерно установлено судом, в нарушение установленного порядка по вине ответчика спорные вагоны простаивали на станциях выгрузки от 20 до 340 часов. Исходя из представленных истцом доказательств, а именно расчета с датами создания заготовок и датами приема вагонов к перевозке, сформированного из системы АС ЭТРАН ОАО "РЖД", возражения ответчика подлежат отклонению, поскольку они опровергаются материалами дела и не освобождают сторону от исполнения своих обязательств по договорам перевозки.
Согласно ч. 10 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза, или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки.
В соответствии с порядком приема грузов к перевозке, установленном в Правилах, истцом в АС ЭТРАН были созданы накладные на перевозку всех вагонов, указанных в расчете исковых требований. В нарушение Правил, ответчиком не были своевременно приняты к перевозке согласованные уведомлениями спорные вагоны. При этом, каких-либо мотивированных причин неприема, а также отказов в согласовании запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов не представлено.
Довод ответчика о том, что в ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не предусмотрена ответственность за несвоевременный прием порожнего вагона к перевозке (заключение договора перевозки), не обоснован, поскольку ч. 13 ст. 44 Устава не содержат указанного основания освобождения перевозчика от ответственности, установленной ст. 100 Устава.
Фактически истец основывается на данных, которые предоставляет ему ответчик - ОАО "РЖД", которые отражаются в информационных системах АС ЭТРАН, фиксируют все действия и операции с каждым конкретным вагонов. Каждый вагон фиксируется непосредственно сотрудниками ОАО "РЖД", при этом истец как собственник подвижного состава принимает во внимание конкретные даты и информацию, отображаемую в АС ЭТРАН, и исключительно на основании только этих данных производит операции с собственными вагонами (заадресовка/переадресация и т.д.). При этом ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что данные на бумажном носителе расходятся с данными, которые зафиксированы в информационных системах.
В материалы дела представлены первичные документы, а именно железнодорожные накладные на каждый спорный вагон, из которых усматривается, когда вагон был передан перевозчику и когда данный вагон был принят к перевозке. При этом железнодорожная накладная формируется непосредственно перевозчиком.
Истец не заявляет требования о взыскании штрафа за несвоевременное согласование запросов- уведомлений, а предъявляет штраф за несвоевременное принятие вагонов к перевозке, а равно несвоевременной уборке вагонов с путей выгрузки. Если нормативными документами установлены какие-либо временные ограничения на принятие, уборку вагонов тем самым законодатель и определил ответственность за несвоевременность исполнения определенных действий (принятие вагонов к перевозке). Ответчик, предоставив контррасчет, ссылался на памятки приемосдатчика.
Вместе с тем, как обоснованно указал Арбитражный суд г. Москвы, большая часть памяток приемосдатчиков указывает на уборку вагонов с подъездных путей клиентов в течение 1 минуты.
То есть, клиент/грузополучатель дает уведомление перевозчику о завершении выгрузки и готовности вагона к отправке в порожнем состоянии, при этом перевозчик, согласно памятке уборки - осуществляет уборку вагонов в течение 1 минуты, что является технологически невозможным.
Собственник вагонов, выполняя все предусмотренные действия, необходимые для отправки порожних вагонов, вносит плату за перевозку данных вагонов, при этом получает услугу не качественную, т.е. прием вагонов осуществляется с явными нарушениями действующих нормативных документов, тем самым, владелец вагона лишен возможности использовать собственный подвижной состав рационально и эффективно, так как из за задержки приема вагонов к перевозки, теряется смысл планирования и адресной заадресовки какому либо контрагенту на определенное время.
Действующая судебная арбитражная практика единообразна в вопросе о том, что профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Однако, вопреки доводам жалобы, ответчиком не представлено доказательств для освобождения его от ответственности.
В соответствии с п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, условия о сроках на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются с учетом технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Такой срок исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Ссылка ответчика на Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования является несостоятельной. АО "ПГК" не является стороной договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договоров на подачу и уборку вагонов.
В силу п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Из содержания приведенных норм права следует, что время задержки вагонов исчисляется как при наличии, так и при отсутствии договора. Ответчиком в опровержение по предъявленному к нему требованию не представлены какие-либо письменные доказательства, отвечающие критериям относимости, допустимости и достоверности.
Каких-либо доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых возникла бы невозможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств, в материалы дела ответчиком не представлено, соответственно, ответственность лиц, указанных в ст. 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, может наступить при наличии вины, при этом вина нарушителя выражается в непринятии им с должной степенью заботливости и осмотрительности всех необходимых мер для предотвращения нарушения.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2020 года по делу N А40-70080/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70080/2020
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"