г. Пермь |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А71-6303/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В., с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Удмуртской Республики, при участии:
от ответчика: Веснин С.Н., паспорт, по доверенности от 13.07.2020;
от третьего лица: Кострикин Д.С., по служебному удостоверению, по доверенности от 20.11.2020;
от истца представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 сентября 2020 года
по делу N А71-6303/2020
по иску муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (ОГРН 1021801592570, ИНН 1834028950)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 4" (ОГРН 1022302390461, ИНН 2315078029) (правопреемник ФГУП "Главное военно-строительное управление N 8"(ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790)
третье лицо: Военная прокуратура Центрального военного округа
о взыскании задолженности за капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 4"" о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный в размере 52 178 руб. 90 коп.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.06.2020 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
10.08.2020 года судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания.
В ходе предварительного судебного заседания судом удовлетворено ходатайство истца о замене стороны (ответчика) Федерального государственного предприятия "Главное военно-строительное управление N 8", г. Ижевск (ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790) на правопреемника в связи с реорганизацией в форме присоединения на Федеральное государственное предприятие "Главное военно-строительное управление N 4", г. Новороссийск (ОГРН 1022302390461, ИНН 2315078029).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2020 года (резолютивная часть от 22.09.2020) исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что между ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" и Военной прокуратурой Центрального военного округа, 19.12.2016 был заключен договор безвозмездного пользования федеральным имуществом N БП-3, сроком действия с 01.11.2016 по 31.12.2021. По его мнению, в соответствии с условиями договора N БП-3 от 19.12.2016 Военная прокуратура ЦВО обязана оплачивать коммунальные, административно-хозяйственные, эксплуатационные и другие услуги, связанные с содержанием помещений и поддержанием их в исправном состоянии.
Кроме того, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, поскольку Министерство обороны РФ на момент рассмотрения дела является собственником нежилого помещения, общей площадью 360,8 кв. м., этаж 1, номера на поэтажном плане 4-16, 13а, 34-44, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д.349.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое помещение площадью 360,8 кв.м. в доме N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (л.д.18-20).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска, оформленного протоколом общего собрания от 24.12.2013 между собственниками помещений и МУП СПДУ заключен договор управления МКД N0392/1.1 от 24.12.2013, по условиям которого управляющая компания от своего имени по поручению и за счет собственников, в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества и иной деятельности в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров,349, в объеме и на условиях, определенных Договором (п.1.1 Договора).
Общим собранием собственников помещений МКД N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета выбран истец (вопрос 4 протокола общего собрания от 16.01.2015).
МУП СПДУ открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта МКД N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска в Удмуртском отделении N8618 ПАО "Сбербанк России".
В период с 01.07.2018 по 31.03.2020 ответчик свои обязательства по оплате взносов за капитальный ремонт исполнил ненадлежащим образом.
Согласно расчету истца сумма долга ответчика перед МУП СПДУ составляет 52 178 руб. 90 коп.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав обоснованными и подтвержденными материалами дела требования истца о взыскании с ответчика задолженности по внесению платы на капитальный ремонт, иск удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав в судебном заседании пояснения явившегося представителей ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
В пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения, титульный владелец становится правообладателем нежилого помещения в связи, с чем у него возникает право пользования объектом недвижимости, равно как и обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых собственнику в процессе пользования им своим имуществом, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества МКД в равной мере распространяется на лиц, использующих помещение, как на праве собственности, так и на иных законных основаниях.
Таким образом, право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию (оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества МКД).
На лиц, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения, распространяются требования пункта 3 статьи 30, статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Нежилое помещение площадью 360,8 кв.м. в доме N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска, управление которым (МКД) осуществляет истец, в период с 01.07.2018 по 31.03.2020 принадлежало ответчику на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, ответчик, в силу положений статьи 210, 296 ГК РФ, пункта 3 статьи 30, статьи 153 ЖК РФ несет бремя содержания имущества, в том числе расходы по жилищно-коммунальным услугам.
Факт оказания истцом в спорный период услуг по договору управления в отношении указанного нежилого помещения, а также стоимость оказанных услуг, подтверждены материалами дела, ответчиком не опровергнуты.
То обстоятельство, что функции управляющей организации в отношении дома N 349 по ул. Коммунаров г. Ижевска в спорный период времени осуществлял истец, подтверждено протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Доказательств признания протокола собрания собственников недействительным либо принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом, как и доказательств, свидетельствующих о том, что функции управляющей организации в спорный период времени фактически осуществляло иное юридическое лицо, в материалы дела не представлено.
МУП СПДУ, являясь владельцем специального счета, в силу закона обязано осуществлять сбор денежных средств с собственников/пользователей помещений для надлежащего исполнения своих обязательств по договору управления МКД.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Статья 170 ЖК РФ предусматривает, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии со статьей 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, с учетом накопительного характера взносов на капитальный ремонт, все денежные средства, подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за капитальный ремонт должны быть зачислены на открытый истцом в кредитной организации (Удмуртское отделение N 8618 ПАО "Сбербанк России") специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, поскольку в настоящее время законодательно установлен именно такой порядок формирования фонда капитального ремонта.
Расчет взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009).
Методика расчета взносов на капитальный ремонт за спорный период соответствует действующему законодательству и ответчиком по существу не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Ответчик, с учетом его замены в порядке ст.48 АПК РФ, наличие и размер задолженности при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспаривал (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), доказательств оплаты долга в полном объеме в дело не представил, в связи с чем иск судом первой инстанции законно и обоснованно удовлетворен.
Довод ответчика, о возложении на Минобороны России обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт какими-либо доказательствами в ходе рассмотрения дела не подтверждён и основан на неверном толкование материального права.
Согласно выписке из ЕГРН в спорный период право хозяйственного ведения зарегистрировано за ответчиком, о чём внесена запись регистрации N 18- 18-01/018/2012-309 от 20.02.2012. ФГУП "ГВСУ N 4" является самостоятельным субъектом гражданского оборота и выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками отношений, соответственно, недостаточное финансирование не освобождает ответчика от исполнения принятых на себя гражданско-правовых обязательств.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховное Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Фе- дерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счёт для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о необходимости возложения обязанности по оплате коммунальных, административно-хозяйственных, эксплуатационных и других услуг на военную прокуратуру Центрального военного округа также не обоснован и подлежит отклонению.
Согласно части 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Хозяйственным ведением в гражданском праве Российской Федерации принято именовать имущественное право, в соответствии с которым государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом. Статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет пределы полномочий собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение, относительно данного имущества.
С учетом указанных норм права можно сделать вывод о наличии у ответчика, которому нежилое помещение принадлежит на праве хозяйственного ведения, обязанности нести расходы, как по содержанию помещения, так и по содержанию, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, пропорционально площади принадлежащего помещения.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение обязанности по его содержанию.
Таким образом, заслуживающих внимания доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности обжалуемого решения, апеллянтом не приведено, исходя из обстоятельств спора и материалов дела, основания для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Решение суда от 23.09.2020 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Поскольку определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 ответчику предоставлена отсрочка оплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, государственная пошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагается на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 102, 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2020 года по делу N А71-6303/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6303/2020
Истец: МУП г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление"
Ответчик: ФГУП "Главное военно-строительное управление N8" "ГВСУ N8"
Третье лицо: Военная прокуратура Центрального военного округа, ФГУП "ГВСУ N4"