г. Самара |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А55-15274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры города Сызрани на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-15274/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания Лето" (ИНН 7327067461), город Ульяновск,
к Прокуратуре города Сызрани, город Сызрань Самарской области,
с участием третьих лиц:
Управления Роспотребнадзора по Самарской области, город Самара,
Прокуратуры Самарской области, город Самара,
об оспаривании представления N 07-33-2020 от 20 мая 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая Компания Лето" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Прокуратуре города Сызрани (далее - прокуратура), с привлечением в качестве третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Самарской области, и Прокуратуры Самарской области, о признании незаконным представления N 07-33-2020 от 20 мая 2020 года об устранении нарушений законодательства в сфере розничной торговли спиртосодержащей продукции.
Решением суда от 20.10.2020 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Прокуратура, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу удовлетворении заявленных требований.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Самарской области от 20.12.2019 г. N ИсРАЙнд07/1-59157, а также решения о проведении проверки от 22.04.2020 г. N 164 прокуратурой города Сызрани проведена проверка исполнения ООО "ТК "Лето" законодательства при розничной продажи алкогольной продукции.
В ходе проверки от 23.04.2020 г. прокуратурой города Сызрани с участием представителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области установлено, что в торговом помещении ООО "ТК "Лето" по адресу: ул. Жуковского, д. 8, г. Сызрань, в нарушение санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утв. постановлением главного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. N 23, в месте хранения алкогольной продукции не обеспечено функционирование гидрометра.
В нарушение требований ГОСТ 32061-2013 "Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", ГОСТ 31711 -2012 "Пиво. Общие технические условия" и иных государственных стандартов в сфере оборота спиртосодержащей продукции хранение вина и винных продуктов организовано с нарушением санитарных условий, установленных производителями: стеллажи расположены напротив оконных проемов, температура помещения составляет +21 °С при требованиях производителей к температурному режиму от +5 °С до +20 °С, отсутствии прямых солнечных лучей.
Указанные нарушения прокуратура города Сызрани подтверждает фотофиксацией, а также заключением специалистов Роспотребнадзора по результатам проверки.
По мнению прокуратуры города Сызрани, причинами и условиями допущенных нарушений федерального законодательства стало ненадлежащее и формальное исполнение заместителем директора магазина Ликовой О.М. правил розничной торговли алкогольной продукцией при отсутствии контроля со стороны руководства общества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре РФ", прокуратурой города Сызрани обществу внесено представление N 07-33-2020 от 20.05.2020 г. с требованиями:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города Сызрани, принять конкретные и действенные меры к устранению отмеченных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и не допускать их в дальнейшем.
2. О дате, времени и месте рассмотрения настоящего представления уведомить прокуратуру города Сызрани для обеспечения участия представителя в его рассмотрении.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя директора магазина по ул. Жуковского, д. 8, г. Сызрань, Ликовой О.М. и иных лиц, ответственных за соблюдение организацией законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города Сызрани в установленный законом месячный срок. В случае привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности приложить копию приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Не согласившись с представлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, проведения контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок.
На основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В целях исполнения указанных требований законодательства постановлением главного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. N 23 введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01".
На основании п. 6.4, 7.5 указанных Правил хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что в торговом объекте по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского, д. 8, имеется гигрометр психометрический ВИТ-1, который расположен непосредственно у стеллажа с алкогольной продукцией, что соответствует требованиям п. 6.4 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. главным государственным санитарным врачом РФ, первый заместителем Министра здравоохранения РФ Г.Г. Онищенко 06.09.2001 г.
По вопросу температурного режима и отсутствию прямых солнечных лучей общество считает, что ГОСТ 32061-2013 носит рекомендательный характер и полагает, что указание в представлении на нарушение ГОСТ Р 55292-2012, ГОСТ 31711-2012 является ошибочным, так как на указанных в представлении стеллажах пивные напитки, пиво не хранятся и распложены в другой части торгового зала.
В обжалуемом представлении не указано какая именно алкогольная продукция хранится с нарушением температурного режима и при прямом попадании солнечных лучей.
Общество, ссылаясь на п. 1, 3 ст. 6 Закона о прокуратуре, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015 г., ст. 17.7 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда РФ, указывает на то, что если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
Обжалуемое представление общество считает нарушающим права заявителя и создающим препятствия к их осуществлению.
В обоснование возражений прокуратура города Сызрани считает оспариваемое представление законным и обоснованным, т.к. выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки и подтверждается средствами фотофиксации, а также справкой о проведенной проверке специалистов Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
С доводами общества о том, что на оконных конструкциях имеются полиэтилентерефталатные пленки, которые препятствуют попаданию солнечного света, прокуратура не согласна, так как из фототаблиц данное обстоятельство не усматривается, и согласно сертификату соответствия ООО "Градиент", представленного обществом, ни один вид тонирующей солнцезащитной пленки ООО "Градиент" не имеет 100 % перекрытия солнечных лучей.
Ссылаясь на положения п. 2 ст. 1, ст. ст. 21, 22 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре РФ", прокуратура указывает на то, что представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке, а возможность судебного обжалования решений прокурора сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Исследовав материалы дела, суд правильно посчитал доводы общества обоснованными, а доводы прокуратуры несостоятельными и отклонил, поскольку как установлено судом и не отрицается прокуратурой, в торговом объекте по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского, д. 8, имеется гигрометр психометрический ВИТ-1, который расположен непосредственно у стеллажа с алкогольной продукцией, что соответствует требованиям п. 6.4 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. главным государственным санитарным врачом РФ, первый заместителем Министра здравоохранения РФ Г.Г. Онищенко 06.09.2001 г. Согласно сертификату соответствия N РОСС КЯ.04ЖИГ0.00021 пленки полиэтилентерефталатные - тонирующие солнцезащитные пленки, а согласно информации на этикетке на напиток спиртной газированный "Вилла Бланка. Фрут" - температура хранения от +10 до +25 град. С, что указывает на соблюдение обществом требований стандартов и правил.
Что же касается довода прокуратуры о том, что ни один вид тонирующей солнцезащитной пленки ООО "Градиент" не имеет 100 % перекрытия солнечных лучей, суд посчитал его несостоятельным и отклонил, так как он не подтвержден документально, и каких либо других доказательств, подтверждающих неправомерность действий общества, прокуратурой ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлено.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу том, что оспариваемое представление внесено обществу необоснованно, а поэтому заявление общества подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2020 года по делу N А55-15274/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15274/2020
Истец: ООО "ТК ЛЕТО", ООО "Торговая Компания Лето"
Ответчик: Прокуратура г.Сызрани Самарской области, Прокуратура города Сызрани
Третье лицо: Прокуратура Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области