г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А41-21045/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" - Кокорин А.В. представитель по доверенности от 07.02.2020 года,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (Территориальный отдел N 26 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области") - Крахоткин Д.Ю. представитель по доверенности от 23.04.2020 года,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Уютное заречье" - Артамонова О.А. представитель по доверенности от 24.07.2020 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 по делу N А41-21045/20 по заявлению открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (Территориальный отдел N 26 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области") о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ОАО "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее -Госжилинспекция, заинтересованное лицо, административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене предписания N 08ог/26-1331-24-26-2019 от 27.11.2019.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Уютное заречье" (далее - ООО "Уютное заречье").
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 81-83 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица и третьего лица возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.11.2019 сотрудниками Госжилинспекции на основании распоряжения от 08.11.2019 N 08ОГ/26-1331-24-26-2019, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "НПТО ЖКХ" с целью проверки фактов, изложенных в обращениях, по вопросу проверки правильного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, г. Ногинск: ул. Декабристов, д. 3; ул. Белякова, д. 2 корп. 1 и корп. 3.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что ОАО "НПТО ЖКХ" в нарушение требований пункта 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет коммунальной услуги "отопление" за сентябрь и октябрь 2019 года произведен по нормативам потребления без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.11.2019 N08ОГ/26-13331-24-26-2019.
С целью устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание от 27.11.2019 N 08ОГ/26-1331-24-26-2019, которым в срок до 13.01.2020 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: выполнить перерасчет платы за отопление за сентябрь и октябрь 2019 года для указанных многоквартирных домов. Расчет производить по показаниям ОДПУ тепловой энергии.
Не согласившись с выданным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании предписания незаконным и его отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 данный государственный орган Московской области преобразован в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 (далее - Положение о ГЖИ) определено, что основными задачами Госжилинспекции Московской являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований; проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг; лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 11 Положения о ГЖИ).
К полномочиям Госжилинспекции относится организация и проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со ст.ст. 9-12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных ч.ч. 4.1 и 4.2 ст. 20 ЖК РФ (п. 12.4 Положения о ГЖИ).
Пунктом 12.5 Положения на Госжилинспекцию возложены полномочия по принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также мер по недопущению нарушений обязательных требований.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч. 3 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, жилищным законодательством прямо предусмотрена обязанность граждан и организаций оплачивать коммунальные услуги на основании платежных документов.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 3; ул. Белякова, д. 2 корп. 1 и корп. 3, расчет платы за отопление в сентябре-октябре 2019 года жителям производился по нормативу, а не по показаниям установленного ОДПУ.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, их неисправности или нарушения сроков представления их показаний.
В силу пункта 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила коммерческого учета) количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с абзацем 4 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
По смыслу вышепоименованных норм действующего законодательства, объем потребленных коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии (отопление), подлежит определению на основании показаний приборов учета.
Законодательство в сфере теплоснабжения устанавливает приоритет приборного метода определения количества потребленного ресурса перед расчетным, так как он указывает на фактический, реальный объем полученного потребителем ресурса, а расчет платы по нормативам лишь определяет предположительный объем.
Согласно пункту 73 Правил коммерческого учета перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что управляющей компанией в связи с истечением срока поверки ОДПУ на отопление в многоквартирных домах, в летний период 2019 года проведена поверка.
Управляющая организация подала заявку в ОАО "НПТО ЖКХ" о проведенной поверке ОДПУ на отопление и необходимости ввода в эксплуатацию ОДПУ, что подтверждается письмом N 179 от 12.08.2019. В соответствии с пунктом 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Поскольку заявитель для составления актов не явился, управляющая организация оформила в одностороннем порядке Акты ввода в эксплуатацию ОДПУ на отопление в многоквартирных домах.
Показания ОДПУ по отоплению по всем многоквартирным домам за сентябрь 2019 года управляющей организацией переданы в ОАО "НПТО ЖКХ" на официальный адрес электронной почты mail@teplo-v-doma.ru.
Показания ОДПУ за октябрь 2019 года переданы в ОАО "НПТО ЖКХ" вместе с сопроводительным письмом 01.11.2019 N 248.
Однако, ОАО "НПТО ЖКХ" произвело расчет размера платы за предоставленные коммунальные ресурсы собственникам помещений исходя из норматива, а не по показаниям ОДПУ.
При этом заявитель апелляционной жалобы отождествляет понятия "узла учета" и "ОДПУ".
В соответствии с п. 3 Правил коммерческого учета "прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 коллективный (общедомовый) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно актам допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя узлы учета после из изготовления и монтажа были введены в эксплуатацию в 2016 году, повторного ввода в эксплуатацию не требовали.
В установленном порядке управляющей организацией в специализированной организации заказаны услуги по осуществлению поверки "Узла учета тепловой энергии", специалистами выданы соответствующие свидетельства, оснований полагать, что специалистами не были поверены какие-либо "компоненты" узла учета не имеется.
Ссылка общества на то, что датчики давления, манометры также не прошли поверку, не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку заявитель не предоставил доказательств того, что данные датчики были первоначально в 2016 году смонтированы и установлены, в то время как в составе приборов узла учета не значатся, в акте ввода узла учета не поименованы.
Кроме того, датчики давления, манометры в ценообразовании не участвуют, на манометры свидетельства о поверке не выдаются.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в силу п. 120 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, результаты измерения давления в системах водяного теплоснабжения и ГВС потребителей для определения энтальпии не используются Отсутствие результатов измерения давления в системах водяного теплоснабжения и ГВС не является нештатной ситуацией для измерения тепловой энергии и теплоносителя.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что ранее, в отопительный период 2018 - 2019 гг. в домах по адресам: г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 108, д. 110, ул. Новая, д. 12, обществом принимались к учету отчеты о теплопотреблении с ОДПУ, также введенных в эксплуатацию в одностороннем порядке управляющей компанией, после спорного периода (с 01 ноября 2019 года) новая теплоснабжающая организация также осуществляет расчет платы за отопление на основании показаний ОДПУ, т.е. считает приборы в установленном порядке поверенными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 года по делу N А41-21045/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21045/2020
Истец: ОАО "НПТО ЖКХ"
Ответчик: ГУ Территориальный отдел N26 МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: ООО "Уютное Заречье", ГУ ГЖИ по МО