город Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А41-21045/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "НПТО ЖКХ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Ковалева Н.Ю. (дов. N 80-И от 19.04.2021 г.);
от третьего лица ООО "Уютное заречье": не явились, извещены;
рассмотрев 27 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "НПТО ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2020 г.,
по делу N А41-21045/20
по заявлению открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания от 27 ноября 2019 г. N 08ог/26-1331-24-26-2019,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Уютное заречье",
УСТАНОВИЛ: 27 ноября 2019 г. на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Московской области (далее - Госжилинспекция Московской области) от 08 ноября 2019 г. N 08ОГ/26-1331-24-26-2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ОАО "НПТО ЖКХ", общество, заявитель) с целью проверки информации, изложенной в обращении граждан по вопросу правильности осуществления расчета платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 3; ул. Белякова, д. 2 корп. 1 и корп. 3 (далее - многоквартирные дома).
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "НПТО ЖКХ" в нарушение требований пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), произвело расчет коммунальной услуги "отопление" за сентябрь и октябрь 2019 года по нормативам потребления без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27 ноября 2019 г. N 08ОГ/26-13331-24-26-2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
27 ноября 2019 г. Госжилинспекцией Московской области выдано предписание N 08ОГ/26-13331-24-26-2019, в соответствии с которым ОАО "НПТО ЖКХ" необходимо в срок до 13 января 2020 г. устранить выявленные нарушения и выполнить перерасчет платы за отопление за сентябрь и октябрь 2019 года для указанных многоквартирных домов. Расчет производить по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.
Считая свои права нарушенными, ОАО "НПТО ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным предписания от 27 ноября 2019 г. N 08 ОБ-560-35-20-2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Уютное заречье" (далее - ООО "Уютное заречье", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "НПТО ЖКХ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что судами дана неправильная оценка порядку осуществления проверки готовности узла учета к эксплуатации в соответствие с действующими нормами законодательства, в полной мере не проверено соответствие заявки и приложенным к ней документам установленным требованиям, а также соответствия узла учета требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, полагая, что тем самым управляющим организациям позволено игнорировать требования Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034), и Правила N 354, не исполнять обязанности по проверке всех входящих узлов в узел учета, средств измерений подлежащих проверке и вводить приборы учета в одностороннем порядке и снять ответственность с управляющих компаний за неиспользование обязанностей по надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета, их осмотров, технического обслуживания и проверки, а также возлагают ответственность и риски за ведение коммерческого учета при приборам учета не соответствующим требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на ресурсоснабжающую организацию.
В отзывах на кассационную жалобу Госжилинспекция Московской области и ООО "Уютное заречье" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Госжилинспекции Московской области с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители ОАО "НПТО ЖКХ" и ООО "Уютное заречье" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Госжилинспекции Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу части 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлен Правилами N 1034.
Согласно пункту 73 Правил N 1034 коммерческого учета перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
В пункте 111 Правил N 1034 указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома установлен пунктом 42 (1) Правил N 354.
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за отопление в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
Объем потребленных коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии (отопление), подлежит определению на основании показаний приборов учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует положениям действующего законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку факт нарушения обществом норм действующего законодательства при выставлении платы за отопление в сентябре - октябре 2019 г. жителям многоквартирных домов установлен, расчет производился по нормативу, а не по показаниям установленного общедомового прибора учета.
При этом судами установлено, что управляющая организация - ООО "Уютное заречье" в соответствии с пунктом 81(2) Правил N 354 подала заявку в ОАО "НПТО ЖКХ" о проведенной поверке общедомового прибора учета на отопление и необходимости ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, что подтверждается письмом от 12 августа 2019 г. N 179, однако заявитель для составления актов не явился, в связи с чем управляющая организация оформила в одностороннем порядке акты ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета на отопление в многоквартирных домах.
Показания общедомового прибора учета по отоплению по всем многоквартирным домам за сентябрь 2019 года управляющей организацией переданы в ОАО "НПТО ЖКХ" на официальный адрес электронной почты mail@teplo-v-doma.ru.
Показания общедомового прибора учета за октябрь 2019 года переданы в ОАО "НПТО ЖКХ" сопроводительным письмом 01 ноября 2019 г. N 248.
Между тем, ОАО "НПТО ЖКХ" произвело расчет размера платы за предоставленные коммунальные ресурсы собственникам помещений исходя из норматива, а не по показаниям общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах суды признали, что действия ООО "Уютное заречье" по составлению односторонних актов ввода общедомового прибора учета на отопление в эксплуатацию правомерны.
Судами также принято во внимание, что согласно актам допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя узлы учета после из изготовления и монтажа были введены в эксплуатацию в 2016 году, повторного ввода в эксплуатацию не требовали.
Управляющей организацией - ООО "Уютное заречье" в установленном порядке в специализированной организации заказаны услуги по осуществлению поверки "Узла учета тепловой энергии", специалистами выданы соответствующие свидетельства, в связи с чем оснований полагать, что специалистами не были проверены какие-либо "компоненты" узла учета у не имеется.
Отклоняя ссылку общества на то, что датчики давления, манометры также не прошли поверку, суды указали на то, что заявителем не предоставлены доказательств того, что данные датчики были первоначально в 2016 году смонтированы и установлены, в то время как в составе приборов узла учета не значатся, в акте ввода узла учета не поименованы.
Кроме того, датчики давления, манометры в ценообразовании не участвуют, на манометры свидетельства о поверке не выдаются.
Судами сделан вывод о том, что оформленные без замечаний акты и паспорта готовности жилых домов к отопительному сезону свидетельствуют о выполнении обществом "Уютное заречье" мероприятий по своевременному проведению поверки и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета на отопление.
При этом суды исходили из того, что сроки поверки приборов учета не истекли, замечания к актам обследования узлов учета тепловой энергии не направлялись, факт опломбирования при проведении поверки узлов учета подтвердил их исправность.
Судами также принято во внимание, что в отопительный период 2018 - 2019 г.г. в многоквартирных домах обществом принимались к учету отчеты о теплопотреблении с общедомового прибора учета, также введенных в эксплуатацию в одностороннем порядке управляющей компанией, с 01 ноября 2019 г. новая теплоснабжающая организация также осуществляет расчет платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета, то есть считает приборы в установленном порядке поверенными.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2020 г. по делу N А41-21045/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "НПТО ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует положениям действующего законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку факт нарушения обществом норм действующего законодательства при выставлении платы за отопление в сентябре - октябре 2019 г. жителям многоквартирных домов установлен, расчет производился по нормативу, а не по показаниям установленного общедомового прибора учета.
При этом судами установлено, что управляющая организация - ООО "Уютное заречье" в соответствии с пунктом 81(2) Правил N 354 подала заявку в ОАО "НПТО ЖКХ" о проведенной поверке общедомового прибора учета на отопление и необходимости ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, что подтверждается письмом от 12 августа 2019 г. N 179, однако заявитель для составления актов не явился, в связи с чем управляющая организация оформила в одностороннем порядке акты ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета на отопление в многоквартирных домах."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2021 г. N Ф05-7090/21 по делу N А41-21045/2020