Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2021 г. N Ф07-2583/21 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А21-3807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Харина И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Гусева А.А. по доверенности от 09.01.2020
от ответчика (должника): Митирева Т.С. по доверенности от 17.07.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23283/2020) ООО Управляющая компания "Управление жилыми домами " на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2020 г. по делу N А21-3807/2020 (судья Талалас Е.А.), принятое
по заявлению Государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к ООО Управляющая компания "Управление жилыми домами "
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, г. Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, лит. ХI, ОГРН 1023900588920 (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управление жилыми домами", адрес: 238150, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Садовая, д. 21А, ОГРН 1083914000037 (далее - ответчик, Общество) 1 451 194,50 руб. задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 29.02.2020 года, 156 408,36 руб. пени за период с 10.02.2019 по 03.04.2020 года.
Решением суда от 08.07.2020 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ответчик не был надлежащим образом извещен о принятии искового заявления к производству и назначении судебного заседания, что лишило его возможности представить доказательства по делу, участвовать в судебном заседании. Также Общество ссылается на то, что на ответчика возложена обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО, за дома, которые, в спорный период не находились в управлении ООО Управляющая компания "Управление жилыми домами", что подтверждается информацией, размещенной на портале ГИС ЖКХ. Кроме того, договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами заключен не был и в адрес ответчика истцом не направлялся.
Определением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 произведена замена состава суда, рассматривающего настоящее дело, судья Трощенко Е.И., находящаяся в очередном отпуске, заменена на судью Будылеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании, состоявшемся 10.12.2020, представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копий договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам конкурсного отбора управляющей организации, проведенного Администрацией МО "Черняховский муниципальный район" 29.03.2012; Актов, постановления о списании аварийных жилых домов; сопроводительного письма Администрации МО "Черняховский городской округ" с выпиской из реестра МКД МО "Черняховский городской округ".
Представитель Предприятия доводы жалобы отклонил, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества; писем Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 28.12.2019, 10.01.2020.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд апелляционной инстанции считает необходимым приобщить представленные сторонами документы к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Истец, действующий на основании лицензии N (39) - 4360 - СТУРБ от 08.09.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
На основании части 4 статьи 24.7 N 89-ФЗ и пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641" (далее - Правила), договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается по типовой форме между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления. Указанный договор является публичным.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) https://dom.gosuslugi.ru, ООО УК "Управление жилыми домами" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 039 000107 от 06.05.2015.
С 01.01.2019 по настоящее время правоотношения ГП КР "ЕСОО" и ООО УК "Управление жилыми домами" регулируются публичным договором N 212200949 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который считается заключенным между истцом и ответчиком, вступившим в силу с 01.01.2019.
При этом в нарушение п.п.8(5)-8(7) раздела I(1) Правил, подпункта 1 части 1 статьи 161 ГК РФ Общество не подало заявку и не заключило в письменной форме договор с ГП КО "ЕСОО" на оказание услуг по обращению с ТКО.
В период с 01.01.2019 по 29.02.2020 истец ежемесячно формировал и предоставлял ответчику акты оказанных услуг, счете, счета-фактуры по электронной почте до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) https://dom.gosuslugi.ru, по состоянию на 23.01.2019 в управлении ответчика находилось 176 многоквартирных домов. В дальнейшем в связи с поступлением протоколов общих собраний собственников помещений МКД о заключении прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО либо в связи с исключением домов из лицензии управляющей компании, истцом были произведены соответствующие корректировки расчетов.
Однако оплата за оказанные в спорный период услуги, ответчиком произведена не была, в результате чего образовалась задолженность в размере 1 451 194,50 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный в суд с настоящим иском.
Признав требования Предприятия обоснованными по праву и размеру, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, пришла к следующему
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пунктам 6, 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора. В случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
В силу пункта 1 статьи 432 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 435 Кодекса офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В пункте 1 статьи 438 Кодекса определено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что возникновение договорных отношений между истцом и ответчиком по обращению с ТКО Предприятия связывает с началом осуществления им деятельности как регионального оператора на территории Калининградской области (01.01.2019).
Вместе с тем, какие-либо доказательства, подтверждающие направление в адрес Общества проекта договора, в материалах дела отсутствуют.
При этом и сам факт оказания услуг в спорный период также не подтверждается материалами дела. Доводы истца о подтверждении факта оказания со ссылками на акты, не могут свидетельствовать в пользу возникновения отношений регионального оператора с ответчиком.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления указанных актов в адрес Общества.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с доводом ответчика о том, что многоквартирные дома в спорный период не находились в управлении Общества.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 5 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 162 ЖК РФ Договор управления многоквартирным домом заключается: в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года.
В данном случае, как следует из представленных ответчиком копий договоров, договоры управления многоквартирными домами заключены Обществом 29.03.2012 на основании результатов открытого конкурса по отбору Управляющей организации, проведенного Администрацией МО "Черняховский муниципальный район", отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 29.03.2012 года.
В соответствии с пунктом 10 указанных договоров управления, договор заключен на 3 года и вступает в действие с 29.03.2012 года.
Условие о пролонгации действия договора данные договоры не содержат.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2019 ответчик не являлся управляющей организацией в отношении спорных домов.
Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, представленными Администрацией МО "Черняховский городской округ", из которых следует, что управляющими организациями в отношении спорных домов, требования по которым предъявлены Предприятием, после 01.04.2015 являлись иные организации, а также информацией, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) https://dom.gosuslugi.ru.
При этом суд апелляционной инстанции критически относится к сведениями, представленным Предприятием относительно наличия у Общества в управлении МКД, поскольку согласно представленным истцом сведениям в управлении Общества находятся, в том числе МКД, расположенные по адресу: ул. Победы, 5-в; ул. Победы, 10; ул. Победы, 14; ул. Туннельная, 9, в то время как согласно постановлению Администрации МО "Черняховский муниципальный район" от 11.12.2015 N 1968 указанные аварийные дома на основании актов от 25.11.2015, списаны.
Таким образом, поскольку истцом не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что Общество в период с 01.01.2019 по 29.02.2020 являлось управляющей организацией в отношении домов, указанных истцом, а их представленных ответчиком доказательств следует, что последний не обладал статусом управляющей организации, то предъявление к нему истцом требований об оплате задолженности и неустойки за указанный период является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковое заявление Государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2020 по делу N А21-3807/2020 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управление жилыми домами" 3 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3807/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ " УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ "
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27022/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1924/2023
28.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36390/2022
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7667/2022
28.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3343/2022
08.10.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3807/20
28.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2583/2021
25.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23283/20
08.07.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3807/20