г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А40-87621/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифоровой Г.М. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНИ
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2020 по делу N А40-87621/20,
принятое судьей Уточкиным И.Н., в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ДВ-ТОРГ"
к МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНЕ
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДВ-ТОРГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган, административный орган) о взыскании процентов в сумме 704 986,46 рублей.
Определением от 29.05.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в марте - июне 2016 года, во исполнение внешнеторгового Контракта ООО "ДВ-ТОРГ" (далее по тексту - Заявитель) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило в Московской областной таможне по ДТ N N 10130210/170516/0011408, 10130210/160616/0014594, 10130210/090316/0005143, 10130210/020316/0004704, 10130210/040516/0010043, 10130210/020616/0013172, 10130210/030616/0013332, 10130210/070616/0013589, товар.
При таможенном оформлении товара, по каждой из ДТ его таможенная стоимость была определена Заявителем на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод), предусмотренного Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможенный орган принимал решения о проведении дополнительных проверок таможенной стоимости.
Согласно материалам дела, товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Разделом V Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" установлено, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ, перечень изменений и (или) дополнении, вносимых в сведения, указанные в ДТ, основания внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС.
В случае если в таможенный орган не была представлена КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС либо представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом.
Пунктом 3 ст. 154 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дни обнаружения факта неисполнения обязательства.
Следовательно, после заполнения форм ДТС и КДТ таможенным органом зачет денежного залога в счет погашения задолженности должен быть произведен не позднее трех рабочих дней: по ДТ 10130210/170516/0011408 дата КДТ 24.03.2017, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 26.03.2017, по ДТ 10130210/160616/0014594 дата КДТ 22.12.2016, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 24.12.2016, по ДТ 10130210/090316/0005143 дата КДТ 3 06.06.2016, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 08.06.2016, по ДТ 10130210/090316/0004704 дата КДТ 08.12.2016, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 10.12.2016, по ДТ 10130210/040516/0010043 дата КДТ 30.12.2016, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 01.01.2017, по ДТ 10130210/020616/0013172 дата КДТ 03.04.2017, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 05.04.2017, по ДТ 10130210/030616/0013332 дата КДТ 25.02.2017, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 27.02.2017, по ДТ 10130210/070616/0013589 дата КДТ 28.12.2016, решение о зачете денежного залога должно быть принято до 30.12.2016.
Не согласившись с решениями таможенного органа о корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров по спорным ДТ, общество обратилось в арбитражный суд.
Решениями Арбитражного суда города Москвы по делам N N А40-115984/19, А40-115894/19; А40- 185736/16; А40-113665/19, А40-115901/19; А40- 115857/19; А40-115877/19; А40-113700/19, вступившими в законную силу, признаны незаконными решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ.
В дальнейшем ООО "ДВ-ТОРГ" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Таможенный орган произвел возврат денежных средств.
В соответствии с п. 34 Приказа ФТС России от 24.08.2018 N 1329 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" возврат плательщикам уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов.
Денежные средства по ДТ N N 10130210/170516/0011408, 10130210/160616/0014594, 10130210/090316/0005143, 10130210/020316/0004704, 10130210/020616/0013172, 10130210/030616/0013332, 10130210/070616/0013589 были зачтены в счет авансовых платежей, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств.
Денежные средства по ДТ N 10130210/090316/0005143 возвращены на расчетный счет общества 06.07.2018, что подтверждается платежными поручениями N N 291292 от 06.07.2018, 291252 от 06.07.2018, 291280 от 06.07.2018, 291351 от 06.07.2018.
Принимая решение о необоснованной корректировке таможенной стоимости по заявленным ДТ, и производя зачет денежных средств, внесенных в качестве обеспечительных платежей, таможенный орган фактически произвел принудительное взыскание за счет указанных залогов.
Учитывая, что впоследствии указанные выше решения таможни по таможенной стоимости были признаны незаконными, Общество имеет право на получение процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты па сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В данном случае начальную дату начисления процентов Заявитель определил со дня, следующего за днем, которым истекает трехдневный срок, отведенный для принятия решения о зачете денежного залога, установленный пунктом 3 ст. 154. Федерального закона от 27.11.2010 N 31 1-ФЗ.
В соответствии с указанием N 3894-У от 11.12.2015 г. Банка России с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Пункт 5 статьи 154 главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) устанавливает, что при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежною залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Принятие таможенным органом решения об обращении взыскания на сумму денежного залога на основании ст. 154 Закона "О таможенном регулировании" свидетельствует о принудительном взыскании денежных средств за счет денежного залога.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховною Суда РФ от 26.1 1.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" установлено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ) до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Пунктом 9 ст. 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
По смыслу п. 9 ст. 147 Закона N 311-ФЗ проценты подлежат выплате таможенным органом одновременно с возвратом таможенных платежей, из чего следует вывод, что в день возврата таможенных платежей декларант располагает информацией об исполнении (или не исполнении) таможенным органом обязанности по возврату и процентов.
В данном случае проценты таможенным органом выплачены не были, доказательств иного суду не представлено.
В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов признаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размере которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС определено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин.
Правила возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регламентированы в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При этом, судом первой инстанции отклонен довод отзыва ответчика и представленный им контррасчет ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа, принимаемому по заявлению плательщика (его правопреемника).
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" содержит разъяснение, согласно которому выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Согласно расчета истца, общая сумма процентов начисленных на суммы излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ составила 704 986 руб. 46 коп.
Расчет процентов проверен повторно судом апелляционной инстанции и признан верным, оснований для перерасчета не усматривается. Суд первой инстанции правомерно отклонил довод о неправильном расчете процентов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, однако не опровергают их, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание как основания для отмены решения суда.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 по делу N А40-87621/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87621/2020
Истец: ООО "ДВ-ТОРГ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ