Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2021 г. N Ф07-2528/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 декабря 2020 г. |
Дело N А44-1450/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 июня 2020 года по делу N А44-1450/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" (ОГРН 1135321001639, ИНН 5301003692; адрес: 175000, область Новгородская, район Батецкий, поселок Батецкий, улица Лесная, дом 3а; далее - ООО "ТК Новгородская", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании недействительным предписания от 28.02.2020 N ЖН-304-20, на основании которого заявитель обязан в срок до 02.04.2020 отменить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению на общедомовые нужды (далее - ОДН), предъявленную потребителям жилых помещений N 6 в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Новгородская область, Старорусский район, деревня Медниково, улица 40 лет Победы, дом 16, с ноября 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Доверие" (далее - ООО "Доверие"), Яковлева Татьяна Петровна.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТК Новгородская" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что система центрального отопления в спорном МКД не демонтирована, факт отопления МКД от центрального отопления ответчиком и третьими лицами не оспаривался. Также считает, что частичная обмотка полиэтиленовой пленкой стояков центрального отопления в подъезде не может являться доказательством фактического отсутствия отопления в местах общего пользования, которые, как настаивает апеллянт, имеются и предусмотрены в техническом паспорте на спорный жилой дом.
Комитет и Яковлева Т.П. в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Доверие" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Как усматривается в материалах дела, комитетом в связи с поступлением обращения от 24.01.2020 N ЖИ-709-В собственника квартиры N 6 в МКД, расположенного по адресу: Новгородская область, Старорусский район, деревня Медниково, улица 40 лет Победы, дом 16, по вопросу необоснованного начисления платы за отопления на ОДН комитетом на основании приказа от 19.02.2020 N 250-20 по проведено обследование МКД и установлено, что дом состоит из 8 квартир и одного подъезда.
По результатам данного обследования комитетом составлен акт от 21.02.2020 N 250-20 (том 1, лист 132), в котором зафиксировано, что в указанном МКД имеется техническое подполье. В подъезде (местах общего пользования) данного дома радиаторы отопления отсутствуют, на первом и втором этажах проходит трубопровод отопления с врезкой в квартиры, трубопровод заизолирован. Разводка системы отопления проходит под потолками квартир вторых этажей. В чердачном помещении инженерные сети отсутствуют. В квартире N 6 индивидуальное отопление (установлено газовое оборудование).
С целью рассмотрения обращения жильца квартиры N 6 спорного МКД комитетом на основании приказа комитета от 26.02.2020 N ЖН-304-20 в отношении ООО "ТК Новгородская" проведена внеплановая документарная проверка с целью соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений МКД, расположенного по адресу: Новгородская область, Старорусский район, деревня Медниково, улица 40 лет Победы, дом 16 (том 1, лист 133).
По результатам проверки комитетом составлен акт от 28.02.2020 N ЖН-304-20, в котором отражено, что на основании пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), общество, которое является ресурсоснабжающей организацией, одновременно является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в спорном МКД. Вместе с тем, так как в МКД отсутствует оборудование, потребляющее тепловую энергию в местах общего пользования (на ОДН), то фактически коммунальная услуга по отоплению на ОДН исполнителем не предоставляется и соответственно потребители дома указанную услуг не получают и не потребляют, в связи с этим у ООО "ТК Новгородская" отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД, у которых произведено переустройство жилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии.
По итогам проверки комитет пришел к выводу, что в связи с отсутствием в МКД оборудования, потребляющего тепловую энергию в местах общего пользования (на ОДН), общество в нарушение подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил N 354 неправомерно выставляло собственнику квартиры N 6 названного дома плату за отопление на ОДН.
В связи с этим комитет выдал обществу предписание от 28.02.2020 N ЖН-304-20, в котором заявителю предписано в срок до 02.04.2020 отменить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предъявленную потребителям жилых помещений N 6 МКД с ноября 2019 года.
Не согласившись с названным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, согласившись с позицией комитета.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Апелляционная инстанция, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, оказанием коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах и оплатой таких услуг, в силу части 1 статьи 4 и статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 36 ЖК РФ определен перечень общего имущества в МКД, которое принадлежит собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности.
Согласно части 1 статьи 158 названного Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
Пункт 2 Правил N 354 определяет понятия, используемые в данном нормативном правовом акте.
В силу абзаца девятого пункта 2 указанных Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
На основании подпункта "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления.
Как следует из подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к этим Правилам.
Оказание собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению направлено на обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению.
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10.07.2018 N 30-П и от 20.12.2018 N 46-П указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии.
Как установлено частью 8 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В данном случае комитетом установлено и не отрицается подателем жалобы, общество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в спорный МКД, поскольку собственниками помещений названного дома избран способ управление - непосредственное управление домом.
При этом сторонами не отрицается тот факт, что МКД, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, деревня Медниково, улица 40 лет Победы, дом 16, подключен к центральному отоплению, однако не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В квартире N 6 имеется индивидуальное газовое отопление.
В данном случае спор сводится, по сути, к тому, производится ли фактическое отопление общедомового имущества при той системе отопления, которая имеется в спорном МКД.
Комитет настаивает на том, что собственнику квартиры N 6 спорного МКД в представленных на проверку платежных документах за ноябрь и декабрь 2019 года неправомерно, в нарушение Правил N 354, включена плата за отопление на ОДН, поскольку в местах общего пользования спорного дома не имеется теплопотребляющего оборудования (радиаторы отопления отсутствуют), трубопровод отопления заизолирован и проходит с врезкой в каждую квартиру отдельно, в квартирах проводка системы отопления проходит под потолками квартир вторых этажей, на чердачном помещении инженерные сети отсутствуют.
Кроме того, в суде первой инстанции комитетом заявлен дополнительный довод о том, что общество не имело возможности рассчитывать стоимость услуг по отоплению на ОДН в спорном МКД, поскольку в техническом паспорте на данный МКД отсутствует площадь мест общего пользования, которая необходима для расчета по соответствующей формуле, а площадь балконов и террас 36,7 кв. м, принимаемая обществом к расчету, не относится к общедомовому имуществу, поскольку имеющиеся в МКД балконы относятся к конкретным квартирам, и иным собственникам недоступны.
Соглашаясь с позицией комитета о том, что возможность общества предъявлять к оплате стоимость услуг по отоплению на ОДН по данному МКД обусловлена в Правилах N 354 наличием, как теплопотребляющих устройств, так и наличием отапливаемого общедомового имущества, площадь которого подтверждается техническим паспортом на МКД, суд первой инстанции признал правомерными доводы ответчика о том, что в МКД отсутствует реальная возможность отопления общедомового имущества, поскольку в местах общего пользования не только нет теплопотребляющих устройств, но и стояк центрального отопления заизолирован, что исключает возможность теплоотдачи, обеспечивающей качественную услугу теплоснабжения общего имущества МКД.
При этом, как отмечено судом в обжалуемом решении, иного обществом не доказано.
Вместе с тем, делая такой вывод, суд первой инстанции, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, по сути, освободил комитет от бремени доказывания законности и обоснованности принятого им ненормативного правового акта.
Также суд в решении указал на то, что обществом не опровергнут довод комитета о том, что нахождение в МКД транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома, что транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и при наличии их соответствующей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст, определяет МКД как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Так как система отопления МКД представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, технические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) и при отсутствии радиаторов отопления в отдельном помещении обеспечивают теплоотдачу (обогрев) жилого (нежилого) помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов, относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст; далее - ГОСТ Р 56501-2015).
В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Под теплопотребляющей установкой, в силу пункта 4 статьи 2 названного Закона, понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 отоплением признается искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
Согласно примечанию к цитируемому пункту, по отношению к отдельному помещению расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов, к элементам отопления относятся - разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через помещения, а также ограждающие конструкции, плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в помещение поступает теплота.
Таким образом, даже в отсутствие приборов отопления - батарей, отопление помещения может осуществляться путем передачи излучения от нагреваемых поверхностей строительных конструкций соседних помещений.
Учитывая изложенное, отсутствие в помещениях радиаторов отопления не исключает потребление тепловой энергии. Ограждающие конструкции, плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, могут служить для отопления спорных помещений, относящихся к общедомовому имуществу.
Факт подключения спорного МКД, в котором расположено общее имущество дома (подъезд) и жилое помещение Яковлевой Т.П., к централизованной системе теплоснабжения ответчиком не оспаривается.
Таким образом, делая вывод о непредставлении обществом (в отсутствие радиаторов отопления) доказательств фактического потребления тепловой энергии в подъезде, относящемся к общедомовому имуществу, в количестве, позволяющем поддерживать необходимую температуру воздуха, комитет и суд первой инстанции не учли наличие теплоотдачи от элементов внутридомовой системы отопления (стояков, транзитных труб), через ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями и через которые в это помещение поступает тепло.
При этом доказательств наличия во всех остальных жилых помещениях спорного МКД (кроме квартиры N 6) индивидуальной системы отопления газовым котлом ответчиком в ходе проверки не получено и в материалы настоящее дела не представлено. На получение таких обстоятельств комитет в акте проверки не ссылается.
Следовательно, отопление общедомового имущества (в данном случае подъезда) не исключается в том числе за счет транзитных труб, проходящих в остальные имеющиеся в доме квартиры через ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, при том что ответчиком не доказано отсутствие радиаторов отопления в таких жилых помещениях, подключенных к центральной системе отопления.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению на ОДН, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578.
Ссылка суда первой инстанции в обжалуемом решении на отсутствие у общества сведений о причинах заизолированности труб является необоснованной, поскольку, как общество не является управляющей организацией спорного МКД и не отвечает за содержание и ремонт общедомового имущества собственников этого дома.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "ТК Новгородская" как исполнитель коммунальной услуги поставляет в спорный МКД тепловую энергию надлежащего качества и в меньшем размере, чем это необходимо, комитетом в материалы дела не представлено.
Следовательно, в силу положений статьи 65 АПК РФ именно на комитет, принявший оспариваемое предписание, возложена обязанность достоверно доказать по чьему именно решению и надлежаще ли произведена обмотка труб центрального отопления в подъезде полиэтиленовой пленкой (изолирование), а также доказать тот факт, что такое изолирование действительно исключает какую-либо теплоотдачу, тем самым, приводит к отсутствию фактического потребления жителями дома тепловой энергии на ОДН.
Вместе с тем таких доказательств в материалах дела также не имеется.
В данном случае, заявляя о том, что нахождение в МКД транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома, что транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и при наличии их соответствующей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, комитет не представил в материалы настоящего дела доказательства, отвечающие требованиям статьи 68 АПК РФ, достоверно подтверждающие тот факт, что стояк центрального отопления заизолирован в полном объеме, а также то, что такая изоляция исключает возможность теплоотдачи, обеспечивающей качественную услугу теплоснабжения общего имущества МКД.
Ни в акте проверки, ни оспариваемом предписании не имеется сведений о том, что комитетом в ходе проверки производились какие-либо замеры температуры в подъезде с изолированным трубопроводом теплоэнергии.
Доказательств, однозначно подтверждающих факт несоответствия как в отопительный период в целом, так и в период проведения проверки, в помещении, относящемся к общедомовому имуществу, температуры воздуха нормативам потребления теплоснабжения, комитетом в материалы дела также не предъявлено.
Экспертизы на предмет относимости имеющегося в подъезде спорного дома оборудования к отопительным приборам либо на предмет соответствия его установленным техническим требованиям энергопринимающих устройств комитетом в ходе проверки не проводилось.
В суде такого ходатайства ответчиком также не заявлялось.
С учетом изложенного само по себе наличие в помещениях общедомового имущества (подъезде) тепловой изоляции трубопроводов в отсутствие доказательств иного не свидетельствует об отсутствии теплоснабжения указанных помещений.
Ссылка суда первой инстанции на определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2018 N 307-ЭС18-16128 признается коллегией судей несостоятельной, поскольку данное определение принято по делу с иными доказательствами и обстоятельствами, не аналогичными настоящему спору.
Ссылка комитета и суда первой инстанции на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (пункт 58, подпункты 61.2, 61.3), согласно которым расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей), учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, является ошибочной, поскольку потери, которые включены в тариф на передачу тепловой энергии, учитываются в тепловых сетях, расположенных до границы стены многоквартирного дома. Потери в общедомовых сетях не включаются в тарифы теплоснабжающих организаций.
При таких обстоятельствах отказ собственника спорного помещения, входящего в тепловой контур МКД, от оплаты услуги по отоплению на ОДН не допускается.
Кроме того, освобождение собственника спорных помещений от оплаты услуги отопления на ОДН увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
В силу пункта 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) названных Правил.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В рассматриваемом случае расчет потребленной тепловой энергии в целях содержания общего имущества в спорном МКД обществом произведен на основании пункта 42 (1) и по формуле 2(4) Правил N 354.
Так, Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4):
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2(6) приложения 2 к Правилам N 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на жилое помещение объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Как пояснил представитель общества в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку в квартире N 6 спорного МКД установлен индивидуальный источник тепловой энергии, показатель Vi принимался заявителем при расчете платы по формуле 2(4) равным нулю.
Данный факт комитетом не оспаривается.
Каких-либо претензий к арифметическому расчету размера платы за отопление на ОДН, включенной в платежные квитанции третьего лица с ноября 2019 года, ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не содержится.
Приведенные комитетом в суде первой инстанции доводы о том, что общество не имело возможности рассчитывать стоимость услуг по отоплению на ОДН в спорном МКД, поскольку в техническом паспорте на данный МКД отсутствует площадь мест общего пользования, которая необходима для расчета по соответствующей формуле, а площадь балконов и террас 36,7 кв. м, принимаемая обществом к расчету, не относится к общедомовому имуществу, поскольку имеющиеся в МКД балконы относятся к конкретным квартирам, и иным собственникам недоступны, также не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы не были положены в основу принятия оспариваемого предписания.
Как указано выше и следует из содержания акта проверки от 28.02.2020 N ЖН-304-20, каких-либо претензий к порядку расчета обществом платы за теплоснабжение на ОДН, к конкретным показателям данных, использованных заявителем при таком расчете, в том числе претензий относительно отсутствия в техническом паспорте площади мест общего пользования, которая необходима для расчета платы по формуле, примененной заявителем, комитетом по результатам проверки не предъявлялось.
В оспариваемом предписании таких претензий также не содержится.
В акте отражено, что единственным основанием несогласия ответчика с размером платы за услугу теплоснабжения на ОДН, предъявленной собственникам квартиры N 6 в квитанциях за ноябрь и декабрь 2019 года, послужил вывод комитета о том, что в связи с отсутствием в местах общего пользования спорного дома теплопотребляющего оборудования (радиаторов отопления), а также изолированностью трубопровода отопления и отсутствием в чердачном помещении инженерных сетей.
Вместе с тем суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, основывал решение в том числе на данном доводе ответчика, признав этот довод правомерным.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела подлежат установлению обстоятельства наличия (отсутствия) оснований, послуживших причиной выдачи обществу оспариваемого предписания на дату его подписания, исходя из доводов и доказательств, собранных комитетом на указанную дату.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 9-П, суд не может подменять собой контролирующий орган и восполнять недостатки, допущенные при проведении проверки, определять нарушения законодательства, не выявленные и не установленные надлежащим способом, с соблюдением требований законодательства контролирующим органом при проведении проверки.
Предписание является решением государственного органа, имеющим свойства ненормативного акта, так как выносится в порядке реализации контрольно-надзорных полномочий и за его неисполнение частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе для должностных лиц. Поэтому из предписания должно четко усматриваться, какие нарушения допущены заявителем, какие нормы права им при этом нарушены и что следует предпринять в целях устранения нарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае комитет, заявив в суде дополнительный довод в обоснование необходимости перерасчета платы за отопление на ОДН, по сути, предпринял попытку восполнить недостатки, допущенные при проведении проверки общества, однако данный довод не был положен в основу оспариваемого предписания, суду первой инстанции надлежало производить оценку законности этого предписания исходя из выводов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, на основании которого выдано данное предписание.
Иное свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон.
Более того, несмотря на данное обстоятельство при расчете потреблённой тепловой энергии, ООО "ТК Новгородская" правомерно использовало общую площадь нежилых помещений, входящую в состав общего имущества спорного МКД, а именно лестничных клеток в размере 36,7 кв. м.
При этом вопреки выводам суда первой инстанции, площадь лестничных клеток 1, 2 этажей отражена в экспликации к поэтажному плану Технического паспорта на спорный МКД от 14.12.1992 (том 1, листы 83, 94 - 95) и составляет соответственно 18,0 кв. м и 18,7 кв. м (всего 36,7 кв. м).
Тот факт, что общая площадь лестничных клеток совпадает с площадью балконов и терасс, внесенной на второй странице Технического паспорта (том 1, лист 84), не свидетельствует о незаконности действий общества при расчете платы за отопление на ОДН, поскольку как указано ранее в настоящем постановлении, лестничные клетки относятся к общему имуществу дома, их площадь предусмотрена в экспликации к техническому паспорту.
Таким образом, следуя презумпции потребления тепловой энергии через систему отопления всеми собственниками (иными законными пользователями) помещений в многоквартирном доме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности ответчиком оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания и возложения на заявителя обязанности произвести перерасчет собственнику квартиры N 6 названного дома платы за отопление на ОДН с ноября 2019 года.
Доказательств того, что расчет объема поставленной в помещения ответчика тепловой энергии истец произвел не в соответствии с указанными нормами права, объем ресурса завышен, ответчик не предъявил.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам спора, не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
На основании изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении предъявленных заявителем требований.
Следовательно, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявленных требований и апелляционной жалобы общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 3 000 руб. и за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1 500 руб. (всего 4 500 руб.) подлежат взысканию с комитета в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 июня 2020 года по делу N А44-1450/2020 отменить.
Признать не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации и недействительным предписание Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 28.02.2020 N ЖН-304-20.
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" (ОГРН 1135321001639, ИНН 5301003692; адрес: 175000, Новгородская область, район Батецкий, поселок Батецкий, улица Лесная, дом 3а) 4 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1450/2020
Истец: ООО "ТК Новгородская"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Доверие", Яковлева Татьяна Петровна, ФГУП Старорусское отделение Новгородского филиала "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд