Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф05-6993/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А40-19123/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Гармаева Б.П., Маслова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сандра-Металлург" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2020 г. по делу N А40-19123/20,
по иску ООО "Сандра-Металлург" (ОГРН: 1125031003360, ИНН: 5031102185)
к ответчику: ООО "Хартия" (ОГРН: 1127746462250, ИНН: 7703770101)
о понуждении к заключению договора,
при участии в судебном заседании:
от истца: Буравцова М.В. по доверенности от 26.12.2019 б/н.
от ответчика: Черкавская Е.Н. по доверенности от 12.05.2020 N 56/Ю-2020.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Сандра-Металлург" с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ХАРТИЯ" о понуждении к заключению договора, а именно: договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", по цене 739 (семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек, с учетом НДС 20% за 1 куб.м, по объему, определенному расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов - один контейнер, объемом 8 м/куб. в месяц (п.п. а п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 г, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца настаивает на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, исходя из следующего:
При исследовании материалов дела установлено, что ООО "ХАРТИЯ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец 07.08.2019 обратился к ответчику с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, с учетом норм п. 8.6 Постановления N 1156 и приложением документов, предусмотренных п. 8.7 Постановления N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641".
Согласно п. 8.8 Постановления N 1156, заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) Постановления N 1156, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В силу п. 8.10 Постановления N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Постановления N 1156, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Истец указывает в иске, что несмотря на то, что в заявке истца имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные п.п. 8(6) и 8(7) ПостановленияN 1156, два экземпляра подписанного со стороны ответчика проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, истцом до настоящего времени не получены.
26.09.2019 истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил ответчика в срок до 30.09.2019 представить истцу два экземпляра подписанного со стороны ответчика проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчик получил указанную претензию 01.10.2019, однако, подписанный со стороны ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО истцом, не направил.
Указанные обстоятельства явились основанием для предъявления настоящего искового требования в суд.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Исходя из п.2 ст.445 ГК РФ, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, либо по соглашению сторон условия договора, по которым, у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012
N 11657/11,
Правоотношения в сфере обращения с ТКО, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту -Закон N 89- ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее -Правила N 1156).
Согласно норм ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п. 8(1) Правил N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1и 9 статьи 157.2Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе, некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее по тексту - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 8(3), 8(4) Правил N 1156).
В силу п. 8(17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом"Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также, в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)- 8(7)настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)- 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель, не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)- 8(7)настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из п. 8(18) Правил N 1156, следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правомерно определено судом первой инстанции, что в зоне деятельности истца, ответчик является региональным оператором.
Истец, обращаясь с иском в суд, ссылается на то, что им была направлена заявка на заключение договора оказания услуг ТБО; документы, предусмотренные приведенной в п. 8(7) Постановления N 1156, фактически приложены истцом к заявке на заключение договора, представленной в адрес ответчика, что подтверждается копией сопроводительного письма N б/н от 08.08.2019, и приняты сотрудником ответчика.
Из сопроводительного письма следует, что истец представил в адрес ответчика следующие документы для оформления договора: доверенность N 01/08, заявку, договор, копию договора аренды NСандра-Металлург/2015 от 02.11.2015.
Как правильно указал суд первой инстанции, документами, содержащими сведения о назначении и площади арендованных истцом нежилых помещений, в данном случае являются: свидетельство о государственной регистрации права, являющееся неотъемлемой частью договора аренды N Сандра-Металлург/2015 от 02.11.2015 (приложение N 2 к договору аренды), поэтажный план здания Ногинского филиала ГУП МО МОБТИ (приложение N 3 к договору аренды).
Как установлено в п. 8(8) Постановления N 1156, в случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего, приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов.
Пунктом 8(4) Порядка предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пп.г) п. 8(7) Порядка к заявке потребителя прилагаются документы о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения. нежилого помещения, о плошали и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единил, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в заявке истца отсутствуют сведения о расчетных единицах, в отношении которых, установлен норматив образования ТКО, а также, отсутствует приложения N 1 проекта договора, который, в одностороннем порядке составил истец; при этом, данный договор не соответствует типовой форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (в ред. от 15.12.2018).
Согласно переписке сторон, ответчиком дан разъяснительный ответ о необходимости предоставления сведений о расчетных единицах, в отношении которых установлен норматив образования ТКО (штатная численность) с целью осуществления расчета норматива образования ТКО истца и составления договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу норм постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018), только в случае предоставления соответствующих документов, в том числе, необходимых для расчета норматива образования ТКО согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 г. N 424-РМ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" (в ред. Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.09.2019 г. N 727-РМ), региональный оператор составляет проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и направляет его потребителю.
В том числе, истцом должны были быть представлены заверенные документы о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта,
Спор касается способа учета твердых коммунальных отходов, поскольку истец требует заключить договор на условиях учета твердых коммунальных отходов по фактическому объему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", договор, который является типовым, может быть заключен только исходя из нормативов накопления КТО или исходя из расчета кубатуры контейнеров с учетом потребности вывоза и его характера (регулярный или заявочный). Способ расчета КТО, исходя из фактического объема мусора заключение типового договора с региональным оператором законодательство РФ не предусматривает.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что его договор составлен на типовых условиях, не принимается во внимание, поскольку в его условиях содержался расчет по фактическому объеме; при этом, соответствующих документов, согласно пп.г) п. 8(7) Порядка, истец в адрес ответчика не направил, в связи с чем, у регионального оператора не имеется обязанности заключить договор именно по фактическому объему ТБО.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не предоставлено ответчику полного пакета необходимых для направления последним договора, документов, а также, не соблюдена процедура предусмотренная нормами ст. 445 ГК РФ.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, складирование ТКО осуществляется потребителями следующим способом: в расположенные на контейнерных площадках контейнеры, бункеры, в том числе для раздельного накопления ТКО.
Согласно п. 1.9 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области"юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, находящиеся и (или) осуществляющие любые виды деятельности на территории Московской области, обязаны выполнять требования настоящего Порядка при накоплении (в том числе раздельном накоплении) ТКО, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании п. 3.6 Распоряжения количество контейнеров, необходимых для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика заключить договор на предложенных истцом условиях, поскольку у истца отсутствуют документы, свидетельствующие о согласовании сторонами условий договора или наличия разногласий, подлежащих урегулированию.
В пункте 1 статьи 422 ГК РФ регламентировано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что данная жалоба не подлежит удовлетворению, так как, перечисленные в ней доводы в полном объёме уже заявлялись истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были исследованы, оценены и не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Заявителем не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе распределены апелляционным судом в порядке норм ст. 110 АПК РФ и отнесены на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266- 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 г. по делу N А40-19123/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сандра-Металлург" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19123/2020
Истец: ООО "САНДРА-МЕТАЛЛУРГ"
Ответчик: ООО "ХАРТИЯ"