г. Чита |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А19-14495/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу N А19-14495/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1133850029334, ИНН 3808230890, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ямская, д. 35А) к Муниципальному унитарному предприятию "ТеплоВодоСнабжение п. Перевоз" (ОГРН 1083802000402, ИНН 3802011958, адрес: 666960, Иркутская область, Бодайбинский район, п. Перевоз, ул. Геологическая, д. 5) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2018 в размере 2500 руб., за октябрь 2018 в размере 2000 руб., за ноябрь 2018 в размере 1000 руб. за 2018 год в размере 5500 руб.,
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее - УПФР в Иркутском районе Иркутской области, заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "ТеплоВодоСнабжение п. Перевоз" (далее - МУП "ТВС п. Перевоз", предприятие, страхователь) о взыскании 11 000 руб., составляющих сумму штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2018 (2500 руб.), за октябрь 2018 (2000 руб.), за ноябрь 2018 (1000 руб.), за 2018 год (5500 руб.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что, подав 24.10.2019 и 29.10.2019 дополняющие формы за перечисленные периоды, МУП "ТВС п. Перевоз" не нарушило пятидневный срок для устранения имеющихся ошибок в представленных сведениях и передачи уточненных (дополненных) сведений, предусмотренный пунктом 39 Инструкции N 766н, в связи с чем, у УПФР в Иркутском районе Иркутской области отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УПФР в Иркутском районе Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2020 г. по делу А19-14495/2020 отменить и принять новое решение о взыскании с Муниципального Унитарного Предприятия "ТеплоВодоСнабжение п. Перевоз" в пользу УПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) штрафных санкций в размере 11 000 (одиннадцать тысяч) рублей.
Полагает, что Муниципальное Унитарное Предприятие "ТеплоВодоСнабжение п. Перевоз" нарушил установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27 - ФЗ срок для представления формы СЗВ - М. СЗВ - СТАЖ за отчетный период -2018 год на 11 ЗЛ по ТКС с ЭЦП, за сентябрь месяц 2018 года на 5 ЗЛ по ТКС с ЭЦП, за октябрь месяц 2018 года на 4 ЗЛ, за ноябрь месяц 2018 года на 2 ЗЛ по ТКС с ЭЦП. Должником поданы дополняющие сведения в отношении застрахованных лиц, о которых данные ранее не подавались, были представлены впервые в дополняющих формах, после предусмотренного законом срока.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем в УПФР в Иркутском районе Иркутской области посредством электронного документооборота 24.10.2019 представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2018 на 5 застрахованных лиц, за октябрь 2018 на 4 застрахованных лица, за ноябрь 2018 на 2 застрахованных лица, а 29.10.2019 представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год на 11 застрахованных лиц.
По результатам проведенных проверок правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда составлены соответствующие акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 30.10.2019 N 048S18190026452, N 048S18190030102, N 048S18190026453, N 048S18190026454.
УПФР в Иркутском районе Иркутской области вынесены решения от 16.12.2019 N 048S19190028290, от 16.12.2019 N 048S19190028291, от 16.12.2019 N 048S19190028293 и от 24.01.2020 N 048S19200001981, в соответствии с которыми МУП "ТВС п. Перевоз" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе:
- за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за сентябрь 2018, в виде штрафа в размере 2500 руб.;
- за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за ноябрь 2018, в виде штрафа в размере 1000 руб.;
- за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за 2018 год, в виде штрафа в размере 5500 руб.;
- за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за октябрь 2018, в виде штрафа в размере 2000 руб.
Требования об уплате штрафа от 29.01.2020 N 048S01200001644, N 048S01200001645, N 048S01200001646, от 03.03.2020 N 048S01200005267, направленные ответчику, в установленные сроки не исполнены. В связи с неуплатой ответчиком сумм штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УПФР в Иркутском районе Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МУП "ТВС п. Перевоз" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данном пункте.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", далее - Инструкция N 766н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
Из пункта 37 Инструкции N 766н следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователем в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота представлены исходные индивидуальные сведения, в том числе: 18.10.2018 - за сентябрь 2018 на 34 застрахованных лица, 09.11.2018 - за октябрь 2018 на 31 застрахованное лицо, 11.12.2018 - за ноябрь 2018 на 31 застрахованное лицо, 24.01.2019 - за 2018 год на 54 застрахованных лица, что отражено в соответствующих актах и решениях УПФР в Иркутском районе Иркутской области.
Управлением в результате сверки представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года выявлены расхождения по застрахованным лицам.
Страхователю 22.10.2019 направлено уведомление о расхождениях в представленных сведениях по формам СЗВ-стаж и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года с приложением списков работников, не прошедших сверку.
Предприятием в УПФР в Иркутском районе Иркутской области посредством электронного документооборота 24.10.2019 представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2018 на 5 застрахованных лиц, за октябрь 2018 на 4 застрахованных лица, за ноябрь 2018 на 2 застрахованных лица, а 29.10.2019 представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год на 11 застрахованных лиц, сведения в отношении которых в исходных формах отсутствовали. Данные уточненные (исправленные) сведения были представлены в связи с направлением территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю уведомления об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий от 22.10.2019.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что подав 24.10.2019 и 29.10.2019 дополняющие формы за перечисленные периоды, МУП "ТВС п. Перевоз" не нарушило пятидневный срок для устранения имеющихся ошибок в представленных сведениях и передачи уточненных (дополненных) сведений, предусмотренный пунктом 39 Инструкции N 766н, в связи с чем, у УПФР в Иркутском районе Иркутской области отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что были представлены сведения на лиц, которые ранее не представлялись, также отклоняются апелляционным судом с учетом следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом в отзыве подходы и основанные на них доводы, по сути лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на новую редакцию п.39 Инструкции также отклоняются, поскольку она не может изменить положений ст.15 закона N 27-ФЗ, допускающих представление дополнительных сведений и в отношении лиц, по которым сведения в исходной форме не содержались, а в отношении лиц, по которым сведения ранее представлялись, данный пункт Инструкции содержит условие непривлечения к ответственности, которое предприятием выполнено.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требования УПФР в Иркутском районе Иркутской области о взыскании с ответчика штрафных санкций удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу N А19-14495/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14495/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: МУП "Тепловодоснабжение п.Перевоз"