Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф04-1487/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А46-20730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12494/2020) индивидуального предпринимателя Гега Светланы Эдуардовны на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2020 по делу N А46-20730/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гега Светланы Эдуардовны (ИНН 550702273340, ОГРНИП 316554300153772) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительным распоряжения от 31.10.2019 N 1858,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Гега Светланы Эдуардовны - Кондратьева Наталья Викторовна по доверенности от 15.08.2018 сроком действия десять лет, диплом;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Раевская Екатерина Евгеньевна по доверенности N 5200 от 03.06.2020 сроком действия один год, диплом);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гега Светлана Эдуардовна (далее - ИП Гега С.Э., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 31.10.2019 N 1858 "Об отказе а предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:19503 в Центральном административном округе города Омска".
В качестве способа восстановления права предприниматель просила обязать заинтересованное лицо заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:19503.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2020 по делу N А46-20730/2019 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что основания для предоставления земельного участка без проведения торгов отсутствуют, поскольку, исходя из технико-экономических показателей проектной документации на склад негорючих материалов, общая площадь застройки составляет 71,6 кв. м. и значительно превышает площадь испрашиваемого предпринимателем земельного участка (1 294 кв. м).
Не соглашаясь с решением суда, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку на земельном участке располагается только возведенный объект - склад негорючих материалов, что соответствует разрешенному виду деятельности; согласно заключению судебной экспертизы площадь участка соответствует необходимой для обслуживания имеющегося объекта недвижимости.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица - доводы отзыва.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 12.09.2018 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:19503; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования коммунально-складской объект, не являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, площадь участка; площадь участка 1 294 кв.м. (т.1 л.д.42-43).
Распоряжением от 18.12.2018 N 448-р было принято решением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка 55:36:070402:19503. Решением об утверждении условий проведения аукциона от 20.12.2018 N 2751 было определено разрешенное использование (назначение) земельного участка: коммунально-складской объект, не являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:19503, изложенным в протоколе по лоту N 1 от 29.01.2019 победителем была признана ИП Гега С.Э.(т.1 л.д.40-41).
11.03.2019 между предпринимателем и Департаментом был заключен договор аренды от N Д-Ц-31-11706-А (т.1 л.д.35-39) на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:19503, площадью 1 294 кв.м., расположенный по улице 26-я Северная в Центральном административном округе города Омска. Цель использования: для строительства коммунально-складской объект, не являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На основании заявления предпринимателя 29.04.2019 был разработан градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.44-52).
Распоряжением от 31.05.2019 N 571 ИП Гега С.Э. было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - склада негорючих материалов (т.1 л.д.53-56).
Распоряжением от 12.09.2019 N 1294 законченный строительством объект "Склад негорючих материалов", расположенный по адресу улица 26-я Северная, дом 13А, корпус 3А, Центральный административный округ города Омска был введен в эксплуатацию (т.1 л.д.57-61).
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) 02.10.2019 было зарегистрировано право собственности Гега С.Э. на указанный объект: сооружение дорожного транспорта; склад негорючих материалов, которому присвоен кадастровый номер 55:36:070402:19714 (т.1 л.д.62-64).
04.10.2019 предприниматель обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:19503 для эксплуатации объекта недвижимости (т.1 л.д. 65).
Распоряжением от 31.10.2019 N 1858 заинтересованным лицом было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с тем, что:
- разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении;
- площадь земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для земельного участка под складом.
Полагая, что данный отказ, изложенный в распоряжении от 31.10.2019 N 1858, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) законность и обоснованность решения по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельного участка, находящегося под объектом недвижимости и необходимого для его обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, с учетом того, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первым этапом предоставления земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В конкретной ситуации, по мнению заинтересованного лица, имеются основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, предусмотренные пунктами 1, 14 статьей 39.16 ЗК РФ, а именно
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
По мнению заявителя, его право на выкуп земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:19503, находящегося по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица 26-я Северная, площадью 1 294 кв.м., вид разрешенного использования: коммунально-складской объект, не являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека обусловлено правом собственности на следующий объект недвижимости: склад негорючих материалов общей площадью 71,6 кв. м.
Действительно, пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.
Однако, в соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Следовательно, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
При этом, формируемый земельный участок должен соответствовать предельным (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (статья 11.9 ЗК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия полагает отказ Департамента, изложенный в оспариваемом распоряжении от 31.10.2019 N 1858, правомерным и обоснованным, исходя из следующего.
Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 (далее Решение N 519) осуществлена на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Омской области от 09.03.2007 N 874-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Омской области" и Решения Омского городского Совета от 17.12.2014 N 295 "О порядке подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" были утверждены Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Нормативы разработаны в соответствии со статьей 8, главой 3.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реализации полномочий Администрации города Омска и включения нормативов в систему нормативных документов, регламентирующих градостроительную деятельность на территории города Омска.
Нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения города Омска и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения города Омска, установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения городского округа.
Нормативы устанавливают требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории города Омска, независимо от их организационно-правовой формы (раздел 1 решения N 519).
В силу Приложения N 1 Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области раздел 10 "Нормативы градостроительного проектирования производственных зон" подраздел 10.4. "Нормативные параметры коммунально-складских зон" пункт 10.4.4. предусматривает, что расчетные показатели и нормативные параметры градостроительного проектирования складов следует принимать для:
- общетоварных складов - по таблице 10.4.3 нормативов;
- специализированных складов - по таблице 10.4.4 нормативов.
В силу таблицы 10.4.3 утверждены следующие нормативы: для общетоварных продовольственных складов 77кв.м./1000 чел - размер земельного участка 310/210 кв.м.; для общетоварных непродовольственных складов 217 кв.м./1000 чел - размер земельного участка 740/490 кв.м.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что испрашиваемая площадь формируемого участка превышает площадь участка, рассчитанную с учетом утвержденных нормативов градостроительного проектирования.
Суд апелляционной инстанции также признает обоснованными выводы суда первой инстанции относительно того, что документально не обоснована необходимость предоставления земельного участка испрашиваемой площадью 1 294 кв.м. под эксплуатацию склада негорючих материалов общей площадью 71,6 кв. м.
В качестве обоснования данной площади заявитель ссылается на заключение эксперта, составленное обществом с ограниченной ответственностью "Центр правовой помощи "Цитадель" (т.2 л.д.17-39).
Как правильно указал суд первой инстанции из экспертного заключения общества с ограниченной ответственностью Центр правовой помощи "Цитадель" нормативная площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1 294 кв.м., из которых 71,6 кв.м - площадь занимаемая сооружением, 152 кв.м площадь для складирования с бетонным покрытием, 270 кв.м. площадь для складирования с песочным покрытием, 443 кв.м площадь асфальтированная для проезда, тротуара, парковок, 357 кв.м. площадь, необходимая для озеленения.
При этом, в заключении эксперта не представлено никакого обоснования, в силу чего для эксплуатации объекта площадью застройки 71,6 кв. м. необходимы указанные площади.
На несоответствие экспертного заключения требованиям относимости, допустимости, всесторонности и полноты проведенного исследования указано также в заключении общества с ограниченной ответственностью "СтройТех Эксперт" от 27.07.2020 N 6/20.СЭ (т.2 л.д.57-68).
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, Департамент обоснованно указывает на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как было выше сказано, действующими нормами земельного законодательства (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ) установлен императивный запрет на приватизацию земельных участков гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном кадастре недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка. Такие выводы согласуются с существующей правоприменительной практикой, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 305-КГ16-9206, от 10.04.2017 N 307-ЭС17-2389, от 21.08.2017 N 307-ЭС17-10579, от 10.04.2019 N 307-ЭС17-2389.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Для данного земельного участка установлен вид его разрешенного использования - коммунально-складской объект, не являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
При этом, в материалах дела имеется акт обследования земельного участка от 16.10.2019 N 231-ц, согласно которому на земельном участке построено сооружение, представляющее собой монолитную железобетонную плиту площадью 235 кв.м. по наружному обмеру с пятью канализационными отводами и установленным на ней нежилым помещением с навесом общей площадью 62 кв.м. по наружному обмеру. Северная часть участка представляет собой открытую площадку, на которой располагаются навалы грунта. На момент осмотра сооружение закрыто и деятельность не осуществляет.
Таким образом, по результатам осмотра с фотографированием, выявленные обстоятельства которого не опровергнуты заявителем, следует, что на участке отсутствует склад негорючих материалов. Осмотренный объект представляет собой не эксплуатируемую автомойку.
При таких обстоятельствах следует признать, что установленный в настоящее время в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного участка - для целей строительства - фактическим целям использования.
Учитывая установленный нормами ЗК РФ императивный запрет на приватизацию земельных участков в случае несоответствия установленного вида разрешённого использования фактическому, у Департамента отсутствовали правовые основания для предоставления спорного участка обществу в собственность в порядке приватизации.
Поскольку оспариваемый отказ не противоречит предусмотренным законом основаниям для отказа в предоставлении участков в собственность (пункт 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ), он не нарушает прав и законных интересов ИП Гега С.В. и, следовательно, правовые основания для признания его незаконным применительно к положениям статей 198, 200 АПК РФ у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении в полном объеме заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат по результатам рассмотрения дела отнесению на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гега Светланы Эдуардовны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2020 по делу N А46-20730/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20730/2019
Истец: Индивидуадьный предприниматель Гега Светлана Эдуардовна
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: ООО "Центр Правовой Помощи "Цитадель", эксперт Дыкова Оксана Петровна